Программа дополнительного образования «Биофантазия»



Скачать 299.19 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2018
Размер299.19 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Люди-человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.

(Н. Заболоцкий)

Программа дополнительного образования «Биофантазия» является программой естественнонаучной направленности.

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев). Становится ясно, что спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома ― Земля.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса не только к самому себе, к людям, к своему здоровью, но и состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная школа ― важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическое воспитание должно быть направлено не только и не столько на формирование теоретических знаний, а на формирование практического опыта взаимодействия с природой. Природа – огромная богатая мастерская для творчества. Раскрепостив фантазию и воображение ребенка, можно раскрыть его творческий потенциал. Работа с природным материалом – один из путей приобщения детей к природе: в желуде, шишке, соцветии чертополоха таятся образы сказочных героев, воплощение детской мечты, а все что необходимо для творчества, природа сама подарит детям на экскурсиях и прогулках.

Программа знакомит детей с окружающим миром, флорой и фауной родного края, а также предусматривает творческую деятельность детей с природным материалом, проведение экскурсий с целью сбора природного материала.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна программы проявляется в соединении экологическое воспитания школьника с художественно ― эстетическим. Работая с природным материалом, создавая различные композиции, воспитанники учатся бережному отношению к природе, природным богатствам и ресурсам

Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. И начинать это необходимо с младшего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнении и расширении знаний по экологии, полученных в начальной школе и формирование элементарных навыков изучения природы, изучение проблем охраны природных ресурсов.

На занятиях дети овладевают различными видами деятельности (аппликация, мозаика, объемная аппликация и др.), которые способствуют формированию у них творческого воображения, фантазии, художественного вкуса, а также развитию мелкой моторики рук, пространственного мышления.

Воспитаннику необходимо максимально развить именно творческое воображение, в то время как развитие репродуктивного воображения является лишь начальным этапом.

Природный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь.



Цель программы – способствовать формированию экологического стиля мышления детей, основанного на эстетическом восприятии природы.

Задачи:

  • научить детей видеть и любить красоту природы во всем проявлении ее форм и красок;

  • дать теоретические знания о растительном и животном мире;

  • научить детей основным приемам работы с различными видами материалов, составлению композиций, аппликаций, мозаик; сложных коллективных работ;

  • развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формировать нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям;

Отличительные особенности программы. Программа построена с учетом школьных курсов «Окружающий мир» и дополнена авторскими наработками. В отличии от школьного курса на занятиях преобладают практические задания, которые формируют навыки по работе с различным природным материалом.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7-9 лет.

Сроки реализации программы – 2 года, по 72 часа в год.

Формы и режим занятий. Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях. На теоретических занятиях излагаются основные сведения по темам, на практических – изготавливаются поделки, составляются композиции из различного природного материала. Занятия проводятся в форме занятий-викторин, игр-путешествий, практических занятий, творческих выставок, а также посещения выставок, экскурсий в музей и на природу. На занятиях применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу или 1раз по 2 часа. Количество детей в группе – 10-13 человек.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

На первом году обучения воспитанники знакомятся с традиционными природными материалами, с инструментами, используемыми для работы; получают первоначальные навыки составления композиций, мозаик, аппликаций; получают начальные теоретические знания о растительном и животном мире.



  • Ребята получают знания:

  • о природе как взаимосвязанной системе;

  • о бережном отношении к природным ресурсам, правилах поведения в природе;

  • о растительном мире нашего региона, названиях цветов в деревьев (до 15) нашей местности, морфологических признаках растений, признаках времен года;

  • об основных цветах, холодных и теплых оттенках, правилах построения композиции.

Развиваются умения:

  • бережного сбора и хранения природного материала;

  • использовать различные приемы работы с различными видами материалов;

  • составления композиций, мозаик, аппликаций;

  • аккуратной работы с природным материалом, ножницами, клеем, бумагой;

  • самостоятельного планирования хода работы, применения знания на практике;

На втором году обучения воспитанники используют полученные знания и практические умения при изготовлении творческих работ, осуществляется переход к изготовлению сложных коллективных работ.

По окончании обучения воспитанники получат следующие знания:



  • о связи живой и неживой природы;

  • об изготовлении творческих коллективных работ;

  • о воздействии человека на природу (положительное и отрицательное);

  • о возможностях и способах участия детей в защите природы;


Каталог: Doc
Doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
Doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
Doc -> Международная организация труда
Doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
Doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница