Программа дисциплины «Л. Витгенштейн и проблема познания в аналитической философии»



Скачать 112.16 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата11.08.2018
Размер112.16 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8


1

Профессор Сокулер З.А.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Л. Витгенштейн и проблема познания в аналитической философии»
(спецкурс для студентов направления подготовки "Философия")
Аннотация к спецкурсу
Анализ концепции Витгенштейна начинается с особой версии «логического атомизма», представленной в «Логико-философском трактате». Принципиальным отличием витгенштеновской версии логического атомизма по сравнению с расселовским является холизм витгенштейновского подхода. Именно логическая форма мира и языка выступает как условие того, что язык «дотягивается» до реальности. А основанный на этой идее изоморфизм предложения и описываемого им факта выступает как необходимая предпосылка корреспондентного понимания истины, классическое выражение которого дано в «Логико-философском трактате».
Ознакомление с результатами применения Витгенштейном аналитического метода для решения философских проблем показывает, каким образом Витгенштейн превращает
традиционные гносеологические проблемы в логико-синтаксические. Физическая теория трактуется им как «общая форма» предложений, являющихся образами фактов; но сама эта «общая форма» имеет сугубо конвенциональную природу.
Предложения математики трактуются как уравнения, т.е. «псевдопредложения». Тем самым, Витгенштейн снимает все философские вопросы по поводу особого характера математических объектов и особой природы математических истин. В спецкурсе анализируется также витгенштейновское понятие формального ряда и истолкование чисел как членов формального ряда, порождаемых образующей этот ряд операцией; объясняется смысл его критики фреге-расселовского определения понятия числа. Таким образом, показывается, что на протяжении всей своей творческой деятельности
Витгенштейн последовательно критиковал платонизм в истолковании математических и логических объектов.
Витгенштейновская трактовка метафизического субъекта логически связана с его трактовкой философских предложений как по большей части бессмысленных: эти предложения не могут быть описаниями особых «философских фактов», потому что метафизический субъект есть не часть мира, а его граница. В «Логико-философском трактате» это дополняется учением о том, что невыразимо в предложениях, как указанием на границы научного описания и философского анализа.
Традиционно, наиболее сложные гносеологические проблемы были связаны с утверждениями, которые Кант охарактеризовал как «синтетические априори». Однако в
«Логико-философском трактате» утверждения такого типа рассматриваются как обусловленные принимаемым нами языковым каркасом. Это делает их трактовку конвенционалистской.
Анализируются: концепция языковых игр, значения как употребление, критика представлений о «простых» элементах языка, о единой сущности языка, предложения, именования. «Языковые ловушки» и характер философских проблем. Философская деятельность как терапия. Показывается, что холизм в трактовке языка и понятие
«видения в аспекте» выступают как концептуальные источники постпозитивистского тезиса о теоретической нагруженности языка наблюдения.
Более подробное внимание предполагается уделить витгенштеновской постановке проблемы о «следовании правилу». «Языковая игра» и правило. Отличие правил от эмпирических предложений; неразрешимость вопроса о соответствии правил и действительности. Проблемы цели научного познания, возможности постижения истины, единственности пути к истине, окончательного и достоверного обоснования полученных знаний анализируются на основе заметок Витгенштейна «О достоверности».
Цели и задачи освоения дисциплины:


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница