Программа минимум кандидатского экзамена по специальности



Скачать 276.71 Kb.
страница1/6
Дата06.03.2018
Размер276.71 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

Федеральное государственно бюджетное учреждения науки Институт психологии Российской академии наук


Принято

Ученым советом ИП РАН

Протокол № 5 от « 25 » октября 2012 г.

Председатель Ученого совета

Член-корр. РАН А.Л. Журавлёв ______________

ПРОГРАММА – МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности



19.00.13 - «Психология развития, акмеология»

Москва, 2012

Введение

Программа кандидатского экзамена по специальности 19.00.13 психология, развития, акмеология (психологические науки) направлена на проверку знаний и компетенций аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук обобщать и систематизировать накопленные современной психологией и смежными науками знания о психическом и профессиональном развитии человека, ориентироваться в различных подходах, теориях и методах психолого-акмеологического обеспечения диагностики, коррекции, активизации и консультирования тех аспектов развития, учет которых важен для оптимизации жизнедеятельности человека и, в особенности, его профессионально значимых качеств.

Аспиранты и соискатели должны продемонстрировать умение выделять проблемные моменты в теориях и концепциях, выделять значимые для науки достижения, указывать перспективы разработки проблемных областей.

Раздел I. История и методы психологии развития. Принципы психического развития. Детерминация психического развития.

Тема 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.

Психология развития в системе психологических наук. Предмет, задачи и объект исследования психологии развития (генетической психологии), детской и возрастной психологии. Структура психологии развития. Связь с другими психологическими дисциплинами. Место и значение психологического знания о человеке и его развитии в общей психологии и прикладных областях.

Стратегии и методы исследования психического развития. Естествнно-научная, культурно-историческая, системная и субъектная парадигмы в исследовании психического развития. Нормативная и индивидуальная траектории психического развития. Взаимосвязь методов и теории в изучении психического развития человека. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии развития. Прикладная психология развития: достижения и проблемы.

Исторический и социальный контекст выделения данной области психологии. Социальные и естественно - научные предпосылки возникновения психологии развития. Становление психологии развития как области психологического знания (В. Прайер, А.Бине, К.Бюллер, У.Штерн, С. Холл, З.Фрейд, Дж.Селли, Дж.Уотсон, А.Гезелл, В.М.Бехтерев). Изучение проблем психического развития в основных направлениях психологической науки в Х1Х, ХХ в.в. (структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, функционализм, психоанализ, генетическая психология, гуманистическая психология). Соотношение обучения и развития в разных психологических школах. Развитие детской психологии в России (Г.И.Россолимо, А.П.Нечаев, Н.П.Румянцев, В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, К.Н.Корнилов, А.Б.Залкинд, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, Г.Г.Шпет). Основные этапы становления психологии развития и педологии в России. Достижения и ошибки педологии. Постановление ЦК «О педологии» и его последствия для науки. Современные отечественные теории психического развития. Социально-психологическая концепция развития личности ребенка и подростка А.В.Петровского. Единство, но не тождество развития личности и развития психики человека. Три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция. Возрастная периодизация развития личности А.В.Петровского. Социально-нормативная периодизация развития личности в онтогенезе Д.И.Фельдштейна. Закономерности поуровневого развития личности. Позиции ребенка по отношению к обществу «Я в обществе» и «Я и общество». Становление личности в процессе общественно заданной деятельности ребенка. Периоды и стадии социального развития личности.

Концептуальная модель развития субъективности человека В.И. Слободчикова. Антропологический принцип в психологии развития. Со-бытие как объект развития. Совместное бытие (со-бытие) ребенка и взрослого как источник и движущая сила развития. Подражание и рефлексия как механизмы развития. Направления развития – становление самостоятельности, способности к саморазвитию. Результаты развития – фундаментальные (родовые) человеческие способности. Ступени развития субъектности человека. Уровневая концепция субъектогенеза.

Тема 2. Основные принципы психологии развития. Детерминация психического развития человека.

Основные принципы психического развития. Континуальный характер развития. Неравномерность, стадийность психического развития. Критерии стадий развития. Антиципирующий характер развития. Уровневая организация развивающихся процессов. Принцип саморазвития. Процессы дифференциации и интеграции в психическом развитии. Эпигенетический ландшафт Уоддингтона как метафора процесса развития. Сензитивный период как механизм генетико-средового взаимодействия. Понятие критического и сензитивного периода. Модель сензитивного периода. Генетико-средовая детерминация развития психических процессов. Созревание и развитие.

Возникновение и развитие психики в процессе эволюции.

Основные этапы развития психики в филогенезе. Роль психического отражения в приспособлении животных к среде. Возможности и ограничения в обучении животных. Социальное поведение животных. Особенности разумного поведения животных и системы их коммуникации. Орудийная деятельность животных. Развитие символических функций у животных. Отличие психики человека и животных. Язык животных и человеческая речь. Филогенез и онтогенез. Закон Геккеля. Его критика и области приложения. Принципы системогенеза П.К.Анохина. Эволюционно-системный подход в психологии развития. Субъектно-деятельностный подход. Диахронический характер развития: соотношения прогресса и регресса. Детерминация психического развития в теории деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова. Методы психологии развития: особенность методов психологии развития.



Тема 3. Депривация психического развития.

Понятие о депривационных факторах развития. Культурные модели депривации. Виды депривации. Внешняя и внутренняя депривация. Значение работ Р.Шпица и Дж.Боулби для изучения депривационных факторов. Соотношение понятий «госпитализм» и «депривация». Современные исследования депривационных факторов развития в отечественной и зарубежной психологии. Анализ основных источников факторов риска и механизмов их действия. Классификация видов факторов риска. Биологические, социальные и психологические факторы риска. Возрастной принцип анализа действия факторов риска. Факторы риска однократного и хронического действия. Механизмы противодействия факторам риска и факторы психологической устойчивости. Нормативные и отклоняющиеся условия развития. Уязвимость развивающихся систем на ранних этапах онтогенеза. Факторы риска, действующие в период формирования центральной нервной системы. Влияние ранней стимуляции и активного опыта на формирование фукцниональных систем, сензитивные и критические периоды развития. Факторы риска, связанные с низким социо-экономическим статусом семьи. Неправильное воспитание и нарушение детско-родительских отношений как фактор высокого риска развития личности ребенка. Роль личностных особенностей родителей. Возможности компенсации депривационных факторов психического развития.



Тема 4. Периодизации психического развития. Традиционное междисциплинарное возрастное деление периода человеческой жизни. Психическое развитие как созревание (А. Гезелл). Психодинамические концепции периодизации психического развития (З.Фрейд, А.Адлер, Э.Эриксон). Концепция культурно-исторического равзития психики человека Л.С.Выготского. Учение о предмете и методе исследования развития. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического равзития как чередование стабильных (литических - П.П.Блонский) и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

Стадийность психического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие “зоны ближайшего развития”, его теоретическое и практическое значение.

Периодизация на основе генетической психологии Ж. Пиаже и А. Валлона. Механизмы познавательного и социального развития в теориях Ж. Пиаже и А. Валлона. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Роль ведущей деятельности в теории психического развития Д.Б. Эльконина. Эпохи и стадии психического развития. Принципы онтогенетического развития Б.Г.Ананьева. Соотношение индивид, субъект, личность как основы психического развития человека. Фило- онто- и социогенез как уровни развития человека в работах Б.Г. Ананьева. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека. Сравнение оснований периодизаций психического развития. Проблемы периодизации.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница