Программа дисциплины «История и философия науки»



страница1/22
Дата10.05.2018
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ С.Н.Маммаев

«____» ____________2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История и философия науки»




Направление подготовки: 31.06.01 Киническая медицина

Направленность (профиль подготовки): 14.01.01 Акушерство и гинекология

Квалификация выпускника: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения: очная/заочная

Махачкала – 2014
Рабочая программа базовой дисциплины “История и философия науки” основной профессиональной образовательной программы высшего образования (аспирантура) по специальностям 14.00.00 медицинские науки, 03.00.00 – биологические науки разработана сотрудниками кафедры философии и истории (заведующий кафедрой - д.ф.н., профессор Кафаров Т.Э.), кафедры гуманитарных дисциплин (заведующий кафедрой - д.ф.н.. профессор Алиев Н.И.), кафедры общественного здоровья и здравоохранения (заведующий кафедрой - д.м.н., профессор Гаджиев Р.С),

.


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры философии и истории ДГМА «--» ---- 2015 г., протокол № .
Составители:


  1. Заведующий кафедрой философии

и истории ДГМА, д.ф.н., профессор Кафаров Т.Э.

  1. Заведующий кафедрой гуманитарных

дисциплин, д.ф.н.. профессор Алиев Н.И.

  1. Заведующий кафедрой общественного

здоровья и здравоохранения, д.м.н., профессор Гаджиев Р.С

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

УК - универсальные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

1Б – Блок 1, базовая часть

1В - Блок 1, вариативная часть

2Б – Блок 2, базовая часть

2В - Блок 2, вариативная часть

3Б – Блок 3, базовая часть



СОДЕРЖАНИЕ

Состав рабочей группы и консультантов по разработке рабочей программы базовой дисциплины «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (аспирантура) – 14.00.00 – медицинские науки.




1. Цели и задачи освоения дисциплины




2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования (аспирантура)




3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины




4. Объем дисциплины и виды учебной работы




5. Тематический план




6. Содержание дисциплины




6.1. Содержание лекционных и практических занятий по разделу: «История медицины».




6.2. Программа-минимум кандидатского экзамена по разделу: «История медицины» - 10 ч. (для самостоятельной работы)




6.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и тем рефератов




7. Образовательные технологии




8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




8.1. Основная литература




8.2. Дополнительная литература




8.3. Периодическая литература




8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы




9. Материально-техническое обеспечение



1. Цели и задачи освоения дисциплины.


Цель - получение аспирантами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области философии науки, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия по своей исследовательской деятельности, углубление знаний по определенной отрасли, базовых научных, формирование навыков проведения самостоятельного исследования с целью достижения результата профессиональной подготовки систематически и совершенствования теоретических знаний и практических навыков.
Задачи курса:

  • изучить основы истории и философии науки;

  • изучить основные направления философии науки;

  • изучить научные подходы к исследованию роста и динамики знания;

  • изучить современные подходы в понимании рациональности;

• изучить методы исследования человека как биосоциального и духовного существа.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования (аспирантура).

Дисциплина «История и философия науки (медицина)» является неотъемлемым компонентом блока Дисциплины (модули) базовой части основной профессиональной образовательной программы высшего образования (аспирантура). (Б1.Б1) .


  1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины.

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • знать:




  • научные подходы к исследованию человека как особой реальности;

  • современные подходы, принципы в развитии знания;

  • уровни, логику проведения научного исследования;

  • иметь представление о специфике науки как социокультурного феномена;

  • о многообразии фор человеческого познания, истине и заблуждении применительно к медицинскому знанию;

  • о роли культуры и науки в развитии цивилизации.

  • уметь:

  • использовать усвоенное в учебном процессе знание в исследовательской работе;

  • разрабатывать и научно обосновывать актуальную проблему по теме исследования;

  • аргументировано отстаивать свою научную и терапевтическую позицию; вести конструктивный диалог на основе доказательств и опровержений;

  • организовывать научно-исследовательскую работу и применять методы эмпирического и теоретического исследования;

  • использовать разнообразные методы исследования профессионального образования.

  • демонстрировать:

  • умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами исследования;

  • навыки и умения применения научных методов в ходе проведения эмпирического и теоретического исследования, а также разработки программы и методики его практического проведения;


владеть:

  • основными моделями развития современного научного знания;

  • навыками работы с текстами по важнейшим философским проблемам медицины;

  • этическими нормами и правилами осуществления научного исследования;

  • навыками развития и совершенствования профессионального мастерства.

По итогам освоения курса проводится экзамен.

Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме опроса и собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных занятий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 162 часа / 4,5 ЗЕТ.



Вид учебной работы

Объем часов / ЗЕТ

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48/1,33

в том числе:




Лекции

16/0,44

практические занятия

32/0,88

Самостоятельная работа аспиранта.

78/2,16

Вид контроля по дисциплине

экзамен


5. Содержание дисциплины.

6.1. Содержание лекционных и практических занятий.




  1. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание.

  2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  3. Функции науки в обществе.

  4. Наука как социокультурный феномен.

  5. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.







3.

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.

  1. Генезис науки и проблема периодизации её истории.

  2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического знания.

  3. Особенности развития науки в Средневековой Европе.

  4. Средневековая наука мусульманского Востока.

  5. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

  6. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт.

  7. Особенности механистического естествознания и его методологии. Истоки формирования научной медицины.

  8. Технологическое применение науки. Формирование технических наук.

  9. Становление социальных и гуманитарных наук.




1

0,02

4.

Тема 4. Структура научного знания.

  1. Научное знание как сложная развивающая система.

  2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Структура эмпирического знания.

  3. Специфика теоретического познания. Структура и функции научной теории.

  4. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследовательской деятельности.

  5. Научная картина мира, её исторические формы и функции.

  6. Философские основания науки.

  7. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.




1

0,02

5.

6.


Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

  1. Динамика научного знания: модели роста.

  2. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

  3. Становление развитой научной теории.

  4. Проблемные ситуации в науке.

  5. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

  6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы

научной рациональности.

  1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

  2. Научные революции как перестройка основании науки.

  3. Типы научных революций.

  4. Глобальные революции и типы рациональности.

  5. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.




1

1


0,02

0,02


7.

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.



  1. Основные характеристики современной постнеклассической науки.

  2. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  3. Этические проблемы науки XXI века.

  4. Постнеклассическая наука и изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации.

  5. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

  6. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.




1

0,02

1.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница