Программа для кандидатского экзамена по философии для аспирантов и магистров естественных факультетов. Тема о природе философского знания



Скачать 461.86 Kb.
страница1/6
Дата10.05.2018
Размер461.86 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

Л.Н.Терентьева

Программа для кандидатского экзамена по философии для аспирантов и магистров естественных факультетов. 

Тема 1.


О природе философского знания.

  1.Мировоззрение  его исторические типы: миф, религия, философия. Философии как учение об общих принципах бытия и его познания. (Аристотель). Трансформация философских принципов в научные. Историческая изменчивость предмета философии.  Предмет философии в марксистской философии. Можно ли все проблемы философии свести к основному вопросу философии? Слишком узкое и слишком широкое определение предмета философии. Состояние идей в философии как состояние повышенной проблемности – «скандал в философии» (И.Кант).

 2. Философские принципы (начала) о бытии и его познании  как основополагающее  теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства. (Н.Ф.Овчинников. Принципы теоретизации знания.– М.:1996.) Два смысла понимания принципов: 1)принцип как исходный пункт, первооснова, предпосылка, самое первое –принцип бытия;   2) принцип как основное положение, предпосылка.

    Принципы бытия в истории философии (Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух), Пифагор (число), Эмпедокл (четыре элемента, сочетанием которых руководит любовь и ненависть), Демокрит (атомы и необходимость), Платон (идеи и «треугольники»), Аристотель (форма и материя), Эпикур (атомы и случайность), Спиноза (субстанция), Фихте («Я»), Шеллинг (Абсолют), Гегель (Абсолютная идея, т.е. разум, существующий сам по себе), Шопенгауэр (Воля), Э.Гартман (Бессознательное), т.е. в разные исторические эпохи философы принимали разные принципы бытия. 

     Особенность философских принципов: они могут трансформироваться в научные принципы, т.е. приобрести научное доказательство. Например,  «атомы» Демокрита перестали быть теоретическими «фишками», которым предстояла судьба «валяться в пыли библиотек» (Э.Мах), атомы – теперь это уже физика, а первоначально это был философский принцип понимания бытия.

2) Принцип как предпосылка или принцип мышления. Любое философское положение обладает предпосылочным свойством по отношению к научным положениям. (А. Уёмов). Это позволяет исследовать: 1) взаимодействие  между философией и наукой и 2) характер взаимодействия отдельных наук между собой.  Любая специальная наука обосновывает в своих рамках лишь часть тех положений, с которыми имеет дело. Многие положения, играющие роль в данной науке большую роль, в ней самой не доказываются, апредполагаются, т.е. берутся из другой области. Обычно другой областью является другая наука. Между науками существует отношениепредполагания: нельзя построить сопромат, не используя положений теоретической механики, которую нельзя построить, не используя положений геометрии. (А.Уёмов).  Науки используют предпосылки, взятые из других наук, которые могут совпадать друг с другом, например, из области математики. Но есть такие предпосылки, которые оказываются общими для многих наук.  Возможность существования таких общих предпосылок является основанием для определения предмета философии как системы предпосылок, относящихся к любой области знания. (А. Уёмов).

3. Схему предпосылочного отношения А.Уёмов определяет так: « Отношение «А   предполагает  В»  не тождественно отношению «Из Ввытекает А».  Пусть научный вывод выражается так:   В).Предпосылка, которую обозначим как    С  обуславливает  законность вывода     В). Из  С не выводится ни  А , ни  В.  Однако, истинность Созначает истинность, т.е. правомерность вывода А  В. Обратно, ложность С будет означать, что результат В не вытекает из А, т.е. у нас нет оснований, которые делали бы  такой вывод правомерным». А.Уёмов рассматривает два случая предпосылочного отношения: 1) предпосылка известна С и применяется сознательно. Тогда научный вывод идет по такой схеме: С   В);

2) вывод А  В делается  и в том случае, когда предпосылка неизвестна. Предпосылка может быть выявлена в результате специального анализа. 

     Отношение между предпосылкой и научным выводом будет и в том случае, когда С будет обозначать философское положение или принцип. Тогда, если обозначить философское положение как Ф, а научное положение как  Н, то получаем:

1)из одних философских положений можно вывести другие философские положения:  ( Ф1  &   Ф2 )    Ф3

     2) научное положение  можно получить из другого научного положения и философской предпосылки:  (Ф Н1)  Н2

     3) философское положение может быть получено из другого философского положения и научного положения:  (Ф1  Н )  Ф2

     4) невозможно получить ни философского, ни научного положения  без философских предпосылок:             ((Н1Н2)   Н3)

                                                              ((Н1Н2)   Ф)

     5) невозможно получить научное положение из одних философских положений:                                           ((Ф1&  Ф2)   Н)              

4.«Скандал» переживает каждая наука, когда состояние её идей требует критического философского переосмысления. Примеры «скандала» в геометрии  при открытии «неевклидовой геометрии», «скандал» в физике при открытии теории относительности и квантовой механики. Отличие «скандала» в науке от «скандала» в философии.

5. Различие философского и научного знания:

     1) Философия – не наука, т.е. то, что принадлежит науке, не принадлежит философии;

     2)  Без философии наука невозможна, поскольку философия исследует общие принципы бытия и его познания, как утвердил еще Аристотель;

     3) Философия, не являясь наукой, стремится превратиться в науку, более того, философия есть генератор развития науки. (А. Уёмов);

    4) Науки возникают, отделяясь от философских принципов, которые получают научное обоснование;

    5) Науки возникают, когда «отпочковываются», отделяются от философии, но это не приводит к обеднению философии. Новорожденная наука начинает развиваться и наталкивается на такие проблемы, которые не поддаются решению научными методами. Эти проблемы передаются философии;

   6) Развитие науки приводит к постановке новых  философских проблем, например, развитие квантовой механики связано не только с «гносеологическим» уроком, который «преподало нам» развитие квантовой механики (Н.Бор),  но и  онтологическим, методологическим и логическими уроками, которые возникли при становлении этой науки.

    7) методы, которыми работает наука, отличаются от методов, которыми работает философия. Философия не использует: 1)эмпирические методы, 2)строгое дедуктивное построение, 3) статистический метод, которые использует наука.

Философия использует методы анализа, соответственно тем частям, из которых состоит: онтологический, гносеологический, логический, методологический.

    8) проблемы, которые решают ученые, отличаются от  проблем, которые решают философы. Философия решает те проблемы, которые в данный момент не могут быть решены научными методами.

    9) язык науки – общепринят для ученых, язык специфичен, научные понятия должны быть максимально определенными и точными. Философские понятия «бытие», «субстанция», «сознание», «душа», «Бог», «опыт» – не отличаются определенностью, различаются в понимании философов как настоящего, так и прошлого времени.

   10) развитие науки отличается от развития философии: в науке происходит процесс более углублённого представления событий;развитие  философии отлично от развития науки: появление новой философской концепции не «устраняет», не обесценивает содержание  философских концепций прошлых времен. Развитие философии походит на развитие поэзии, живописи, музыки.

11) Философия  – не наука, но без философии наука невозможна.

Тема 2



Каталог: elb -> metodichki
metodichki -> Про проведення II етапу
metodichki -> Робоча програма курсу «філософія І література» Для спеціальності "Філософ" Освітньо-кваліфікаційний рівень бакалавр
metodichki -> Интернет ресурсы 1
metodichki -> Планы семинарских занятий к смысловому модулю Теоретические проблемы культурологического знания Тема Понятие и сущность культуры Происхождение и смысл термина «культура». Культура и природа
metodichki -> Методичні рекомендації до вивчення курсу Одеса «спд фридман» 2011 Методичні рекомендації до вивчення курсу «Культурна антропологія»
metodichki -> Тема Понятие «культура» иее сущность


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница