Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»



Скачать 101.5 Kb.
страница1/7
Дата19.02.2018
Размер101.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу



«История и философия науки»

«История социологии»

 

Введение

В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии».

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала сектором истории и теории социологии Института социологии РАН и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии (секция социологии).

 

1.       У ИСТОКОВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Элементы социально-научного знания у досократиков. Гераклит и особенности досократовского  понимания общества. Проблема общества у пифагорейцев. Общая проблематика античного социально-научного знания и его антиномии. Платоновское понимание общества и диалектики форм политического господства Платон как критик афинского общества. Единство этического и политического аспектов платоновской критики. Диалектическая типология социальных форм политического господства. Трансформация афинской (полисной) модели общества в духе ориентации на древнеегипетский образец социального разделения труда. Общество как государство, государство как политическая система экономического разделения труда. Проблематичность «утопизма» социально-философской конструкции Платона. Прототипы платоновских моделей государственно-правового устройства. Соотношение критской, спартанской и египетской моделей в платоновской конструкции идеального общества  Проблематика первобытного общества у Платона. Платоновский прототип идеи «естественного состояния». Социальная философия Аристотеля Аристотелевский анализ политических форм социального общения. Типология общественных классов и их политических комбинаций. Поиск оптимального сочетания социальных элементов полиса.



 

  1. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

И В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Эволюция социально-научного знания в эпоху эллинизма Социальные идеи стоиков и Цицерона: формирование понятий естественного права и проблематика гражданского общества. От города-государства к империи, от полисного вuдения общества  и человека к «империалистическому», от «империалистического» - к космополитическому. Космополитическая версия теории естественного права. От социально-философского эссенциализма к социологическому номинализму. Августин  и ранне-христианское видение социально-исторического процесса. Социально-философские воззрения Августина. Идея краха античной цивилизации. Фома Аквинский и христианская интерпретация аристотелевского понимания общества.



 

3. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В  ЭПОХУ РЕНЕССАНСА

 

Ограниченность и антиномичность ренессансной реставрации античного социально-научного знания. Амбивалентность ренессансного отношения к античной социально-научной классике. Античность в качестве привилегированного предмета специализирующегося социально-научного знания. Радикальное ограничение исторического горизонта социальной теории. Н.Макиавелли и «макиавеллизация» античного социально-научного знания. Социально-научное знание как инструмент политической власти. От Макиавелли к Ф.Бэкону.


 
4. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В XVI-XVII веках

 

Развитие социально-научного  знания на почве этических и государственно-правовых теорий ХV-XVII веков  Томас Мор: от платонизма к социальному утопизму. Гуго Гроций и его альтернатива «макиавеллизации» социально-научного знания. Социально-философские и социологические воззрения Т.Гоббса. Гоббс и его поворот от «социологического реализма» к «социологическому номинализму» в понимании человека и общества. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолковании. «Божественный закон» и «гражданское общество». Социальные воззрения Д.Локка. Д.Локк как либеральный критик авторитаризма. Социальные потенции добровольного согласия. Д.Юм и его критика теории «общественного договора». От теории «нравственных чувств» к учению о «богатстве народов».  Шефтсбери и Мандевилль: новый поворот и новая контроверза в эволюции понятия общества. Шефтсбери о естественности общественного состояния. Мандевилль  об  «общественности» (социальности) естественного состояния.  Адам Смит как социолог.  Социологический номинализм и экономическая атомизация общества. Ш.Л.Монтескье как предшественник классической социологии. Монтескье и Гоббс. Идея детерминизма. Идея закона. Законы реальности и «предписывающие» законы. Релятивизм в методологии Монтескье. Понимание общества у Ж.-Ж.Русс.  От «естественного состояния» к «общественному». Английский либерализм и эволюция английской социально-философской мысли. Социальные  воззрения французских просветителей-энциклопедистов. Вольтер и Дидро. Концепция естественного состояния как решающий шаг на пути редукции исторического измерения социально-научного  знания.

 

5. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНАЯ МЫСЛЬ НА ПЕРЕЛОМЕ ОТ XVIII  К   XIX ВЕКУ (ГЕНЕЗИС И МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА)

 

Социологические идеи эпохи Просвещения. Социологический смысл понятия «Просвещение». Идея прогресса (создатели и религиозный смысл Утверждение идеи прогресса в новоевропейском социальном мышлении. А.Р.Ж.Тюрго. М.Ж.А.Кондорсе . Парадоксы теории прогресса. Идея статистико-вероятностной социальной науки об обществе. От прогрессистской социальной утопии к социологической науке. К.А.Сен-Симон и его путь к позитивной науке об обществе. Просветительская абсолютизация науки и ее религиозные экспликации. Сен-Симон и сенсимонисты как критики О. Конта. Укоренение и развитие идеи прогресса на почве немецкой социальной философии..И.Г. Гердер: социологические мотивы его философии истории человечества». Кантовский анализ гердеровской концепции. Кант и его  «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Социально-научные интенции кантовской философии прогресса. Прогресс, разум и революция. Гегелевский синтез философской и социально-научной мысли. Гегель и А. Смит: социальные аспекты проблематики разделения труда в ранних работах Гегеля. Социально-философский смысл гегелевской работы «О научных способах исследования естественного права». Гегелевская «Феноменология духа» как опыт социально-философской критики «обыденного сознания». Социологические импликации диалектики взаимоотношений «господина» и «раба». Проблематика «отчуждения» в гегелевской философии права и философии истории.



 


Каталог: netcat files -> 537 -> 746
netcat files -> 1. общая характеристика специальности 053100 социально-культурная деятельность
netcat files -> А. Г. Свинаренко
netcat files -> Тезисы слушателей Модуль 2 «Семейная и молодежная политика: модели и направления развития в условиях глобального экономического кризиса»
netcat files -> Примеры успешного опыта со нко по социализации людей старшего поколения
netcat files -> А. Г. Свинаренко 27 декабря 2005г
netcat files -> Вопросы для кандидатского экзамена по специальности
746 -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
746 -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница