Программа дисциплины «Менеджмент культуры»



Скачать 328.19 Kb.
страница1/17
Дата25.05.2018
Размер328.19 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство экономического развития

Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Факультет философии

Отделение культурологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент культуры»

для направления 031400.62 – Культурология

Автор: доцент к. филол. н. О.А. Бурукина

Рекомендована

секцией УМС «Философия»

Председатель


______________________________ В.Н. Порус
«___»__________________ 2010 г.

Одобрено на заседании

Кафедры наук о культуре
Зав. кафедрой
_____________________ В.А. Куренной
«___» _______________ 2010 г.

Утверждено УС факультета философии


Ученый секретарь
______________________________
«___»__________________ 2010 г.




Москва, 2010 г.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


№№п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоятельная

работа

Лекции


Семинарские

и практические

занятия

1.

Тема 1. Менеджмент как наука и искусство управления




2 ч




(2 ч)

2.

Тема 2. Национальная культурная политика







2 ч

2 ч

(2 ч)

3.

Тема 3. Правовые аспекты культурной политики: законодательная основа культурной политики




2 ч

2 ч

(2 ч)

4.

Тема 4. Правовые аспекты культурной политики: исполнительные органы культурной политики




2 ч

2 ч

(2 ч)

5.

Тема 5. Экономические аспекты культурной политики




2 ч

2 ч

(2 ч)

6.

Тема 6. Культурный федерализм РФ.




2 ч

2 ч

(2 ч)

7.

Тема 7. Креативные индустрии




2 ч

2 ч

(2 ч)

8.

Тема 8. Государственное управление и рыночное регулирование в сфере культуры и искусства




2 ч

2 ч

(2 ч)

9.

Тема 9. Менеджмент культуры как интегративная система




2 ч

2 ч

(2 ч)

10.

Тема 10. Основы методологии менеджмента культуры




2 ч

2 ч

(2 ч)

11.

Тема 11. Специфика методов управления в организациях культуры и искусства




2 ч

2 ч

(2 ч)

12.

Тема 12. Оценка эффективности менеджмента в сфере культуры и искусства




2 ч

2 ч

(2 ч)

13.

Тема 13. Менеджмент экспозиционного дела




2 ч




(2 ч)

14.

Тема 14. Менеджмент в изобразительном искусстве




2 ч




(2 ч)

15.

Тема 15. Менеджмент культурно-просветительской и досуговой деятельности




2 ч




(2 ч)

16.

Тема 16. Менеджмент шоу-бизнеса




2 ч




(2 ч)

17.

Тема 17. Менеджмент в кинематографии




2 ч




(2 ч)

18.

Тема 18. Стратегический менеджмент в культуре




2 ч

3 ч

(2 ч)

Итого:



61 ч

36 ч

25 ч

(36 ч)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ
Курс рассчитан на студентов 3-го года обучения по специальности «Культурология». Предполагается, что приступая к изучению курса «Менеджмент культуры», студенты прослушали и усвоили материал учебных курсов по экономической теории, институциональной экономике, всемирной истории, истории философии, политологии, социологии, психологии, социологии культуры, а также ряд курсов по истории искусств, истории западной культуры, истории религии, медиакультуре и визуальной культуре новейшего времени, а также курс проектного менеджмента в культуре, поскольку курс «Менеджмент культуры» проблемно связан с вышеупомянутыми дисциплинами.

Для успешного усвоения курса «Менеджмент культуры» студенты должны владеть понятийным аппаратом указанных дисциплин, а также навыками анализа, реферирования и развитыми навыками самостоятельной работы.


АННОТАЦИЯ
Динамичные изменения в европейской политике и структуре российского общества обусловливают необходимость формирования нового типа руководителей государственных учреждений и коммерческих компаний, действующих в сфере культуры и искусства. Понимание необходимости преобразований и профессиональное управление ими становится ключевой характеристикой менеджеров нового типа, детерминирующей будущее социально-культурной сферы российского общества.

Процесс демократизации культурных процессов в России, децентрализация управления, многообразие существующих на сегодняшний день организационно-правовых форм культурной деятельности, самостоятельность организаций культуры, – все эти факторы создают условия для расцвета отечественной культуры. В данных условиях менеджеры культуры выступают активными участниками процесса ресурсоумножения и формирования стратегических направлений устойчивого развития культурной сферы в регионах и в стране в целом.

Учебный курс «Менеджмент культуры» изучается на 3-ем курсе отделения «Культурология» ГУ-ВШЭ. Курс имеет междисциплинарный характер, ориентирующий студентов на проблемное понимание процессов управления в сфере культуры и искусства. Предлагаемая дисциплина знакомит студентов с основными принципами и актуальными проблемами культурного строительства и культурной политики на всех уровнях управления, законодательной и исполнительной ветвями власти, детерминирующими деятельность учреждений культуры всех типов, а также со специфическими особенностями менеджмента культуры в экспозиционном деле, культурно-досуговых и просветительских учреждения, кинематографии, шоу-бизнесе и изобразительном искусстве.

способствует развитию навыков самостоятельного анализа основных принципов и моделей культурной политики с учетом совокупности экономических, политических культурных, социальных и других факторов, влияющих на ее формирование.

Цель обучения – подготовка конкурентоспособных менеджеров в сфере культуры и искусства, в связи с чем в задачи учебного курса входит интеллектуальное, творческое и духовное развитие личности студента.

Присутствие дисциплины «Менеджмент культуры» в учебном плане ГУ-ВШЭ отражает итоговую цель вуза – формирование совокупности общекультурных, предметных и профессиональных компетенций в структуре целостной личности студента на основе интегративного подхода к обучению. При этом, учитывая активное участие ГУ-ВШЭ в европейском проекте реформы систем высшего образования “Tuning Russia”, профессиональная подготовка студентов предусмотрена на уровне европейских стандартов с учетом компонента конкурентоспособности и перспектив карьерного роста.

Предлагаемый учебный курс разработан для студентов отделения «Культурология». Данное направление подготовки обусловило специфику курса: основное внимание в нем уделяется не финансово-экономическую специфику менеджмента организаций в сфере культуры и искусства, а на принципы управления в области культуры в демократическом правовом государстве, механизмы культурной политики и социально-ориентированного управления, направленного на сохранение и развитие культурного наследия России.

В соответствии с указанными задачами предлагаемый курс структурно подразделен на три тематических блока:

1. культурная политика и культурный федерализм;

2. креативные индустрии и менеджмент культуры;

3. специфика менеджмента культуры по видам креативных индустрий.

Такая структура курса способствует созданию в сознании студента целостного представления о специфических характеристиках менеджмента в сфере культуры и искусства и формированию совокупной системы знаний по данной дисциплине и смежных учебных дисциплинах.

Первые два тематических блока вводят студентов в проблематику менеджмента культуры, раскрывают основные понятия и категории, позволяют сформировать интегральное представление о миссии, целях, задачах и основных принципах и проблемах менеджмента культуры и способах их решения, а также специфике культурного строительства и культурной политики в федеративном государстве и их интегральные компоненты. Третий блок предоставляет студентам возможность более подробно ознакомиться со специфическими чертами менеджмента культуры в конкретных креативных индустриях, и, на основе полученных ранее знания и умений в курсах психологии, социологии, политологии, проектного менеджмента и других дисциплин, творчески переработать материал курса на семинарах и в ролевых играх.

Основанный на современных научных исследованиях и разработках курс обучения менеджменту в области культуры и искусства позволяет обеспечить уровень теоретических знаний и профессиональной подготовки, необходимый студентам для успешного трудоустройства в государственных и коммерческих структурах, специализирующихся в области культуры и искусства, и начала карьеры в качестве перспективного специалиста.

Программа курса включает в себя лекционные занятия (36 часов), семинарские занятия (25 часов), а также предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов (36 часов). Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям, написание реферата.

По окончании курса «Менеджмент культуры» предусмотрен зачет как форма промежуточного контроля и экзамен как форма итогового контроля.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница