Программа дисциплины «основы православной педагогики»



страница1/2
Дата11.08.2018
Размер207 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Белгород –2011г.




«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________(Ф.И.О.)

«_______»_________________2011г

Кафедра


Рабочая программа по дисциплине

Типовая программа



ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) авторским коллективом:

Протоиерей Олег Кобец, кандидат богословских наук, доцент кафедры

социальной работы и документоведения

Белгородского университета потребительской

кооперации,

Ширманова Марина Юрьевна, кандидат философских наук, доцент

кафедры теологии БелГУ,

Приставкина Татьяна Афанасьевна, кандидат педагогических наук,

заведующая центром духовно-нравственного

воспитания БРИРКиППС,

Калашникова Светлана Николаевна, консультант ДПЦ области при ОМЦ

«Преображение».



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение проблемы подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей требует глубинного осмысления воспитательной деятельности, опоры на традиционные, христианские представления о человеке. В российской педагогике на протяжении многих веков сложились традиции духовно-нравственного воспитания. В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания представлены в работах В.Г. Александровой, протоиерея Александра (Салтыкова), Е.П. Белозерцева, В.А. Беляевой, З.В. Видяковой, М.Я. Виленского, архимандрита Зиновия (Корзинкина), Е.А. Лиханова, С.Г. Макеевой, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, Н.Д. Никандрова, Б.В. Ничипорова, Т.И. Петраковой, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой, игумена Георгия (Шестуна), А.Д. Червякова, Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене и других ученых.

Данный курс «Основы православной педагогики» направлен на решение проблемы создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, младших школьников.

Цель:

-создать условия для опережающего решения вопросов научного, организационного и кадрового обеспечения региональной вариативной модели духовно-нравственного воспитания детей;



-освоить будущими воспитателями ДОУ, педагогами начальных классов, педагогами дополнительного образования религиозно-мировоззренческие принципы педагогической деятельности, основанные на духовном опыте Православия.

Для чего ставятся задачи:

  1. познание вероучительных, ценностно-онтологических и духовно-практических основ и содержания православной педагогики;

  2. понимание связи догматических основ Православия с методами православной педагогики;

  3. овладение принципами и методами их применения;

  4. развитие духовно-нравственного потенциала и социально-личностной компетентности студентов в области духовно-нравственного воспитания, основанных на знаниях отечественной духовной культуры, православной педагогической традиции.

В отношении к общему содержанию социально-гуманитарного и педагогического образования курс является тематическим расширением, ориентированным на углубленное знакомство студентов с православной культурой, православной педагогикой как основополагающей частью российской исторической и культурной традиции. Спецификой данной образовательной области является ориентация её содержания на задачи духовно-нравственного воспитания, обеспечивающие не только накопление студентами рациональных знаний о педагогической традиции, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям отечественной культуры, формирование и развитие социального опыта студентов, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности.

Ожидаемые результаты:

В сфере подготовки к профессиональной педагогической деятельности:

  • расширение и углубление социально-гуманитарного образования студентов в области знаний о традиционной духовной культуре России, выработка слушателями навыков добросовестного отношения к педагогическому труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;

  • повышение уровня знаний о методологических, исторических и психолого-педагогических основах духовно-нравственного воспитания в России;

  • содействие повышению социальной зрелости и развитию духовно-нравственного потенциала личности специалиста в системе образования;

  • формирование профессиональных умений взаимодействия с родителями в разных типах образовательных учреждений по возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания на пути преодоления духовно-нравственного кризиса общества;

В сфере личностного самоопределения слушателей:

  • содействие формированию мировоззренческой картины мира, пониманию жизни человека и общества;

  • воспитание специалиста в духе гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

  • содействие формированию духовной, нравственной, эстетической, правовой культуры студентов;

  • формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

  • удовлетворение права и социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной духовной культуры;

Освоение теоретического и нормативного материала по тематическим блокам в сочетании с практическими умениями и навыками на занятиях с преподавателем в диалогах и в процессе самостоятельных заданий создает условия доступности и эффективности обучения студентов, будущих организаторов дошкольного воспитания, дополнительного образования, преподавателей начальных классов.

Выпускники должны продемонстрировать освоение содержания всех разделов дисциплины с опорой на знания по другим учебным дисциплинам, полученных в педагогическом колледже или институте. Готовность к осуществлению духовно-нравственного воспитания определяется по показателям компетентности (индивидуально-методическая и социальная готовность) и духовно-нравственному потенциалу (социо-культурная и духовно-практическая готовность) и оценивается как оптимальная или допустимая. Критический уровень готовности не позволяет считать педагога способным реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания.



Требования к освоению содержания образования по модульным учебным курсам, преподаваемым в высшем (среднем специальном) учебном заведении, действующим Примерным содержанием не регламентируются. В общем виде, при изучении отечественной духовной культуры в вузе (ссузе) в виде интегрированного курса, они предполагают освоение студентами на более высоком уровне (объяснения) тех элементов содержания, освоение которых в основной программе требуется на уровне репродуктивного воспроизведения (описания, характеристики). Требования к освоению содержания в расширенном модульном учебном курсе зависят от педагогической направленности образовательной программы, типа образовательного учреждения, в котором предстоит работать педагогам.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:



  • правовые основания осуществления духовно-нравственного образования в образовательных учреждениях;

  • методологические основы – психологические, педагогические, культурологические, исторические и религиоведческие – для духовно-нравственного воспитания в традиции православной культуры;

  • научное обоснование системного и синергетического подходов к формированию социальной зрелости педагога;

  • механизмы становления целостной личности, этапы духовно-нравственного развития;

  • приемы и методы духовно-нравственного воспитания: средства, формы и приемы организации воспитательной деятельности;

  • современные исследования и социально-педагогические и психолого-педагогические программы по духовно-нравственному воспитанию разных возрастных категорий людей.

При усвоении теоретических знаний студенты должны уметь:

  • анализировать и разрабатывать методические пособия, программы, отдельные мероприятия (акции) и проекты в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

  • владеть навыками планирования: составлять планы занятий, в том числе образова­тельного учреждения и планировать образовательную работу с учетом задач духовного и нравственного развития личности воспитанников;

  • уметь анализировать, разрабатывать и внедрять новые современные формы взаимодействия с семьями и другими ведомствами по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, способствующие возрождению отечественной культуры;

  • адаптировать и реализовывать современные программы по духовно-нравственному развитию в соответствии с региональным компонентом;

  • владеть практическими умениями и навыками общения, ручного мастерства в традиционных ремеслах, знать фольклорный материал устного и изобразительного творчества.

Средства реализации учебной программы.

В ходе работы будут использованы следующие материалы: нормативные документы, педагогические идеи святителей и современных ученых, модели перспективного и календарного плана, методические рекомендации к проектированию образовательного процесса, учебно-методические DVD-фильмы и другие.

В качестве форм контроля предполагается выполнение студентами методических заданий по итогам изучения основных тем курса, защита индивидуальных социально-педагогических проектов.


Каталог: doc
doc -> Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании
doc -> Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с
doc -> Международная организация труда
doc -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница