Программа курса для аспирантов



Скачать 62.24 Kb.
страница1/15
Дата11.03.2018
Размер62.24 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Чем занимается рефлексивная социальная философия?

Программа курса для аспирантов

Автор – профессор Ашкеров А.Ю.

  1. Организационно-методический отдел

Основные вопросы философии, связанные с распределением ролей между бытием и ничто, прояснением характеристик истины, рассмотрением проблемы человеческой жизни, а также установлением статуса мира и стратегий его познания, задаются в обществе. Актуальность курса продиктована тем, что даже самые отвлечённые из этих вопросов, являются одновременно способами, с помощью которых общество исследует, что оно есть. Апелляция к самым дальним абсолютам в религиозно-мистических практиках, применение самых сложных категорий спекулятивного мышления в философии, создание самых специальных доктрин и систем наблюдения в науке отвечает, в конечном счёте, одной задаче. Это задача проведения границ между обществом и чем-то другим, будто то «Бог/боги», «дух», «природа» или что-то ещё. Однако последовательность в обозначении этих границ оборачивается комплектацией сообществ, в которых, во-первых, разница между «обществом» и «не-обществом» принимает форму социального неравенства, во-вторых, само это неравенство компенсируется приглашением на равных правах к участию в общественной жизни вещей, абстракций, необъяснимых явлений, короче говоря, установлением союза «естественных» и «сверхъестественных» сил, неотличимых от сил социальных, «органических» и «надорганических» сторон жизни, неотличимых от жизни общества. Старое понятие социального факта, предложенное ещё Дюркгеймом и Моссом, приобретает в этом контексте новое значение: социальный факт превращается в элемент границы, посредством которой общества, противопоставляя что-то себе, целиком интегрируют в себя противопоставляемое в форме «различия». Рефлексивная социальная философия выступает теорией этих различий, и одновременно искусством, которое способно ухватить их поэтику и эстетику в самых разных способах мыслить. Рефлексивная социальная философия исследует общество как реальность этих различий, не представляя их ни как результат санкций со стороны неких трансценденций, ни как продукт самого общества, имеющего, как это выглядит из перспективы некоторых теорий (например, марксизма), особые возможности для оккупации имманентного. Рефлексивность рефлексивной социальной теории состоит не в том, чтобы отражать некую реальность, следуя этимологии самого слова «рефлексия» и одновременно какой-либо из «теорий отражения». Эта рефлексивность состоит в том, чтобы понимать любую реальность (в том числе реальность самого общества) как результат построения определённой системы отражающих механизмов и исследовать практики, обеспечивающие работу последних. Иными словами, недостаточно признать, следуя мысли Н.Лумана, что общество могут себя наблюдать. Куда важнее увидеть сконцентрированное внимание общества на себе в самых отвлечённых, на первый взгляд, формах мысли-и-действия, будь то мифологический сюжет, жреческий ритуал, гадательная процедура, натурфилософское объяснение, религиозный обет или философская спекуляция.

Цель курса. Целью курса является описание и объяснение рефлексии как практики выдвижения себя в качестве субъекта. Статус субъекта предполагает последовательную работу с различиями, посредством которых общество включает в себя всё, что размещает за своими границами. Аспектами этой работы являются не только удержание и систематизация различий, но и их генерализация. Субъект генерализует различия, кладёт им начало, замыкает их на себе, гарантирует собственным присутствием. Процесс становления субъектом предполагает действие в ситуации неопределённости, когда различия неизвестного происхождения соотносятся с хронологией – этапами развития общества («было» против «стало») и с морфологией – границами между социальными группами («родами», «сословиями», «классами» и т.д.), обуславливающими морфологию того или иного общества. Рефлексия не только сокращает эту неопределённость, но и содействует её возрастанию. Таким образом и цель курса связана с исследованием не только игры на повышение смысловых ставок (будь то объяснительные усилия, семантические вложения или символические затраты), но и с игрой на их понижение. Эта игра ничуть не меньше, чем игра на повышение, связана с историческими формами становления субъектом.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница