Программа курса «Философские вопросы социально-гуманитарного знания»



Скачать 73.16 Kb.
страница1/3
Дата05.07.2018
Размер73.16 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3

Программа курса


«Философские вопросы социально-гуманитарного знания»

Пак Г.С.
Цель: раскрыть актуальность и показать методологическую эффективность философского осмысления социально-гуманитарного знания; выявить его специфику; определить место и роль в структуре научного знания.

Задачи:


  • выработать осознание тождества и различия естественнонаучного и социально-гуманитарного знания;

  • сформировать умение использовать в своей научной деятельности основные механизмы познавательной деятельности, сложившиеся в структуре современного социально-гуманитарного знания;

  • способствовать становлению способности к экстраполяции методов научного познания из одной области знания в другую;

  • обосновать необходимость философского осмысления конкретных научных проблем в рамках философии науки;

  • научить эффективному использованию методологии науки в конкретной области знания.

Тематический план


  1. Место и роль социально-гуманитарного знания в структуре современного научного знания.

Исторический аспект: первоначальный философский синкретизм знания; разделение сфер – выделение естественнонаучного знания в качестве самостоятельной области, развитие социально-гуманитарного знания в рамках философии; формирование социально-гуманитарного знания в качестве относительно самостоятельной сферы науки.

  1. Специфика механизма познавательной деятельности в социально-гуманитарном знании.

Философское осмысление объекта, предмета и особого положения субъекта в социально-гуманитарном знании. Традиционные подходы в описании социальной реальности: а) системно-структурный; б) феноменологический (экзистенциально-герменевтический); в) конструктивистский (активистский). Их связь с познавательными установками субъекта.

  1. Роль социально-гуманитарного знания в формировании современного типа рациональности.

Методология модерна и постмодерна. Взаимодействие и взаимовлияние различных сфер знания, их осмысление в философии науки. Интуиция, вера, иррациональные компоненты и ценностные установки исследователя в структуре социально-гуманитарного знания.

  1. Наука как коммуникация. Коммуникативный аспект социально-гуманитарного знания.

Язык социально-гуманитарных наук, тождество и различие языка гуманитарного знания и обыденного языка. Особенности репрезентации, интерпретации, конвенции в социально-гуманитарном знании. Проблема формализации языка социально-гуманитарных наук.

  1. Методы и формы научного исследования в социально-гуманитарном знании.

Проблема идеализации. Теории и их роль в системе социально-гуманитарного знания. Критерий определения научной новизны теорий. Концепция социального поля П.Бурдье. Специфика социального эксперимента, наблюдения. Проблема использования математических моделей и методов в социально-гуманитарном знании. Социометрия как экспериментальный метод и наука об обществе.

  1. Специфические методы познания социально-гуманитарного наук.

Трехступенчатая аллегореза, герменевтика, нарратив, феноменологическая очевидность. Философско-методологический анализ текста как основы гуманитарного знания. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании.

  1. Проблема истины в социально-гуманитарном знании.

Истина и повседневность. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость. Гегемонный и контргегемонный дискурсы. Культурный контекст: национальные особенности социально-гуманитарного знания.

  1. Новые методологии и их роль в социально-гуманитарном знании.

Компьютеризация в контексте современной культуры. Теория фреймов. Проблема машинного перевода. Актуальные возможности использования методологического арсенала синергетики в современном социально-гуманитарном знании.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница