Государственный академический университет гуманитарных наук
Философский факультет Отделение востоковедения
Программа курса
«История и методология философской компаративистики»
для подготовки бакалавра
по направлению 032100 – Востоковедение и африканистика
профиль «Философия, общественная и религиозная мысль Востока»
Квалификация - бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
Автор к.филос.н., доцент кафедры
философской компаративистики Канаева Н. А.
kumari53@yandex.ru
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Философия» философской компраративистики Председатель
_________________________
«_____» __________________ 2011 г. «____»_____________________ 2011 г.
Утверждена УС
Ученый секретарь
_________________________________
« ____» ___________________2011 г.
Москва — 2011
Введение. Обоснование целей и задач спецкурса
Определение философской компаративистики, ее истоки. Объект, предмет и методы компаративистики. Актуальность сравнительных исследований. Трансформации проблемной области и методов мировой компаративистики во второй половине ХХ в. Причины трасформаций: деколонизация и глобализация, дифференциация культуры, признание многосмысленности мира, поиски самоидентичности, кризис субъективности и превращение повседневности в познавательную ценность, развитие когнитологии, сближение теоретического и прикладного знания (за рубежом); высвобождение социально-гуманитарных дисциплин из под диктата марксистско-ленинской идеологии, распространение информационных технологий, возврат интереса к методологии социально-гуманитарного знания, повышение статуса компаративистики и включение ее в учебные планы, распространение принципов постнеклассической рациональности на область компаративных исследований (в России).
Влияние развития СГД1 на компаративистику. Методы, получившие широкое распространение в СГД: метод типологии культур, парадигмальный, аналитический и синтетические методы, герменевтический, семиотический, методы общей теории систем, представление культурных феноменов как куматоидов.
Проблема перевода философских текстов. Мировоззренческая функция языка. Этноцентрический контекстуализм Ю.Хабермаса. Роль его концепций «коммуникативного действия», «жизненного мира» и этики дискурса для методологии компаративистики.
Новые принципы и задачи социально-гуманитарного исследования: культуроцентризм, неоисторизм, создание «социальной метафизики», выявление антропологических и историко-культурных предпосылок философских концепций, оснований рациональности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |