Программа дисциплины введение в специальность цикл дс. Р. 07 Специальность 020100 философия Принята на заседании кафедры философии



Скачать 149.54 Kb.
страница1/3
Дата03.02.2018
Размер149.54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе

____________________ проф. Н.К. Замов

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Цикл ДС.Р.07


Специальность 020100 – философия

Принята на заседании кафедры философии

(протокол №____ от «___» __________________200__г.)
Заведующий кафедрой

___________________ (М.Д. Щелкунов)

Утверждена Учебно-методической комиссией экономического факультета

(протокол №____ от «___» ___________________200__г.)

Председатель комиссии

____________________ (И.С. Глебова)


Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность»

Предназначена для студентов I курса

по специальности 020100 – философии

по специализации 020103 – социальная философия
АВТОР старший преподаватель Юринов В. Ю.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Курс предполагает введение студента в философию: а) как систему философского знания, б) как особым образом организованную теоретическую деятельность, или философствование, в) как духовно-практическую деятельность живых личностей, философов, школ, г) как философскую культуру имеющую длительную историю и богатую традицию. Соответственно, философия, хотя и выглядит внешним учебным предметом (системой дисциплин), может быть освоена только при внутреннем и систематическом усилии студента. Задача курса: обнаружить присутствие «философских интуиции» (А. Ф. Лосев) в каждой личности студента, систематически двигаться не только от философского знания к студенту, но и от духовного опыта последнего к философии. «Прежде чем читать Аристотеля, его нужно уже понимать» (М. К. Мамардашвили). Данный курс является полем организации целого ряда учебных встреч студенческой аудитории с традиционными разделами философского знания, где можно получить возможность самому и совместно с другими двигаться от незнания к знанию, и «обратно». Одновременно, в ходе занятий первокурсник как будущий специалист по философии должен научиться понимать принципиальное различие между обычным ходом размышления и систематическим теоретическим философствованием; между сочинением на вольную тему и философским дискурсом; расхожим мнением и философской традицией.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Введение в специальность»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)


Форма обучения: очная

Количество семестров: 1

Форма контроля: II семестр – зачет.


п/п


Виды учебных занятий

Количество часов

II семестр

1

Всего часов по дисциплине

36

2

Самостоятельная работа

-




Аудиторных занятий

36




в том числе лекций

36




семинарских

-

3. Содержание дисциплины.


3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМОМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
_
3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п


Наименование темы и ее содержание

Кол-во

часов


1

Философия – особая специальность.

Философия как пред-стоящий студенту учебный предмет (дисциплина); как фигура учителя (школа) и как внутренняя готовность (установка) к встрече. Школьник «думает, что будет учиться философии, но это невозможно, так как он теперь должен учиться философствовать» (Кант). Философия и наука. «Философия – самосознание культуры», «квинтэссенция эпохи» (Гегель), т. е. необходимо внутреннее (душевное) и деятельностное (духовно-практическое) начало человека. Философия и религия.



1

2

Философия и человек обычный.

Возникновения философии: история и логика. Мудрость, философия, специалист по философии и профан.

«Точки философствования» на «линии повседневности».

Состояние удивления, сомнения, страдания. «Непроходимое место» (апория). Фраза: «Стою как дурак!» Реактивность животного, автоматизм повседневной жизни людей и столкновение с мыслью. Мышление как торможение реакции: рефлекс и рефлексия. Реактивность животного поведения (S – R) и человеческая деятельность (S – !? – R). «Человек – больное животное» (Ницше). Фигура нинзя и практика самурая. Фраза: «Нет, ты мне объясни…» – «Я хочу понять…» – «Подожди, давай все-таки разберемся…».

Открытие «внутреннего мира». Встреча с неизвестным, феномен «незнания». Необходимость о-предел-енности. (Космос и Хаос. «Священный ужас» древних.) Фраза: «Чего ты боишься, ведь ничего же нет». Традиционалистиские (до-философские) культуры и ситуации «апории».

Духовный разлад (кризис) как закономерная составляющая развития личности и общества. Философия как «врачевание души» (Сократ); изначально прагматический и гуманистический характер философствования.



2

3

Провокативный характер философствовании.

Феномен «остраннения»; намеренное затруднение или введение в заблуждение. Фраза: «Неужели нельзя было просто написать…» «Воду льет…» «Что за чушь!» Пробуждение, возмущение, потрясение, вынуждение доказывать: прообраз «проблемной формы обучения».

Три исторических примера: а) высказывания из «Дао Дэ Цзин»; б) коан в дзен-буддизме; в) «Покажите мне человека!?» Диогена. Самообладание, невозмутимость, мужество перед неизвестным. Приемы потрясения учеников учителями дзен.


1

4

Ум – Глупость – Мудрость.

«Незнание» - начало философии. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ); но другие не знают и этого. «О, я сердце глупого человека!» (Лао-цзы) Цзя (-цзы) по-китайски «ребенок», «младенец». Повторный разбор цитат из «Дао дэ цзин». Как можно «транслировать» (передавать) истинное знание. «Великий квадрат не имеет углов» и Лобачевский. «Окольные пути познания – культурные пути познания» (Выготский). Правда и «кривда»; «хитрость» и «коварство», как исторически (и логически) первые формы мудрости (человеческого ума). «София» в философии и религии.



1

5


Мировоззрение, или Как можно увидеть мир?

Умозрение. Что мы видим глазами (пять чувств). Возвращение к шокирующей фразе Диогена. Мир метафизики и метафизичность мира. Сверх-естественное, мета-физическое, транс-цендентное – норма человеческого существования. Стул как пред-мет и/или «идея».

Рождение идеализма и «реализм» Платона. Видимая и «невидимая» сторона вещей; необходимость знать (помнить) об этой последней, существенно большей стороне всякой «вещи». Мы всегда видим только часть (проекцию). Пред-мет и «вещь». Откуда мы «знаем» часть чего мы «видим»? Совокупность, сумма увиденного и Целое. Феномен памяти. Целое, общее, значение (роль, цель), все-общее – присутствие идеального «в» и «за» вещью. Что есть чашка, по Платону. Знание настоящего, действительного единства видимой и невидимой сторон вещи – ответственная и трудная задача. (Сюжет рассказа Честертона «Башня».)

Видимость, кажимость, мнимость – действительность, реальность, настоящее. Фраза: «Это действительно было так, или тебе показалось». «Подожди, он действительно так сказал…».



3

6

Каталог: f18 -> bin files
bin files -> Образование в человеческом измерении
bin files -> Философская антропология
bin files -> Учебное пособие по курсу эстетики для студентов философского факультета Казань 2009
bin files -> История зарубежной философии (античная философия)
bin files -> Программа дисциплины общая теория систем цикл дс. Р. 07 Специальность 020100 философия Принята на заседании кафедры философии
bin files -> Ибрагимова З
bin files -> Учебно-методическое пособие по курсу «Социальная синергетика» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020100 «Философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница