Программа духовно-нравственного развития и воспитания



Скачать 154.37 Kb.
Дата26.02.2018
Размер154.37 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников государственного образовательного учреждения гимназия № 1514.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника ставятся следующие общие цели:



  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства);

  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

  • воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);

  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);

  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.);

  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Начальная школа гимназии реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы начальной школы гимназии. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Москвоведение» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

5. Принцип учета потребности обучающихся, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов. Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Планируемые результаты воспитания и развития младших школьников.

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:


  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

Вся воспитательная система начальной школы гимназии позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.

Воспитательная система начальной школы гимназии состоит из нескольких блоков:


  • урочная деятельность,

  • внеурочная деятельность,

  • объединения дополнительного образования,

  • проектно-исследовательская деятельность,

  • сотрудничество с родителями.

1. Главной и основной формой учебно-воспитательного процесса остается урок. На уроках воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, к обществу, здоровому образу жизни и т.д.

Приоритетами воспитательного процесса на уроках в начальной школы гимназии являются:

- формирование коммуникативных качеств личности ребенка (соблюдение ролевой позиции, уважение к мнению другого, признание права другого на ошибку, критичное отношение к ясности собственного высказывания, умения работать в команде и т.п.);

- воспитание волевых качеств (умение управлять собой, подчиняться правилам, доводить работу до конца, следовать цели, корректировать действия в зависимости от условий выполнения задачи и пр.);

- воспитание толерантности (быть терпимым к детям с индивидуальными особенностями личности, внешности, поведения, характера);

- воспитание качеств учебного труда (усидчивость, старание, аккуратность);

- воспитание адекватной оценочной деятельности (выработка критериев самооценки, оценки других);

- эстетическое воспитание (привитие вкуса за счет создания интерьера учебных кабинетов, подбора учебных пособий, дневников начальной школы гимназии, требований к форме одежды и пр.);

Вся система воспитания на уроках реализуется в первую очередь на примере стиля взаимодействия, уровня культуры и образованности, внешнего вида педагогов начальной школы гимназии.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира, москвоведения), искусство (уроки МХК и изобразительного искусства).

2. Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности.

Внеучебная деятельность школьников – объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Внеучебная деятельность школьников в начальной школы гимназии ии развивается по нескольким направлениям:


  • интеллектуальному,

  • эстетическому,

  • просветительскому,

  • гражданско-патриотическому,

  • физкультурно-спортивному,

  • трудовому.

Интеллектуальное направление. Ярким примером являются традиционные предметные недели (русского языка, чтения, ОМ, английского языка, математики). Учащиеся начальной школы гимназии участвуют в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня (Интеллектуальные марафоны, Олимпиада по математике для младших школьников МИРЭА, Интернет-конкурсы и олимпиады, международные конкурсы «Кенгуру» и «Русский медвежонок» и др.)

Ежегодно проводятся традиционные школьные праздники и мероприятия:



  • праздник «Посвящения в ученики» для первоклассников,

  • карнавал животных для 1-х классов,

  • праздник детской песни,

  • праздник авторской песни,

  • выпускной вечер 4-классников.

Многочисленные школьные, окружные и городские творческие конкурсы и выставки:

        • «Изделий из природных материалов» (1-е классы),

        • «Профессии разные нужны, профессии разные важны»,

        • «Волшебный Дед Мороз», «Необыкновенная ёлка»,

        • «Елочные украшения» (дошкольное отделение),

        • «Изучаем традиции дымковской игрушки»,

        • «Изучаем традиции Гжели»,

        • «Изучаем традиции Хохломы»,

        • «Изделий из папье-маше»,

        • «Профессии разные нужны, профессии разные важны»,

        • «Макет памятника, посвященного 65-летию Победы»,

        • «Наши питомцы»,

        • «Изучаем традиции Оригами»,

        • «Лирика России»,

        • «Рождественская фантазия».

Просветительская деятельность начальной школы гимназии продолжается через сотрудничество в рамках заключенных Договоров:

  • с Детской музыкальной школой №64,

  • Московской государственной академической Филармонией,

  • Фондом духовного развития «Искусство – детям»,

  • Государственным Историческим музеем,

  • Агентством путешествий «На семи холмах».

Разработан и реализуется цикл концертов Московской государственной академической филармонии, рассчитанный на 4 года обучения в начальных классах в соответствии с возрастными особенностями учащихся, тематически обоснованный и включающий элементы интегрированного обучения по всем предметам школьного курса.

Издается детское приложение к школьному общественному журналу «Котелок».



Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование патриотических чувств и гражданской позиции, осознание сопричастности истории города, страны, их законам, достижениям и победам, формирование гордости за свою страну.

Задачи гражданско-патриотического воспитания начальной школы гимназии:

  • знакомство младших школьников с основным содержанием законов РФ, правами и обязанностями граждан страны (Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании»)

  • знакомство с лучшими страницами истории Родины, героическими историческими личностями, их роли в истории.

  • Наиболее яркими формами гражданско-патриотического воспитания начальной школы гимназии стали:

  • экскурсии по местам боевой славы (Дубосеково, Бородино, Санкт-Петербург и пр.);

  • посещение памятных мест, связанных со страницами истории Отечества (г.Клин, Переславль-Залесский, Углич и т.д.);

  • экскурсии в музеи Москвы;

  • поздравление ветеранов Великой Отечественной войны района «Ломоносовский»;

  • школьные праздники, посвященные юбилейным датам отечественных войн (праздник, посвященный 65-летию битвы под Москвой, праздник военной песни);

  • традиционный смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества;

  • традиционный легкоатлетический кросс начальной школы гимназии, посвященный Дню Победы;

  • тематические информационные выставки («Пионеры-герои Великой Отечественной войны», «Кавалеры Георгиевской ленты», «Солдатский альбом» и др.);

  • сменные экспозиции стенда «Календарь памятных дат»;

  • участие во встречах с современными Героями России на вечерах памяти погибших солдат «Вспомним солдат…»;

  • тематические выставки семейных реликвий;

  • выставка творческих проектов памятников, посвященных Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь».

Физкультурно-спортивное направление нацелено на:

  • развитие потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;

  • развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

Начальная школа гимназии предлагает большой выбор общешкольных спортивных соревнований и участие в соревнованиях различного уровня:

    • Неделя бегуна,

    • кросс «Золотая осень»,

    • Кубок начальной школы гимназии по мини-футболу,

    • первенство по баскетболу,

    • школьный конкурс «Звезда баскетбола»,

    • «Веселые старты» по параллелям,

    • соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»,

    • городские соревнования «Московская лыжня»

    • всероссийские соревнования «Лыжня России»,

    • общешкольный легкоатлетический «Кросс Победы»,

    • спортивные секции «Планета спортивных игр», «ОФП», «Ушу»,

    • Детский межклубный Турнир по общефизической подготовке

    • «МАЛЕНЬКИЙ ВОИН»,

    • спортивно-оздоровительный клуб «Сильные и выносливые»,

    • поэтический легкоатлетический кросс «Мурановские холмы»,

    • Городской праздник бега на Таганке,

    • однодневные походы по ближайшему Подмосковью,

    • индивидуальное участие в походах гимназии №1514 по Крыму

Трудовое воспитание направлено на:

- развитие потребности в труде

- формирование потребности в общественно полезном труде

- привитие навыков оптимальной организации труда

- умение превращать любой труд в творческий

- развитие навыков самообслуживания

- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

Развитию трудовых навыков подчинена работа кружка «Умелые руки», дежурство по школе/классу, тематические субботники по благоустройству пришкольной территории, работа на пришкольном участке.



Основной целью, которая реализуется в процессе введения элементов ученического самоуправления, является формирование активной жизненной позиции: быть творчески активными, инициативными, самостоятельными, умения отстаивать свою точку зрения. Цель реализуется путем решения следующих задач:

  • сформировать и закрепить мотивацию на участие в школьном самоуправлении;

  • развить потребность в самовыражении класса как команды;

  • повысить ответственность учащихся за то, что происходит в школе.

3. Духовно-нравственное развитие личности в системе дополнительного образования младших школьников осуществляется по следующим направленностям:

    1. научно-техническая

    2. художественно-эстетическая

    3. физкультурно-спортивная

    4. естественнонаучная

    5. культурологическая

    6. социально-педагогическая

    7. эколого-биологическая

    8. туристско-краеведческая

В начальной школе гимназии реализуются программы дополнительного образования по следующим видам деятельности:

  • LEGO-конструирование и моделирование («Легоша и его друзья»);

  • Электроника, радиотехника («Электроники – радиоазбука»);

  • Умелые руки («Умелые руки»);

  • Художественное слово («Загадки русской словесности»);

  • Ритмика («Сюита»);

  • Спортивные танцы («Шесть ступенек мастерства»);

  • Изобразительное искусство («ИЗО-студия»);

  • Драматический театр («Крупеничка»);

  • Риторика и культура речи («Развиваем дар сорва – читаем, пишем, размышляем»)

  • ОФП и здоровый образ жизни («ОФП и здоровый образ жизни»);

  • Шахматы («Ферзь»);

  • Спортивные и подвижные игры («Планета игр»);

  • Единоборства («Традиционное Ушу»);

  • Творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты («Первые шаги к науке»);

  • Школьное научное общество («Юный физик»);

  • Экспозиции по страноведению и культуре зарубежья («Английская мозайка»);

  • Программы социально-психологической и социально-правовой адаптации («Развитие пространственных представлений»);

  • Ресурсы творческого развития личности («Развитие творческих способностей.РТС», «Решение олимпиадных задач», «Развитие математической логики»);

  • Натурализм («Хочу все знать.Вопросы занимательной биологии»);

  • Экскурсионная и музейная педагогика («В гостях у музея»).

4. Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся. В результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

 Задачи:

Обучающие:

  • содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

  • формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

  • развивать и стимулировать у школьников творческий интерес к гуманитарным, естественнонаучным, социальным и др. дисциплинам;

  • знакомить с методом проведения научного исследования и способов представления работы.

Развивающие:

  • развивать организационно-коммуникационные навыки;

  • развивать познавательные способности;

  • развивать творческое воображение; 

Воспитательные:

  • воспитать культуру межличностных отношений;

  • воспитать у учащихся интерес к изучению и бережному отношению к окружающему миру.

5. Одной из особенностей работы начальной школы гимназии в последние годы является привлечение родителей к сотрудничеству и активному сопровождению образовательного процесса.

В начальной школе гимназии развиты следующие формы работы с родителями:



    • участие родителей в Совете начальной школы гимназии, Попечительском совете БФ;

    • родительские комитеты классов;

    • система родительских собраний;

    • родительские дни (индивидуальные встречи родителей с учителями – предметниками и специалистами начальной школы гимназии);

    • участие в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий;

    • привлечение родителей к проведению Мастер-классов;

    • совместная работа по благоустройству пришкольной территории и помещений начальной школы гимназии (субботники, украшение начальной школы гимназии к Новому году, подготовка помещений школы к новому учебному году и т.д.);

    • анкетирование родителей;

    • привлечение родителей – врачей к медицинскому сопровождению выездов учащихся;

    • привлечение родителей к семейному проектированию в рамках проектно-исследовательской деятельности;

    • совместное творчество родителей и детей при подготовке экспонатов для сменных тематических выставок;

    • публикации статей родителей в общественном журнале начальной школы гимназии «Начало»;

    • ведение информационных стендов для родителей;

    • привлечение родителей для участия в спортивных соревнованиях;

    • консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.

Каталог: files -> Documents
Documents -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
Documents -> 1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права
Documents -> Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Documents -> Программа «Социальная философия»
Documents -> №01/11198-0-23 от 28 июля 2010г. Руководителям Управлений
Documents -> Письмо от 1 марта 2011 г. N 06-369
Documents -> Программа социального воспитания и образования детей сирот, оставшихся без попечения родителей «Путь к успеху»
Documents -> А. Г. Свинаренко
Documents -> М. В. Егорова Повседневная жизнь учащихся Урала в дореволюционный период


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница