Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный университет -
Высшая школа экономики
Факультет социологии
Программа дисциплины
«Туризм: от социальной теории к практике управления»
для направления 040200.62 - Социология
подготовки бакалавра
Составители: д.соц.н, проф.Н.Е.Покровский; д.соц.н., проф.Т.И.Черняева
Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании Секция______________ кафедры ______________
Председатель Зав. кафедрой
_________________ _____________
“___” __________ 2009 г. “___” _____ _____ 2009 г.
Утверждено УС факультета _______________________
Ученый секретарь
_______________________
“___” __________ 2009 г.
Москва 2009
-
Пояснительная записка
Аннотация
Основная направленность курса "Туризм: от социальной теории к практике управления" связана с раскрытием туризма как социального конструкта и объекта управления в мире современного потребления. Процессы глобализации, стимулируя развитие сферы гипер-реальности, приводят к переоценке значимости различных областей потребления. Туризм, прежде представлявшийся весьма второстепенным видом экономики и культуры, превращается в знак эпохи, в значительной степени выражающим ее суть, в своеобразный маркер постсовременности. Сами культуры стали "мобильными", сориентированными на привлечение туристов и соответственным образом преобразующими материальную среду. Курс посвящен рассмотрению новых смыслов туризма, иными словами, тому, что скрывается за масштабными формами туристической деятельности, в чем состоит скрытая (даже от них самих) мотивация туристов и каков так называемый текст туристских посланий. В рамках курса исследуются основные концептуальные модели туризма, дается компаративный анализ существующих подходов. Раскрывается связь туризма с важнейшими социальными институтами, анализируются социальная феноменология и экзистенция туризма, формирование идентичности в туристических практиках. Дается социологический анализ практик конструирования достопримечательностей в туризме, показывается специфика услуг индустрии гостеприимства и туризма. Осуществляется переход от понимания методологических сложностей изучения и оценки экономических, экологических и социокультурных воздействий туризма к формированию систем измерения и управления туристическим бизнесом. Системно излагаются основные концепты туриндустрии и турбизнеса, анализируется их соотношение и структура. Рассматриваются организационные формы туризма и конкурентоспособность туристических предприятий, основные компетенции персонала и стратегии организационного развития. Обсуждаются существующие практики управления турфирмой. Особое внимание уделяется малоизученным вопросам менеджмента туризма на примерах регионального развития.
Требования к студентам:
Необходимый уровень базовых знаний – законченное среднее образование, желательный уровень – владение основами социологической теории и практики, основами менеджмента и маркетинга
Учебные задачи курса:
- рассмотреть мобильность в пространственно–временном контексте, исследовать географическую мобильность и ее формы в зависимости от типа общественного устройства.
-
выявить специфику социального конструирования ценностей и практик мобильности.
-
показать природу процессов глобализации и возникновения новых смыслов потребления;
-
освоить основные социологические концепты в изучении туризма;
-
разработать обобщенную социологическую мл\одель туризма;
-
сформировать умения анализировать туристичсекий текст и деконструировать туристический имидж (фотографии);
-
исследовать практики конструирования ландшафта в туризме;
-
раскрыть возможные последствия развития туризма;
-
сформировать представление о нормативно – правовой базе развтия туризма в РФ;
-
определить особенности менеджмента туризма;
-
понимать значение маркетинг –менеджмента в развитии туристической организации;
-
понимать перспективы развития туризма.
По окончании изучения курса студент должен:
-
знать основные научные подходы к исследованию пространства. времени, мобильности;
-
освоить социологические концепции туризма;
-
разбираться в специфике туристической детельности;
-
уметь сравнивать различные подходы к анализу туристических практик;
-
уметь использовать технологии социального конструирования ландшафта, анализа фотографических изображений, создания туристических текстов, организационного проектирования
Формы контроля:
-
текущий контроль предполагает индивилдуальную и групповую работу на семинарах; выполнение практических работ
-
промежуточный контроль предполагает подготовку и представление 4 контрольных заданий;
-
итоговый контроль проводится в форме конференции
-
итоговая оценка определяется по накопительной системе
Система оценок и перевода
Максимальное число зачетных единиц – 10
из них:
работа на семинарских занятиях - 30% (0,3)
выполнение практических работ - 40% (0,4)
выполнение контрольных работ - 20% (0,2)
выступление на конференции - 10% (0,1)
Конверсия оценок
Поделитесь с Вашими друзьями: |