Программа дисциплины концепции современного естествознания цикл Специальность



Скачать 339.7 Kb.
страница1/8
Дата22.08.2018
Размер339.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

___________проф. Н.К. Замов

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Цикл ______


Специальность: _________________

Принята на заседании кафедры

высокомолекулярных и элементоорганических соединений

(протокол № 1 от 8 сентября 2009 г.)

Заведующий кафедрой

____________________ Р.А. Черкасов


Утверждена Учебно-методической комиссией

Химического института им. А.М. Бутлерова КГУ

(протокол № 1 от 15 сентября 2009 г.)

Председатель комиссии

____________________ Т.И. Бычкова

Рабочая программа дисциплины «Элементорганические мономеры и полимеры»

Предназначена для студентов гуманитарных специальностей

по специальности ________________

по специализации ________________

АВТОР: Доцент А.И. Курамшин

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Дисциплина "Концепции современного естествознания" включена в структуру цикла дисциплин гуманитарных факультетов с целью ознакомления студентов с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием и формированием целостного взгляда на окружающий мир.

Включение данной дисциплины в программу необходимо для ознакомления студентов с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием и формированием целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод все более проникает в гуманитарную сферу, формируя сознание общества и, вместе с тем, приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционны противостоящих культур созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

Данная дисциплина не представляет собой механическое соединение традиционных курсов физики, химия, биологии и экологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Поэтому ее эффективное преподавание возможно на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественно- научную и гуманитарную компоненты культуры, и осознания универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики.



1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Концепции современного естествознания»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны иметь общие представления о



  • понимании природы отчуждения гуманитарного и естественно- научного компонентов культуры и необходимость их воссоединения на основе целостного взгляда на мир.

  • понимании задач и возможностей современного научного метода, его дополнительной природы по отношению к художественному методу освоения действительности.

  • изучении и понимание сущности ограниченного числа фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым относится множество частных закономерностей различных дисциплин, а также ознакомление с принципами моделирования природных явлений.

  • ясном представлении о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

  • понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении естествознания, а также необходимости смены адекватного языка описания по мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам, человеку, биосфере, обществу.

  • формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

  • формирование представления о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения: очная.

Количество семестров: один.

Форма контроля: 1 семестр: экзамен.

2 семестр: ________________________


№ п/п

Виды учебных занятий

Количество часов

1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине







2.

Самостоятельная работа







3.

Аудиторных занятий










В том числе лекций










семинарских (или лабораторно- практических)









3. Содержание дисциплины.

3.1. требования государственного образовательного стандарта к образовательному минимуму содержания программы



Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов



Концепции современного естествознания

Единство науки и научный метод. Естественнонаучный подход к изучению природы. Дифференциация и интеграция знаний. Механистическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Революция в естествознании XIX-XX веков. Концепция относительности пространства и времени. Концепция необратимости и термодинамика. Концепция синергетики. Концепция атомизма. Концепции биологических систем. Уровни познания вещества и химические системы. Концепции космологии.





3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



№ п/п

Название темы и ее содержание

Количество часов

лекции

Семинарские (лаб.-практ.) занятия



Единство науки и научный метод

Научный метод. Единство всех форм знаний. Общность принципов и правил познания в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках. Единый объект познания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания, тенденции развития; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; принципы универсального эволюционизма ; путь к единой культуре.











Естественнонаучный подход к изучению природы

Особенности, основания, недостатки естественнонаучного подхода. Интервальные оценки. Вероятностное распределени е измеряемых величин. Типовые (стандартные) законы распределения случайных величин. Линейные и нелинейные модели процессов. Теологические методы познания. Метод понимания. Интерпретация. Предвидение (предсказание, прогноз). Логический вывод (умозаключение). Структура простейших умозаключений. Динамические и статистические закономерности в природе.











Тема 3. Дифференциация и интеграция знаний

Кумуляция знаний. Особенности дифференциации знаний (дисциплинарный подход). Интеграция знаний (интегративный подход ). Новые научные направления). Приемы, методы и общие принципы исследований, которые могут быть заимствованы из смежных наук. Роль системного метода. Принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.











Тема 4. Механистическая картина мира

Основные законы (принципы) механики И.Ньютона. Оcобенности описания механического движения. Характерные особенности механистической картины мира. Обратимость времени. Детерминированный процесс. Соотношение пространства, времени и движения. Концепция фатализма. Законы сохранения; взаимодействие; дальнодействие; состояние; динамические закономерности в природе.











Тема 5. Электромагнитная картина мира

Электромагнитная теория Максвелла. Свободные и связанные заряды. Магнитный поток. Макроток. Ток смещения. Циркуляция вектора напряженности. Макроскопичность теории. Поле. Микрополе. Макрополе. Принцип близкодействия. Различие вещества и поля. Степени свободы. Электромагнитная картина мира.











Тема 6. Революция в естествознании XIX-XX в.в.

Открытия в области строения вещества и его взаимосвязи с энергией. Планетарная модель Э.Резерфорда и Н.Бора. Квант энергии, излучаемой или поглощаемой электронами при переходе с одной орбиты на другую. Явление квантово - волнового дуализма Луи де Бройля. Принцип дополнительности Н.Бора. Принцип соответствия Н.Бора. Квантовая механика. Принцип неопределенностей В.Гейзенберга. “Волновая функция”. Неопределенность измеряемых параметров состояния систем. Причины неопределенности. Концепция случайности.











Тема 7. Концепция относительности пространства и времени

Механический принцип относительности Галилея. Инерциальные системы. Обособленность пространств а и времени в классической механике. Специальная теория относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Предельный переход преобразований в преобразования Галилея. Релятивистская механика. Условия инвариантности отрезков длин, интервалов времени, массы и энергии.











Тема 8. Концепция необратимости и термодинамика

Законы термодинамики. Классификация термодинамических систем. Понятие закрытой, открытой и замкнутой системы (примеры). Концепция “тепловой смерти “. Энтропия. Связь энтропии с термодинамической вероятностью состояния системы. Энтропия как мера упорядоченности системы. “Стрела времени ”. Особенности термодинамических процессов в открытых системах.











Тема 9. Концепция синергетики Процессы самоорганизации, происходящие в лазере (в переводе с

древнегреческого означает совместное действие или взаимодействие). Условия осуществимости процессов самоорганизации в системе. Точка термодинамического равновесия системы. Принцип образования нового порядка через флуктуации. Роль обратных связей в системе. Особенность математических моделей, описывающих открытые системы и процессы самоорганизации.











Тема 10. Концепция атомизма

Редукционизм. Опыты Э.Резерфорда и Ф.Содди, доказывающие, что атом не является неделимым. Поиск первичных фундаментальных частиц. Открытие электрона, протона, фотона, нейтрона, позитрона, античастиц. Семейства элементарных частиц. Особенности элементарных частиц. Характер взаимодействия между элементарными частицами. Аннигиляция. Группы элементарных частиц. Групповые и индивидуальные характеристики элементарных частиц. Кварки. Антикварки. Античастицы. Системный подход в познании фундаментальных свойств материи.











Тема 11. Концепции биологических систем

Отличи е молекулярной структуры живых систем от неживых. Передача наследственной информации. Генная инженерия. Концепции жизнедеятельности (механистические и редукционистские). Структура и уровни организации живых систем. Популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера. Эволюция представлений о биосфере. Концепция биосферы В.И.Вернадского. Классификация веществ (по В.И.Вернадскому). Особенности живого веществ а. Абиогенные гипотезы о происхождении жизни на Земле. Принцип Реди. Ноосфера.











Тема 12. Уровни познания вещества и химические системы

Великие химики и их открытия (Бутлеров А.М., Менделеев Д.И.). Закон постоянства состава Дальтона. Химическое соединение. Ферменты. Соединение постоянного и переменного состава. Катализ. Структурная формула. Эволюция понятия химическая структура.











Тема 13. Концепции экологии

Экосистемный подход: структура, взаимодействие между частями и целым. Взаимодействие экосистем с окружающей средой. Обмен веществом, энергией, информацией. Принцип обратной связи. Принцип избыточности. Виды устойчивости экосистем. Классификация экосистем. Глобальные проблемы человечества. Римский клуб в решении экологических проблем. Модель современного общества Медоуза (факторы, результаты ).












Тема 14. Концепции космологии

Вселенная, галактики, метагалактика. Закон красного смещения. Постоянная Хаббла. Концепции образования галактик. Микроэволюция. Макроэволюция.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:


  1. Алексеев С.И. / Концепции современного естествознания / М.: МЭСИ / 2003.

  2. Юрина Н.М., Алексеев С.И. / Концепции современного естествознания/ М.:МЭ СИ / 2006.

  3. Рузавин Г.И. / Концепции современного естествознания / М.: Юнити -Дана / 2007.

  4. Карпенко в С.Х./ Основные концепции естествознания/ М.: Высшее образование, 2007.

  5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. / Концепции современного естествознания /М.: Юнити -Дана, 2005.

  6. Дубнищева Т. Я. / Концепции современного естествознания. Учебное пособие / М.: Academia, 2003.



Дополнительная литература:



  1. Биология: Учебник в 2-х книгах / По д ред. В.Н.Ярыгина / М.: Высшая школа / 2001.

  2. Горелов А. А. / Концепции современного естествознания / М.: Центр / 2001.

  3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. / Основные концепции современного ест ествознания : Учебное пособие / М.: Аспект – пресс / 2001.

  4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / М.: Наука / 2001.

  5. Иорданский Н.Н. /Эволюция жизни : Учебное пособие / М.: Academia/ 2001. - Кольман Я. /Наглядная биохимия: Перевод с нем. / Под ред.П.Д. Решетова, Т.И. Сорокиной./ – М.: Мир /2004.

  6. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. 3-е изд., перераб. и доп. / М.: ЮНИТИДАНА, 2004.

  7. П.Н. Бе лк ин / Концепции современного естествознания : Учеб. пособие для вузов / М.: Высш. шк., 2004.

  8. Концепции современного естествознания: Учебник /А.Д. Суханов, О.Н. Голубева. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004

  9. Концепции современного естествознания: Учебник /В.А. Канке. – 2-е изд., испр. – М.: Логос, 2003

  10. Найдыш В.М./ Концепции современного естествознания: Учебное пособие./ – М.: Гардарики / 2001.

Приложение 1

К программе дисциплины

Концепции современного естествознания
ТЕМЫ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ


  1. Единство науки и научный метод.

  2. Естественнонаучный подход к изучению природы.

  3. Дифференциация и интеграция знаний.

  4. Механистическая картина мира.

  5. Электромагнитная картина мира.

  6. Революция в естествознании XIX-XX веков.

  7. Концепция относительности пространства и времени.

  8. Концепция необратимости и термодинамика.

  9. Концепция синергетики.

  10. Концепция атомизма.

  11. Концепции биологических систем.

  12. Уровни познания вещества и химические системы.

  13. Концепции космологии.



Задания:
1. Раскройте актуальность проблемы научного изучения природы, сфор­мулированной еще в «Фаусте» Гете Мефистофелем:

Во всем подслушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них нарушить

Одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать.

2. Поясните существо древней буддистской мудрости: Вещи получают свое существование и свою природу посредством взаимозависимости и не являются ничем сами по себе (Нагарджуна)

3. Поясните мысль А. Эйнштейна: В конечном счете, лишь теория ре­шает, что же нам удается наблюдать.

4. Какую особенность науки подчеркивает А. Пуанкаре в следующем высказывании: Наука строится из фактов, как дом из кирпичей; но про­стое собирание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом.

5. Поясните мысль К. Поппера: Наука не покоится на твердом фунда­менте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так ска­зать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или «данного» основания. Если же мы перестаем забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся про­сто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере некоторое время, выдержать тяжесть нашей структу­ры

6. Поясните мысль В. Гейзенберга: То, что мы наблюдаем, не есть при­рода как таковая, но природа в свете наших вопросов.

7. Раскройте смысл высказывания И. Пригожина: Сегодня мир, который мы видим снаружи, и мир, который мы ощущаем внутри, сближаются. Это сближение двух миров – вероятно, одно из наиболее важных куль­турных событий нашего века.

8. Поясните взгляды А. Уайтхеда на роль математики в научном позна­нии: Призвание математики – божественное безумие человеческого духа, бегство от раздражающей назойливости случайных событий.

9. Раскройте взгляды К. Поппера на логику развития научного знания: Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является нена­учной. Неопровержимость представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок… Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, т. е. опровергнуть.

10. На какие особенности микромира указывает М. Болль: Следует отка­заться и от понятия объекта, вещи, по крайней мере, при изучении атом­ного мира. Индивидуальность – признак сложности, и изолированная час­тица слишком проста, чтобы обладать индивидуальностью.

11. Поясните существо различий между «закрытой» и «открытой» фор­мами рациональности.

12. Раскройте мировоззренческий смысл принципа дополнительности Н. Бора.

13. Укажите социальные факторы, провоцирующие массовое увлечение паранаукой, астрологией, магией. При каких обстоятельствах колдуны и медиумы рискуют остаться без работы?

14. Поясните существо интеллектуальной установки И. Ньютона: Гипотез я не измышляю!

15. Раскройте существо интеллектуально позиции науки Нового времени, сформулированной Б. Спинозой: Не плакать, не смеяться, не проклинать, но понимать.

16. Разъясните смысл программной установки И. Ньютона в отношении науки: Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явле­ния природы.

17. Раскройте позитивный смысл суждения: Ученый начинается там, где кончается человек.

18. Поясните мысль А. Уайтхеда: Наука, которая не решается забыть своих основателей, погибла.

19. В чем состоит существо холистической установки современных теорий самоорганизации?

20. Поясните мысль Т. Куна: Нормальная наука, на развитие которой вы­нуждено тратить почти все свое время большинство ученых, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир.



Тесты:


Каталог: student
student -> Экономическое положение социальных слоев российской деревни в 1930-х годах – начале XXI века
student -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
student -> Материалы для подготовки к промежуточной аттестации
student -> Конспект лекций дисциплина «Технологии делового общения» Раздел «Психология делового общения» курс семестр
student -> Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
student -> Генезис философии
student -> Л. Биневангер и Ж. П. Сартр. Понятие психопатологии в эклистенциальном анализе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница