Программа модульного курса "Парадигма памяти" в пространстве современного социально-гуманитарного знания



страница1/15
Дата22.01.2018
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социологии, экономики и права


Кафедра культурологи

ПРОГРАММА

модульного курса
"Парадигма памяти" в пространстве современного социально-гуманитарного знания

(memory studies: культурная, социальная историческая память)

для аспирантов, обучающихся по специальностям культурологического, исторического и социологического

профиля

Москва

2008

Пояснительная записка


Начиная с 1920-х годов в социально-гуманитарном знании память начинает рассматриваться в социально-культурном измерении. В социологии и искусствознании возникли понятия коллективной и социальной памяти. Однако только «мемориальный бум» в науках о культуре и обществе последних десятилетий привёл исследователей к выводу о том, что на сегодняшний день формируется новая парадигма социально-гуманитарных исследований, связанная с понятиями «память», «воспоминание», «забвение», взятыми в качестве социально-культурных явлений. Поток работ, которые могут быть отнесены к области «исследований памяти» (memory research) в разных научных областях на протяжении 1980-90-х годов нарастал лавинообразно. Исследования коллективной (социальной, культурной, исторической) памяти стали местом встречи социологов, историков, психологов, социальных (культурных) антропологов, литературоведов, специалистов в области теории массовых коммуникаций и т.д. В 1990-х годах были сделаны первые попытки осмысления состояния исследовательского поля и степени его интегрированности, было введено понятие "культурной памяти". Стало ясно, что различные явления и сферы культуры и социальной жизни – искусство и литература, политика, религия и право и т.д. – могут быть рассмотрены теперь в новой перспективе и поставлены в новую взаимосвязь. Традиционная проблематика целого ряда областей знания стала переосмысливаться в свете "мемориальной парадигмы". В первую очередь это относится к таким дисциплинам, как культурология, история, социология.

На сегодняшний день квалифицированный специалист в любой из этих областей знания уже не может не владеть "мемориальной проблематикой". Инновационные программы подготовки в области "memory studies" постепенно вводятся в последние годы в ряде ведущих университетов Европы и США. Стандартные учебные планы и учебные пособия в западных университетах находятся в стадии разработки, подготовки и апробации. Поэтому представляется, что реализация подобной программы при подготовке аспиратнов социально-гуманитарных специальностей МПГУ в полной мере соответствует задачам выхода научно-исследовательского и образовательного процессов в Университете на инновационный путь развития и абсолютно точно отвечает статусу МПГУ как инновационного вуза.

Модульный курс включает в себя четыре блока. Первый, "Социальная (культурная) память: концепции, дискуссионные проблемы, теоретико-методологические основания анализа", является общим для аспирантов всех специальностей. Его содержание раскрывается преимущественно на поточных лекциях. Три других блока ориентированы на культурологов, историков и социологов соответственно. Это - "Изучение культурной памяти как научная программа современной культурологии", "Историческая наука и "парадигма памяти": новые вызовы и новые перспективы исследований", "Социальная память как объект и категория социологического анализа". Их изучение происходит главным образом на семинарских занятиях.
1. Цели и задачи дисциплтны
Цель модульного курса состоит в изучении фундаментальных теоретико-методологических проблем, категорий и принципов "мемориальной парадигмы" с целью выявления её эвристического потенциала для анализа основных проблем социологического, культурологического и исторического знания.

Задачи модульного курса:
- рассмотреть основные концепции культурной (социальной, исторической) памяти;

- сформировать у аспирантов знание основных понятий и принципов "мемориальной парадигмы";

- раскрыть наиболее важные дискуссионные проблемы "мемориальных исследований";

- показать значение "мемориальной парадигмы" для современного исторического знания;

- выявить особенности социологического анализа социальной памяти;

- изучить эвристический потенциал понятия "социальная память" для анализа социологической проблематики;

- обосновать значимость концепта культурной памяти как основания для построения исследовательской программы современной культурологии.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Аспирант, изучивший дисциплину, должен:
знать основные концепции социальной (культурной, исторической) памяти, историю изучения данных феноменов в рамках социально-гуманитарного знания, современные тенденции в их анализе, основные понятия и принципы "мемориальной парадигмы", главные направления теоретико-методологических дискуссий в данной области и пути применения подходов, разработанных в рамках "парадигмы памяти", к своему профильному специально-научному знанию;
уметь анализировать фундаментальные и теоретико-методологические проблемы "мемориальных исследований", применять результаты этого анализа для изучения прикладных вопросов и эмпирического материала профильной дисцилины;
владеть навыками корректного использования понятий и категорий "парадигмы памяти", осознанного оперирования основными подходами к анализу социальной (культурной, исторической) памяти, проведения собственных исследований с области истории, социологии и культурологии на основе принципов и положений "мемориальной парадигмы".
3. Объём и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объём работы, часов

Общая трудоёмкость

64 часа

Аудиторные занятия, в т.ч.
Лекции
Семинары

32 часа
12 часа
20 часов

Самостоятельная работа

32 часа

Виды отчётности по дисциплине

Реферат


Итоговый коллоквиум

1

1


Содержание дисциплины




  1. Содержание дисциплины «Социальная (культурная) память: концепции, дискуссионные проблемы, теоретико-методологические основания анализа».

Разделы и виды занятий




№№

Каталог: ~discours -> images -> stories
stories -> Абстрактного имени Москва 1997 ббк 81
stories -> Гипотеза лингвистической относительности: аргументы «за» и «против»
stories -> Гипотеза лингвистической относительности: «за» и «против»
stories -> Гипотеза лигвистической относительности: аргументы «за» и «против»
stories -> Гипотеза лингвистической относительности: аргументы «за» и «против»
stories -> В. Красных. № Гипотеза лингвистической относительности
stories -> Ю. М. Лотман семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки Санкт-Петербург «Искусство-спб»
stories -> Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница