Программа дисциплины «Философия» Для специальности «экономика» (021100)



страница1/8
Дата14.05.2018
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет экономики


Программа дисциплины
«Философия»

Для специальности «экономика» (021100)

(подготовка дипломированного специалиста)
Автор к.ф.н., доцент Кондрашова Н.В.
«Философия» истории философии

Председатель Зав. кафедрой

Е.Г. Драгалина-Черная А.М. Руткевич

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

права

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.


Москва
ВВЕДЕНИЕ


Философия – это универсальная и целостная форма осмысления действительности человеком. Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают так называемые «вечные проблемы». В то же время философия представляет собой рационально-теоретическую форму самосознания эпохи и ее культурно-духовных ценностей.

Современная переломная эпоха, вытесняющая гуманитарную составляющую на периферию культуры, тем не менее с особой остротой нуждается в философском обосновании. Освоение философской проблематики тем более важно для сегодняшних студентов, которые завтра станут активными участниками социального процесса.

Философская подготовка слушателей имеет своей целью:

- приобщить студентов к опыту мировоззренческого мышления человечества;

- вооружить студентов универсальной интеллектуальной методологией;

- помочь формированию навыков самоутверждения личности в мире культуры и практических отношений.



Этими целями и определяются гносеологические задачи, логическая структура и методология настоящего учебно-методического комплекса.

  1. Главная задача настоящего курса – дать студентам идеал целостного знания как особой формы философско-мировоззренческого мышления. Именно устремления к идеалу всезнания и всепонимания и составляют глубинную сущность бытия человеческой личности. Поэтому данный курс стремится не упрощать, не ограничивать изучаемый материал, а находить принципы его качественного обобщения и охвата. Живое всегда идет по пути усложнения, ему всегда чего-то не хватает, а вот мертвое всегда и все упрощает, для него во всем есть что-то излишнее. Философия есть универсальная форма приобщения учащихся к мировоззренческому опыту человечества по охвату бесконечности, целостности бытия посредством конечной мысли.

  2. Научно-методический характер данной программы выражает ее особую видовую природу. Дело в том, что между собственно учебной деятельностью, персонифицированной в образе Учителя, и чисто научной деятельностью, персонифицированной в образе Ученого, существует еще и промежуточная социокультурная территория между ними, которую студенты вынуждены проходить самостоятельно методом проб и ошибок. И не каждый учитель доходит до ученого; и не каждый ученый поднимается до учителя. Между тем вся философия фактом своего бытия выражает органическое единство образования (образ Учителя) и исследования (образ Ученого) в целостных образах мудрости и Мудреца. Они-то и представляют собой совокупность различных «алгоритмов» соединения учебно-образовательных и научно-исследовательских целей. Философская мудрость учит, что учиться нужно не методом проб и ошибок, а методом проб и удач; ошибки же философия превращает в прививки против ошибок.

  3. Логическая структура курса содержит в себе динамический принцип, допускающий в зависимости от конкретной учебной ситуации выбор различных объемных единиц изучаемого материала при сохранении его универсальности и целостности. Так, весь материал курса можно представить в одной лекции как единую моноструктуру, содержание которой выражено в эпиграфах-постулатах Платона, Аристотеля, Гегеля. Возможно также изложение курса философии как макроструктурного целого комплекса, состоящего из пяти разделов: введение в философию, научное познание и методология, онтология, гносеология, социальная философия и учение о человеке. И наконец, предполагается развертывание курса философии в рамках 32 часов как полиэлементной структуры, состоящей из 24 элементов-тем.

  4. Учебная методология курса ориентирует студентов на самостоятельное погружение в философскую проблематику, в том числе благодаря знакомству с рядом оригинальных сочинений историко-философской классики, список которых приведен в конце программы. Важен творческий эффект от контактов и общения молодых умов с этими шедеврами человеческого духа. Студентам предлагается также принять участие в коллоквиумах, выполнить контрольные работы с тестовыми заданиями, подготовить устные доклады и рефераты по выбранным темам.


Формы рубежного контроля

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



  • работа на семинарах (анализ текстов, доклады, дискуссии) – 20%

  • промежуточные коллоквиумы – 20%

  • реферат – 30%

  • устный экзамен – 30%

Знания слушателя на курсовом экзамене определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка может быть выставлена либо на экзаменах, либо по результатам текущей учебной работы слушателя. При оценивании достигнутых учащимся результатов и знаний учитываются следующие аспекты:

- степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

- глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;

- диапазон знания философской литературы;

- логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;

- уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий:

- глубокое и систематическое знание всего программного материала, а также содержания и новаций лекционного курса;

- отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом и терминологией философии;

- знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;

- логически корректное и убедительное изложение ответа.

Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий:

- знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;

- умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем программы;

- знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы;

- в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий:

- фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

- затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины;

- неполное знакомство с рекомендованной литературой;

- стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при:

- незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала;

- неумении выполнять предусмотренные программой задания.

Тематический план учебной дисциплины




пп

Название темы

Специальность – экономика

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

1.


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница