Программа дисциплины «философия и наука»



Скачать 301.59 Kb.
страница1/4
Дата10.02.2018
Размер301.59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЮИ НИ ТГУ,

_________________проф. В.А. Уткин


«___» _________________ 2016 г.


Рабочая программа дисциплины

«ФИЛОСОФИЯ И НАУКА»

Направление подготовки

40.04.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Магистерская программа:

«РОССИЙСКАЯ УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ»


Квалификация (степень) выпускника

МАГИСТР
Форма обучения

ОЧНАЯ

Томск 2016


1.Код и наименование дисциплины: М.1.В.1.3., «Философия и наука»


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Философия и наука» относится к дисциплинам базовой части модуля дисциплин профессионального цикла подготовки магистров по направлению подготовки - 40.04.01. «Юриспруденция» в магистерской программе «Российская уголовная юстиция».


3. Год/годы и семестр/семестры обучения.

Учебная дисциплина «Философия и наука» читается на первом году обучения во втором учебном семестре.


4. Входные требования для освоения дисциплины, предварительные условия (если есть).

Для успешного освоения учебной дисциплины «Философия и наука» необходимо иметь базовые знания по философии и истории науки; иметь представление о философии и науке как системах знания, видах теоретической деятельности и основах современного мировоззрения; приобрести первичный навык работы с оригинальными и адаптированными текстами по философии и социально-гуманитарным дисциплинам, умение излагать учебный материал в области освоенных философских, социально-гуманитарных дисциплин и основ естествознания; владеть начальными методами анализа суждений в области философии и социально-гуманитарных наук, аргументации, ведения дискуссий и полемики.


5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из которых 18 аудиторных занятий – из них 4 лекции, 14 семинаров (из 14 часов семинаров - 6 часов в интерактивной форме). 64 часа составляет самостоятельная работа обучающегося. Форма промежуточной аттестации – зачет.
6. Формат обучения: Обучение организовано в виде лекционных, семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов (включая подготовку к семинарским занятиям).
7. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы:


Формируемые компетенции


Планируемые результаты обучения

ОК-3

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень



Знать особенности культуры мышления; методологические основы современного философского и научного знания, историю его формирования и воспринимать их как часть своего научного опыта.

Уметь оценивать факты и явления профессиональной деятельности и обобщать их, исходя из культуры и методологии философского и научного мышления; применять общекультурные и научные нормы и правила в конкретных жизненных ситуациях; ориентироваться в источниках, освещающих разные научные традиции; применять фундаментальные знания по структуре научных парадигм и исторической динамики философского знания для решения практических задач.

Владеть навыками согласовывать свои действия и анализировать их в контексте философской и научной методологии; навыками использования философской и научной методологии для анализа современных процессов и явлений культуры; навыками выбора философских и научных теорий, методов, категорий для анализа актуальных проблем научно-исследовательского и научно-практического характера.



8. Содержание дисциплины и структура учебных видов деятельности


Наименование разделов и тем

Всего (час.)

Контактная работа (час.)

Самостоятельная работа (час.)

Лекции (часы)

Семинары (часы)

Семинары с использованием интерактивных методик




Соотношение философского и научного знания в культурно-исторической перспективе

16

2

2




12

Методология науки как особая философская дисциплина. Принципы обоснования научности знания.

12




2

2

8

Основные современные философские концепции научного знания.

16

2

2

2

10

Социологические и исторические подходы к объяснению научного знания. Наука как социальный институт.

16




2

2

12

Особенности естественнонаучного и социогуманитарного знания.

12










12

ВСЕГО

72

4

8

6

54


9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

Самостоятельная работа магистрантов направлена на решение следующих задач:

1) приобретение навыков чтения и анализа текстов (классических и современных) по философии, методологии и истории социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин в их связи с современными социальными практиками, в частности, правоведения;

2) умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;

3) формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу различных точек зрения на характер взаимоотношения философии и науки, включая аналогичные проблемы в рамках правоведения;

4) развитие способности понимания методологического влияния методологии на решение конкретных научных и практических проблем, включая различные разделы правоведения;

5) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции относительно принимаемой методологической и теоретической позиции.

1.Основными этапами контроля самостоятельной работы обучающихся по изучению модуля являются:

2. Семинарские и практические занятия по всем темам курса.

3. Реферат по одному из предложенных текстов.

4. Промежуточное тестирование по пройденным темам лекций

5. Контрольные вопросы.

6. Зачет в устной форме.
9.1. Лекции для очной формы обучения
Наименование лекции – «Соотношение философского и научного знания в культурно-исторической перспективе».

Объем часов – 2 аудиторных часа

Тематика лекции:

1. Общее и особенное в философском и научном знании в исторической перспективе

2. Актуализация методологического аспекта философии для современного научного знания
Наименование лекции – «Основные современные философские концепции научного знания».

Объем часов – 2 аудиторных часа

Тематика лекции:

1. Различные типы научного знания

2. Базовые философские категории анализа научного знания

3. Принципы философского обоснования различных типов научного знания


10. Форма итоговой аттестации: ЗАЧЕТ



Уровень освоения компетенции

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

ОК-3

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень



Знать особенности культуры мышления; методологические основы современного философского и научного знания, историю его формирования и воспринимать их как часть своего научного опыта.


Отсутствие знаний.


Фрагментарное знание базового понятийного аппарата и основного содержания современных теорий соотношения философии и науки, культуры мышления и методологических основ философского и научного знания.

.


Неполное знание базового понятийного аппарата и основного содержания

современных теорий соотношения философии и науки, культуры мышления и методологических основ философского и научного знания.




Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания базового понятийного аппарата и основного содержания современных теорий соотношения философии и науки, культуры мышления и методологических основ философского и научного знания.


Сформированные и систематические научные знания базового понятийного аппарата и основного содержания современных теорий соотношения философии и науки, культуры мышления и методологических основ философского и научного знания.

Уметь оценивать факты и явления профессиональной деятельности и обобщать их, исходя из культуры и методологии философского и научного мышления; применять общекультурные и научные нормы и правила в конкретных жизненных ситуациях; ориентироваться в источниках, освещающих разные научные традиции; применять фундаментальные знания по структуре научных парадигм и исторической динамики философского знания для решения практических задач.

Отсутствие умений.



Частичное умение видеть связь и оценивать факты и явления профессиональной деятельности и обобщать их, исходя из культуры и методологии философского и научного мышления; применять общекультурные и научные нормы и правила в конкретных жизненных ситуациях; ориентироваться в источниках, освещающих разные научные традиции; применять фундаментальные знания по структуре научных парадигм и исторической динамики философского знания для решения практических задач..

В целом успешное, но не систематическое умение видеть связь и оценивать факты и явления профессиональной деятельности и обобщать их, исходя из культуры и методологии философского и научного мышления; применять общекультурные и научные нормы и правила в конкретных жизненных ситуациях; ориентироваться в источниках, освещающих разные научные традиции; применять фундаментальные знания по структуре научных парадигм и исторической динамики философского знания для решения практических задач..

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение видеть связь и оценивать факты и явления профессиональной деятельности и обобщать их, исходя из культуры и методологии философского и научного мышления; применять общекультурные и научные нормы и правила в конкретных жизненных ситуациях; ориентироваться в источниках, освещающих разные научные традиции; применять фундаментальные знания по структуре научных парадигм и исторической динамики философского знания для решения практических задач..

Успешное и систематическое умение видеть связь и оценивать факты и явления профессиональной деятельности и обобщать их, исходя из культуры и методологии философского и научного мышления; применять общекультурные и научные нормы и правила в конкретных жизненных ситуациях; ориентироваться в источниках, освещающих разные научные традиции; применять фундаментальные знания по структуре научных парадигм и исторической динамики философского знания для решения практических задач..

Владеть навыками согласовывать свои действия и анализировать их в контексте философской и научной методологии; навыками использования философской и научной методологии для анализа современных процессов и явлений культуры; навыками выбора философских и научных теорий, методов, категорий для анализа актуальных проблем научно-исследовательского и научно-практического характера.

Отсутствие навыков.


Фрагментарное владение навыками согласовывать свои действия и анализировать их в контексте философской и научной методологии; навыками использования философской и научной методологии для анализа современных процессов и явлений культуры; навыками выбора философских и научных теорий, методов, категорий для анализа актуальных проблем научно-исследовательского и научно-практического характера.

В целом успешное, но не систематическое владение навыками согласовывать свои действия и анализировать их в контексте философской и научной методологии; навыками использования философской и научной методологии для анализа современных процессов и явлений культуры; навыками выбора философских и научных теорий, методов, категорий для анализа актуальных проблем научно-исследовательского и научно-практического характера.

В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками владение навыками согласовывать свои действия и анализировать их в контексте философской и научной методологии; навыками использования философской и научной методологии для анализа современных процессов и явлений культуры; навыками выбора философских и научных теорий, методов, категорий для анализа актуальных проблем научно-исследовательского и научно-практического характера.

Успешное и систематическое владение навыками согласовывать свои действия и анализировать их в контексте философской и научной методологии; навыками использования философской и научной методологии для анализа современных процессов и явлений культуры; навыками выбора философских и научных теорий, методов, категорий для анализа актуальных проблем научно-исследовательского и научно-практического характера.

11. Ресурсное обеспечение
Основная литература

1. История и философия науки (философия науки) : [учебное пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов естественнонаучных и технических специальностей / Ю. В. Крянев, Л. Е. Моторина, Е. Ю. Бельская и др.] ; под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Альфа-М [и др.], 2014. - 414 с.

2. Философия науки : учебник для магистратуры : [для вузов по гуманитарным направлениям и специальностям, по дисциплине "История и философия науки", для аспирантов естественнонаучных и технических специальнстей / Визгин Вл. П., Гороховская Е. А., Казакова А. Е. и др.] ; под ред. А. И. Липкина ; Моск. физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). 2015.

3. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы : [учебник для системы послевузовского профессионального образования] / В. С. Степин. - М. : Гардарики, 2006. – 382.

4. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 304 с.

5. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с.

6. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / под ред. Ю.В. Крянева и Л.Е. Моториной. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008. – 335 с.

7. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод / Пер. с англ. – Челябинск: Социум, 2010. – 655 с.

8. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: уч. пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.

9. Никифоров А.Л. Философия и история науки: Учебное пособие. – М.: Идея-Пресс, 2008. – 176 с.

10. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007.
Дополнительная литература:

1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.

2. Айер А. Язык, истина и логика / Пер. с англ. – М.: Канон+, 2010. – С. 45-63.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) – М., 1987.

5. Гилберт Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социологический анализ высказываний ученых / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. – С. 11-31.

6. Ильин В.В. Философия и история науки. – М., 2005.

7. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

8. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

9. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

10. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

11. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Наука: возможности и границы. – М.: Наука, 2003. – С. 20 – 35.

12. Майданов А.С. Методология научного творчества. – М.: УРСС, 2008. – С. 23 – 42.

13. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

14. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. – С. 3 – 20.

15. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. – М., 2006.

16. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

17. Поппер К. Логика научного исследования / Пер. с англ. – М.: Республика, 2005.

18. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

19. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

20. Хакинг Я. Представление и вмешательство / Пер. с англ. – М.: Логос, 1998.

21. Холтон Д. Тематический анализ науки. – М., 1981.

22. Хюбнер К. Критика научного разума / Пер. с нем. – М.: ИФРАН, 1994.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
1. Институт философии Российской Академии наук (ИФРАН) http://iphras.ru/

2.Новейшая философская энциклопедия http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about

3. Текстовые ресурсы Рунета. http://till.ru/library/religion.html

4. Философия в России. Философский портал. http://philosophy.ru/

5. Электронная библиотека философии и религии. http://filosofia.ru/

6. Электронная библиотека по философии. http://filosof.historic.ru/


12. Язык преподавания: русский
13. Преподаватель (преподаватели): д.филос.н., профессор Суровцев В.А.
Автор: д.филос.н., профессор Суровцев В.А.

Рецензенты: ************


Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии ________________ факультета ( института) ___________ года, протокол № _______
МИНОБНАУКИ РОССИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

руководитель ООП

__________________ ( проф. В.А. Уткин)

подпись Ф.И.О.


« 01» СЕНТЯБРЯ 2016 года.


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия и наука»

Направление подготовки


40.04.01 Юриспруденция
Магистерская программа

«*******»


Квалификация (степень) выпускника

МАГИСТР
Форма обучения
ОЧНАЯ

Томск – 2016




  1. Общие положения

Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Философия и наука»


1.1.Используемые ФОС: по дисциплине:

- для проведения текущего контроля: тестовые задания, рефераты, контрольные вопросы;

1.2. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Философия и наука».
Задачи ФОС:

- оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины в соответствии с разработанными и принятыми критериями по каждому виду контроля;

- управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и формирования компетенций, определенных в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.
Основные принципы ФОС:

-валидность (объекты оценки соответствуют поставленным целям обучения);

-надежность (точность, степень постоянства, стабильность, устойчивости результатов оценивания при повторных предъявлениях);

-системность оценивания (циклический характер оценивания);

-соответствие содержания материалов оценочных средств уровню и стадии обучения);

-наличие четко сформулированных критериев оценки для каждого контрольного мероприятия;

-максимальная объективность используемых процедур и методов оценки;

-использование ФОС не только в качестве средства оценивания, но и обучения.


1.Паспорт фонда оценочных средств


  • ФОС итоговой аттестации дисциплины.

  • Карта ФОС итоговой аттестации дисциплины.

  • Оценочные средства для контролируемых компетенций при итоговой аттестации.

  • ФОС текущей аттестации дисциплины.

  • Карта фонда оценочных средств текущей аттестации дисциплины.

  • Оценочные средства для контролируемых компетенций.

  • Самостоятельная работа.

  • Семинарские занятия.




  1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы, в формировании которых участвует дисциплина:

ОК-3: «способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень».


2. ФОС итоговой аттестации
2.1 Карта ФОС итоговой аттестации дисциплины, проводимой в форме зачета



Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница