Программа курса, конспект лекций, хрестоматия, контрольные вопросы и экзаменационные задания для студентов дневного, вечернего, заочного и дистанционного обучения



страница1/127
Дата05.06.2018
Размер6.87 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   127

БАЛТИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Проф. В Никифоров


ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Программа курса, конспект лекций, хрестоматия, контрольные вопросы и экзаменационные задания для студентов дневного, вечернего, заочного и дистанционного обучения

Рига, 2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Программа курса

Определения основных используемых понятий

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

1. Философия как специфическое средство анализа действительности.

Специфика философии как формы общественного сознания

2. Функции философии в современном мире

3. Типы философских теорий. Методы философского познания мира

4. Система категорий философии

5. Законы философии

6. Сущность и структура процесса познания. Истина. Критерии истины

7. Философия религии

8. Философия природы

9. Философия истории

10. Философия науки

11. Философия техники

12. Философские проблемы глобализации

13. Философия цивилизации

14. Философская антропология

15. Философия образования

16. Философские проблемы смысла жизни и счастья человека

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Предмет и предназначение философии

Методы философского познания. Системный подход

Строение материи. Древнегреческий атомизм и современная наука Движение, изменение и развитие.

Пространство и время

Философское понимание сознания

Проблемы языка и мышления

Причина и случайность. Свобода

Проблема истины и ее решения в философии

Философия религии

Человек и его сущность

Личность тело, сознание, разум

Жизненные ситуации и ориентации личности

Социальная философия о проблемах структуры общества и идеалах его устройства

Социальная динамика и свобода индивида

Общество, государство и свобода индивида

Будущее человечества

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия

ГЛОССАРИЙ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ


Рекомендуемая литература по разделам курса

Учебная литература по курсу


ВВЕДЕНИЕ

За последние 15 лет на русском языке издано около 40 учебников и учебных пособий по философии для высшей школы. Большинство из них написаны в русле старой философской традиции сведения философии к истории философии. Но история науки и теория науки это, по крайней мере, две разные науки.

Вторая тенденция в написании учебников по философии – изложение ее как философии народов мира: английская эмпирическая философия, французская философия, классическая немецкая философия, русская философия и т.п. Естественно, что такой «этнический» подход к трактовке природы философского знания также с неизбежностью противопоставляет философию науке: сегодня нелепо говорить об английской, немецкой или русской физике, биологии или генетике.

В предлагаемом курсе-конспекте лекций исходным является понимание философии как специфического средства анализа действительности, чему посвящен первый раздел. Второй раздел курса дает примеры использования философии как средства анализа действительности к таким ее аспектам, как природа (философия природы), вторая природа (философия техники), социум (философия истории и философия цивилизации) и к некоторым актуальным проблемам современности.

Предлагаемое учебное пособие не является изложением систематического вузовского курса философии. Это именно курс-конспект лекций, предполагающий дополнительную самостоятельную работу студента, как в аудитории, так и за ее пределами.

Курс завершается экзаменом. Для сдачи экзамена студент должен успешно выполнить письменное задание – решить задачи своего задания, номера которого определяется датой (число месяца/ месяц) рождения или написать реферат по одной из предлагаемых тем (см. “Темы рефератов”).

Задания и ответы на них должны быть письменно изложены на листах формата А4. Желателен компьютерный набор. В случае рукописного изложения текст должен быть легко читаем. Схемы и рисунки должны иметь все необходимые обозначения и пояснения.

На титульном листе должно быть:

1. Фамилия и имя. 2. Персональный код. 3. Факультет и отделение. 4. Номер студенческого билета. 5. Дата выполнения работы. 6. Подпись студента.

Важное замечание: если выполненное письменное экзаменационное задание не получает положительной оценки, студент сдаёт экзамен устно в объёме прилагаемой программы курса.
Желаю успеха!
Проф. В.Никифоров


ПРОГРАММА КУРСА

1. Специфика философии как учебной дисциплины. (1 час)

Структура научной дисциплины и структура учебного курса. Особенности восприятия философских знаний. Цели учебного курса. Особенности формирования философских знаний, навыков, умений и убеждений. Формы и методы восприятия и контроля знаний, навыков и умений.



2. Специфика философии как формы общественного сознания. (3 часа)

Потребность в мировоззрении. Обыденное мироощущение и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрений: мифология, религия, философия. Специфика мифологического миропонимания. Функции мифа. Религиозное мировоззрение. Природа и функции религии. Философия как исторический тип миропонимания. Специфика философии. Иррациональное и рациональное в философском миропонимании. Философия и наука. Философия в системе культуры.



3. Специфика и структура философии как науки. (2 часа)

Объективная реальность: мир вещей, деятельности и представлений. Материальное и идеальное. Монизм, дуализм, плюрализм. Сущность материалистического, объективно-идеалистического и субъективно-идеалистического миропониманий. Конкретно научный, общенаучный и философский уровни познания. Структура философии как науки.



4. Функции философии в современном обществе. (2 часа)

Формирование современной картины мира. Мировоззрение и научная картина мира. Роль науки, религии, искусства, литературы и обыденного сознания в формировании картины мира. Объективность и истинность картины мира. Типы мировоззрений. Роль картины мира при постановке и решении философских проблем. Роль метода в построении картины мира. Теория метода. Понятие методологии. Философская и общенаучная методология. Роль методологии в познании и деятельности.



5. Специфика и типы философских концепций. (2 часа)

Монистические, дуалистические и плюралистические философские концепции. Материализм и идеализм. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Познаваемость мира. Критика агностицизма.



6. Методы философского познания мира. (2 часа)

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика: основные принципы и роль в познании. Изменение и развитие. Теория развития. Источник, механизм и тенденция изменения. Диалектика и системное движение: - Общая теория систем и системный анализ.


7. Категории и законы философии. (2 часа)

Понятия и категории. Роль категорий в познании. Системы категорий. Диалектика категорий. Понятие закономерности и закона. Закон и правило. Правило как регулятор деятельности. Специфика законов философии. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицание отрицания.



8. Сущность и структура процесса познания. (2 часа)

Обыденное, научное и вненаучное познание. Принципы научности. Чувственное и рациональное. Эмпирическое и теоретическое. Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение. Эмпирические факты. Познавательный цикл: научная проблема – гипотеза – теория. Методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, идеализация и формализация. Истина как процесс: объективность, относительность и абсолютность истины. Критерий истины.



9. Философия религии. (1 час)

Религия как специфическая форма мировоззрения. Космологическое, телеологическое и онтологическое доказательства бытия Бога и их критика. Религия и наука. Роль религии в современном мире.

_______________________________________________________________________
10. Философия природы. (3 часа)

Формирование понятия материи. Современная наука о строении материи. Понятие движения. Связь движения и материи. Формы движения материи, их специфика и взаимосвязь. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их специфика и генезис. Современные научные представления о свойствах пространства и времени. Взаимосвязь пространства – времени и материи. Проблема бесконечности. Понятие природы. Уловки организации природы. Географическая среда и ноосфера.



11. Философия истории. (2 часа)

История и философия истории. Сущность исторического и смысл истории. Познание и интерпретации истории. Философские концепции понимания истории. Гегелевское понимание истории общества. Цивилизационная концепция истории. Концепция истории Макса Вебера. Критика концепции линейного развития общества.



12. Философия науки. (2 часа) Предмет, структура и функции философии науки. Наука как специфический тип знания и познавательная деятельность. Объективные закономерности развития науки. Концепции развития научного знания. Взаимодействие философии и науки: основные концепции. Философские основания науки. Рост научного знания.


13. Философия техники. (2 часа)

Движущие силы и история развития технических систем. Наука и техника: эволюция взаимоотношений. Сциентификация техники. Специфика и предметные области техники. Предмет и функции философии техники. Философские проблемы техники. Технократический оптимизм XX века

_______________________________________________________________________
14. Философские проблемы глобализации. (3 часа)

Человечество как целостность. Основные концепции мирового развития: модернизм; антимодернизм; постмодернизм; неомодернизм. Понятия глобальной проблемной ситуации и проблемы. Глобальные проблемы современности: экологическая, энергетическая, минерально-сырьевая, демографическая. Генезис глобальных проблемных ситуаций, их осознание и социальная значимость. Глобальные проблемы и социальный прогресс: приоритет общечеловеческих ценностей. Пути и средства решения глобальных проблем современности.

_______________________________________________________________________
15. Философия цивилизации. (1 час)

Понятие цивилизации. Концепции прохождения жизни на Земле. Вероятность существования внеземных цивилизаций. Формула Дрейка. Продолжительность технологической эры. Поиск внеземных цивилизаций. НЛО: исторические свидетельства и факты. Проблемы множественности обитаемых миров. Концепция уникальности жизни во Вселенной.

_______________________________________________________________________
16. Философская антропология. (2 часа)

Предмет, методы и функции философской антропологии. Сущность человека. Человек как личность. Концепции происхождения человека. Проблема смысла жизни в истории философии. Основные концепции нравственного смысла жизни.

_______________________________________________________________________
17. Философия образования. (2 часа)

Предмет, структура и функции философии образования. Аксиология образования. Методология образования. Гносеология и логика образования. Педагогическая этика. Образование как система трансляции интеллектуального потенциала общества.



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЛЕКЦИЯ 1. Философия как специфическое средство анализа действительности. Специфика философии как формы общественного сознания
Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, в Китае и Египте. Но своей классической формы достигла в Древней Греции. Как одна из составных частей культурного прогресса, имевшего места в этой стране в период VIII-V вв. н.э.

Термин “Философия” (от греческого phileo – люблю и sophia – мудрость) означает “любовь к мудрости”. Принято считать, что слово “философ” впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (около 580-500 годы до н. э.), применительно к людям стремящимся к мудрости и правильному образу жизни. По свидетельству античных авторов, термин “Философия” в качестве названия особой науки первым употребил Платон.

В контексте платоновского понимания, термин “Философия” отражал процесс перехода от эмоционально-образных представлений о мире, созданных к тому времени мифологией и религией, к представлениям, основанным на реальных наблюдениях, рациональных обобщениях и выводах, логическом анализе и доказательствах.

Термин “Философия” отражал собой принципиально новый тип миропонимания, основанный не на эмоционально-образном восприятии, а на рационально-понятийном описании окружающего мира. Фантастические вымыслы и образцы характерные для мифологического мышления, оказывались за пределами той предметной области, которая стала обозначаться термином “философия”. “Любовь к мудрости” противопоставляла себя самому духу мифологического мышления, вытесняя его в сферу художественного творчества. Более того, само понятие мудрости противопоставлялось обыденному разумению и рассудительности (“здравому смыслу”) как стремление к новому, совершенно особому, интеллектуальному постижению мира, основанному на стремление к истине, как адекватному представлению этого мира таким, каким он является сам по себе.

Объектом философского устремления к истине стал окружающий человека мир. При этом, в отличие от предшествующих, познавательные устремления философии были направлены ни только и ни столько на поднятие отдельных явлений окружающего мира, но на понимание его как целого и единого в своей основе.

Кроме познания мира, “любовь к мудрости” была нацелена на размышления о природе человека, о целях человеческой жизни и разумном устройстве человеческого сообщества.

Философия как любовь к мудрости возникла из практической потребности общества к более полной гармонизации и оптимизации отношений человека и окружающего его мира, человека и общества. Как средство поиска правильного жизненного пути, как руководство человеческого поведения и образа жизни.

При этом понималось, что сама мудрость не есть нечто готовое, что можно открыть, выучить и использовать. Мудрость – это процесс, это стремление к истине и ее поиск. Это путь, который каждый, даже овладевая истинами, открытыми до него другими, должен пройти сам. И этот путь, путь познания, мира и общества, сам должен быть познан. Познание мира и общества, возможно лишь при познании самого процесса познания.

Сказанное означает, что объектом философского стремления к мудрости является мир природы, общество и процесс их познания.

При этом, важно подчеркнуть, что природа, общество и мышление рассматриваются, как цельный и единый объект философского познания.

Итак, философия возникает как принципиально новый способ миропонимания, основанный на рационально-понятийном описании окружающего мира – природы и общества из других людей. При этом философия стремится дать истинное, т.е. адекватное описание своего объекта. Это стремление с необходимостью делает и сам процесс познания природы и общества объектом философии.
Специфика философии как формы общественного сознания.
Для выявления специфики философии как формы общественного сознания рассмотрим такие, более исторически ранние формы общественного сознания как мифология и религия.

Мифология (от греч. Mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – специфический способ понимания мира, форма общественного сознания ранних стадий общественного развития.

Мифы – древние сказания о Богах и героях, происхождении и устройстве мира, явлениях природы и жизни человека. Часто отдельные мифы связывались друг с другом, образуя единые системы повествования. В литературном изложении такие мифологические системы представлены, например, в древнегреческой “Илиаде”, индийской “Рамаяне”, карелофинской ”Калеваре”.

Своеобразие мифов заключается в том, что мировосприятие и миропонимание, отраженные в них, выражались в конкретных эмоциональных, чувственных образах и метафорах. В них сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир и космос. Отсутствовало сколь-либо четкое разграничение природы и человека, мыслей и чувств, воображаемого и вещественного, знаний и веры

Мифология выполняла важные социальные функции: связывала прошлое с настоящим и будущим, формировала и закрепляла общие представления этноса о тех или иных природных и социальных феноменах, поддерживала принятую в данном сообществе систему ценностей и алгоритмы поведения.

С развитием общественной жизни мифология как первая историческая форма общественного сознания всё в большей степени не отвечала потребностям общества и уровню его интеллектуального развития и стала постепенно перерастать в другие, более совершенные формы общественного сознания. Поиск ответов на коренные мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, был продолжен в рамках двух новых, сосуществовавших и в настоящее времена форм общественного сознания – религии и философии.


Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – форма общественного сознания, мировоззрение, специфической чертой которого является раздвоение мира на естественный, “земной”, воспринимаемый органами чувств, и сверхъестественный, “небесный”, постигаемый посредством веры.

Вера – способ существования религиозного сознания, специфической чертой которого являются особого рода настроения и переживания. Внешней формой проявления веры служит культ – система социально признанных и значимых ритуалов и догм.

Возникновение религии обусловлено воздействием на людей превосходящих их человеческие силы природных (стихийные бедствия, эпидемии) и социальных (рок, судьба) сил. Религия и возникает на почве осознания зависимости людей от этих “высших сил”. Смешанное чувство страха и движения к “высшим силам”, беспомощность перед ними человеческого естества, и приводит к удвоению мира. К предположению о существовании другого, внеземного, сверхъестественного мира, отличного и независимого от земного. Но происходит и второе удвоение –раздвоение, мира небесного, суть которого в том, что человек ищет спасение и защиту от злых, демонических небесных сил, и других небесных сил – добрых, Божественных. Беспомощность “земного” перед “небесным” открывает единственную возможность – искать защиту от “небесного добра”. Так возникает идея и образ Бога – высшего существа, абсолютно справедливого защитника, достойного поклонения. По аналогии, с земными отношениями “отец-сын”, Бог мыслится как владыка, покровитель, идеал и одновременно заступник и спаситель человека. Желание умилостивить Бога как заступника и спасителя, с необходимостью приходит к его почитанию и стремлению следовать его высокому образцу.

Религия весьма сложное и далеко неоднозначное социально-историческое явление. Великой исторической миссией религии, особенно актуальной в современном мире, настоятельно требующим объединения усилий человечества для выживания в условиях нарастающих глобальных проблем, является формирование сознания и единства человеческого рода, значимостью общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Однако, те же религиозные воззрения (ислам, буддизм и др.) в том же современном мире раскалывают людей, порождают вражду и фанатизм.

Несмотря или благодаря неоднозначности, двойственности социального значения религии, религиозное мировоззрение и сегодня оказывает существенное влияние на сознание большинства живущих на планете Земля.

Однако, идея сверхъестественного начала Божественного бытия не доказательно средствами науки.1 И потому неслучаен извечный антагонизм логики и науки. Прямое противоборство религиозных догматов и научных истин, имевшее место в прошлом, по мере роста практического значения и социальной значимости науки привело к вынужденной терпимости религии к науке в наше время. Но исходное основополагающее различие религиозных и научных постулатов и принципов представляется вне временным.

Мифология как первая форма общественного сознания, выступила в качестве предпосылки не только религиозному, но и философскому миропониманию.

Однако, философское миропонимание в отличие от религиозного изначально отличалось на основании знания, а не веры. Это определило и другое, чем у религии отношение философии к науке. Для философии наука стала изначально необходима как источник знания.

Отношения философии и науки – предмет следующего раздела. Подводя итог данному разделу приведем таблицы сравнительных характеристик психологии, религии и философии как форм общественного сознания.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   127


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница