Программа кандидатского экзамена по специальности



Скачать 152.46 Kb.
страница1/4
Дата20.02.2018
Размер152.46 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4



ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание)

Введение

Развитие социальной педагогики как отрасли педагогического знания и сферы практической деятельности, в основе которой лежит социальное воспитание, понимаемое как целенаправленный и контролируемый процесс социализации человека, предполагает дальнейшую разработку её теоретических аспектов, исследование и обобщение существующего опыта и обоснование новых путей реализации выдвигаемых обществом социокультурных и воспитательных задач. Компетентное и продуктивное участие в научно-исследовательской деятельности по данному направлению требует ясных представлений о закономерностях, факторах и механизмах социального формирования человека, общих и педагогических закономерностях взаимодействия личности и социума, знаний по методологии и методике педагогического исследования, его рациональной организации.

Кандидатский минимум по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание)» предполагает знание соискателем (аспирантом) актуальных проблем социального развития человека, теории и методики социального воспитания, истории их становления и современного состояния, принципов и методов научно-педагогического исследования. Предлагаемая программа соответствует паспорту специальности и содержит вопросы по методологическим основам педагогики и методике социально-педагогического исследования, теории и методике социального воспитания в современных условиях. Приводимый в конце программы список литературы к кандидатскому минимуму по указанной специальности является ориентировочным и включает труды по методологии общей и социальной педагогики, методике педагогического исследования, наиболее важные работы по истории, теории и методике социального воспитания, а также некоторые работы по смежным наукам – психологии, социологии, истории социальной работы.

1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ  И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Педагогика как наука. Объект, предмет, основные функции и задачи педагогики.

Педагогика в системе наук, её структура, ведущие отрасли, взаимосвязь с другими науками. Становление новых отраслей научно-педагогического знания: социальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика, андрагогика, педагогика профессионального образования и др.

Методология педагогики как составная часть педагогической науки, её функции (гностическая, преобразовательная, нормативная, рефлексивная) и уровни (общефилософский, общенаучный, специальный и частный).

Понятийно-терминологический аппарат современной педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие. Использование педагогикой междисциплинарных понятий: личность, развитие личности, формирование, социализация и др.

Факторы и движущие силы развития личности. Проблема влияния наследственности, социальной среды и воспитания на развитие личности.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Цели и ценности образования. Развитие образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. Кризис образования и пути его преодоления. Стратегические приоритеты развития образования в России. Инновационные образовательные процессы.

Воспитание как составная часть целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитания на современном этапе. Общие закономерности и принципы воспитания. Комплексный, личностно-ориентированный, этнорегиональный подходы в воспитании. Гуманистические воспитательные системы.

Обучение как составная часть целостного педагогического процесса. Функции, движущие силы и структура обучения. Виды обучения и их характеристика. Основные дидактические теории: развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение, поэтапное формирование умственных действий, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение.

Методологические принципы педагогических исследований: объективности и детерминированности педагогических явлений, изучения явления в его развитии, единства исторического и логического, единства качественного и количественного анализа, взаимосвязи теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике, концептуального единства исследования, соотнесение должного и сущего и др. Исследовательские подходы: системный, комплексный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, этнопедагогический, антропологический.

Проблемное поле социальной педагогики. Понятие научной проблемы. Организация социально-педагогического исследования. Структура и логика (последовательность и содержание этапов) исследовательского процесса. Методологический аппарат исследования: актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования. Методы социально-педагогического исследования (теоретические и эмпирические). Опытно-экспериментальная работа. Апробация и внедрение результатов исследования, их научная новизна и практическая значимость. Оформление материалов исследования: научный доклад, тезисы доклада или сообщения, научная статья, монография, учебник, учебное пособие, программа учебного курса, методические рекомендации, диссертация, автореферат диссертации, депонирование научной разработки. Требования к диссертациям по педагогическим наукам.


Каталог: uploads -> students -> postgrade
uploads -> Психология предрассудка
uploads -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
uploads -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
uploads -> Социальная философия
uploads -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
uploads -> Лекция №5 по социологии
postgrade -> Программа минимум кандидатского экзамена по специальности
students -> Образовательная программа «Социальная психология и политическая психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница