Программа дисциплины Современная демографическая ситуация 



Скачать 152.5 Kb.
страница1/13
Дата07.01.2018
Размер152.5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет

Программа дисциплины
Современная демографическая ситуация


Отд. статистики, анализа данных и демографии, 4 курс, специализация "Демография", курс по выбору. подготовки бакалавра


Автор программы:
Сороко Е.Л., канд.физ.-мат.наук, доцент, esoroko@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры демографии «___»____________ 2011 г

Зав. кафедрой М.Б.Денисенко
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

I. Пояснительная записка



Автор программы: кандидат физико-математических Сороко Евгений Львович


Требования к студентам: Курс «Современные демографические проблемы» предназначен для студентов 4 курса по выбору специализации "Демография" и предполагает знание студентами основ теории вероятности и математической статистики, экономической теории. Студенты, приступающие к изучению курса, должны прослушать курс «Теория вероятности и математическая статистика».
Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по направлению "Демография". Курс рассчитан на 20 лекционных и 16 семинарских часов.

Данный курс представляет собой изложение фундаментальных основ демографической науки в свете актуальных мировых и национальных демографических тенденций. В рамках курса рассматривается место демографии, как специальной науки, изучающей население, в системе социальных наук, взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов и структур. В курсе анализируются закономерности демографических изменений в России и за рубежом, а также представляются основные теории, объясняющие эти закономерности. Ядром курса являются классические методы и модели демографической динамики и процессов рождаемости, брачности, смертности, миграции. Также рассматриваются методы демографического прогнозирования, обсуждается необходимость и вероятные результаты проведения демографической политики.

Программа дисциплины «Современные демографические проблемы» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.


Задачи курса:

  • Изучить базовые инструменты демографического анализа

  • Проанализировать закономерности и перспективы развития демографических процессов в России и в мире

  • Изучить взаимосвязи демографических и социально-экономических процессов и структур

  • Овладеть основными методами демографического прогнозирования

  • Рассмотреть необходимость проведения, основные цели и меры демографической политики

  • Овладеть системой сбора данных о населении.


Учебная задача курса:

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных демографических закономерностях, методах сбора и анализа статистической информации о населении, демографических прогнозах и демографической политике. В рамках курса рассматриваются место демографии в системе наук, а также взаимосвязях между демографическими и социально-экономическими процессами. Задачей курса является также изучение опыта применения демографических знаний и методов в анализе и прогнозе экономических и социальных тенденций (прикладная демография).

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • знать природу и уметь правильно интерпретировать демографические показатели;

  • уметь оценивать демографическую ситуацию в стране и регионе;

  • знать основные закономерности развития и количественные характеристики демографических процессов и структур в России и странах мира,

  • уметь реализовывать прогноз численности и половозрастного состава населения и интерпретировать его результаты;

  • принимать решение о необходимости введения тех или иных мер демографической политики.



Самостоятельная работа студентов:


В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов. По каждой теме лекционного и семинарского занятия предложена основная и дополнительная литература.

Программа курса предполагает решение аудиторных и домашних задач, написание эссе, анализ соответствующих тематических кейсов, в ходе которых студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными, законодательными актами и решениями Правительства РФ, документами международных организаций, научной литературой в области развития народонаселения.


Формы контроля:

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,4* Отекущий + 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП



Отекущий = 0,4·Оэссе + 0,2·Ок/р-тест + 0,4·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5*·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.


Требования к докладам

Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем. В течение каждого семинара делается 1-2 докладов по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить к началу семинарского занятия тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (10-12 минут) изложить материал статьи (главы книги), ответить на вопросы студентов.


Зачет проходит в конце курса и предполагает краткий и правильный ответ на вопросы билетов, составленных преподавателем. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях, и раздаются студентам в конце курса.
Итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов - «хорошо»,

от 8 до 10 баллов – «отлично».


Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа «Измерения в психологии и образовании»
2014 -> Программа дисциплины «Карл Маркс как социолог: текстуальный анализ \"Капитала\"»
2014 -> Актуальность
2014 -> Программа дисциплины философия для направления
2014 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2014 -> Растущая конкуренция в современном мире заставляет страны и регионы пересматривать их подход к экономическому развитию. Сегодня региональные власти ищут новые способы создания и развития инновационных компаний
2014 -> План курса лекций проф. Д. И. Дубровского «проблема сознания в философии и науке» для студентов философского факультета Высшей Школы Экономики
2014 -> Программа дисциплины «Социология труда и занятости»
2014 -> Программа дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница