Прогноз на новый президентский срок



Скачать 199.85 Kb.
Дата14.05.2018
Размер199.85 Kb.

Время собирать камни

Прогноз на новый президентский срок
Президентские выборы в нашей стране завершились с ожидаемым результатом, и теперь всех интересует, что же сулит нам новый президентский срок. Астрологический прогноз — один из способов ответить на этот вопрос.

Астрология в глазах широкой публики еще не избавилась от флера таинственности и мистики. Вдобавок на этой ниве собирает богатый урожай множество откровенных халтурщиков — например, авторов публикуемых в периодике «гороскопов» типа: «…Льва сегодня может ожидать любовное приключение, а Весы рискуют стать жертвой обмана…». Тем не менее, современная астрология — это наука, и многие западные университеты (особенно в США) уже давно не стесняются вводить в свои программы двух-трехлетние курсы по этой дисциплине.

Исходные данные, которыми пользуется астрология: расположение планет в знаках Зодиака, угловые расстояния между ними, скорость и направление движения и т. п. — вполне объективные. В древности эту информацию получали путем непосредственного наблюдения за звездным небом, но уже вавилоняне умели математически рассчитывать положение планет и важные с точки зрения астрологии небесные явления (например, полнолуния и затмения). Сегодняшние астрологи пользуются специальными таблицами или компьютерными программами и анализируют гораздо большее число параметров. Однако полученные данные нуждаются в интерпретации, которая зависит уже от самого астролога и поэтому в определенной степени субъективна. Даже квалифицированные профессионалы могут по-разному интерпретировать одну и ту же астрологическую карту — в зависимости от опыта, сферы собственных интересов, политической ангажированности, глубины и точности интуиции (именно интуиция, хотя и дополненная знаниями — основной инструмент астролога). Но степень субъективности астролога ничуть не больше, чем, скажем, психолога, историка, политконсультанта…

Предлагаемый ниже прогноз построен на анализе положения планет в день выборов (14 марта 2004 года), натальной карты (показывающей расположение планет в момент рождения) президента Путина и бывшего президента Ельцина, карт России (дореволюционной и постсоветской) и СССР, а также множества транзитных и прогрессивных карт (они позволяют судить о динамике процессов). При интерпретации всего этого материала использовался так называемый метаисторический подход, который рассматривает не только проявленный ряд событий, но делает основной упор на изучении их подоплеки — тех процессов и воздействий, которые не лежат на поверхности явлений, а составляют их внутреннюю суть. Метаистория занимается исследованием того, что происходит «за пределами» истории: какие силы являются истинными движителями исторического процесса, что или кто стоит за его участниками, чьи воли и желания на самом деле определяют реально происходящие исторические события — всего того, что составляет подводную часть айсберга видимого течения жизни.

С метаисторической точки зрения каждый социальный организм — будь то народ, страна, государство или религия (то есть любое крупное человеческое сообщество, живущее общей жизнью) имеет свое предназначение, проходит определенный путь познания, путь набора исторического опыта. Основные достижения на этом пути отражаются в явлениях культуры (как «высокой», так и бытовой), через культуру же осознаются и сублимируются, чтобы в дальнейшем стать достоянием мировой культуры. Конечно, не всякому народу отведена значительная или чем-то особенная роль, предназначение многих — лишь «плодиться, размножаться и наполнять землю». Кроме того, далеко не каждый народ или государство могут свое предназначение исполнить — многие гибнут в середине или даже в самом начале своего «жизненного пути»: от агрессии соседних народов, от внутренних неурядиц, от природных катаклизмов, от неблагоприятных условий окружающей среды. Иные практически полностью исчезают из исторической памяти человечества. Лишь археологи, и в последнее время все чаще, находят следы древних культур (причем отнюдь не примитивных) в таких местах, где жизнь, казалось бы, невозможна. Однако пять-шесть тысячелетий тому назад климатические условия на земном шаре были совершенно иными, и во многих безжизненных ныне регионах (как, скажем, пустыня Гоби, Ливийская пустыня, Якутская тундра) зарождались человеческие цивилизации, обещавшие стать в один ряд с такими замечательными древними культурами (сегодня уже хорошо изученными), как Хараппская или Кельтская.

Как правило, чем крупнее и сложнее социальный организм, тем масштабнее встающие перед ним метаисторические задачи (и, наоборот — для выполнения масштабной метаисторической программы требуется соответствующее «орудие»). Такая могучая сверхдержава, как Россия, с ее необыкновенно бурной историей, уникальной по своей многогранности культурой, огромной географической протяженностью и очень пестрым этническим составом населения, не может не являться носителем крайне важной метаисторической миссии. Именно с этой точки зрения мы и попробуем оценить то, «что день грядущий нам готовит».

Бросается в глаза такая особенность нашей Родины — много раз, начиная с Киевской Руси, страна, казалось бы, гибла: под внешним ли воздействием (татаро-монгольское иго, гражданская война, начальный период Великой Отечественной войны), под влиянием ли идущего из неведомых глубин внутреннего самоубийственного импульса (княжеские усобицы, Великая Смута, революция со всеми вытекающими последствиями). Не единожды даже Москва — сердце страны — оказывалась в руках врага, однако каждый раз находились неведомые силы, позволявшие России не только «восстать из пепла», но и неизмеримо усилиться, чтобы в новом качестве выйти на новый виток своего причудливого пути. Как известно, «русский медленно запрягает, зато быстро едет».

Астрологи объясняют это тем, что нашей страной управляет зодиакальный знак Водолея, которому присущи жажда свободы и независимости наряду с безграничным терпением и покорностью, оригинальность и самобытность наряду с желанием быть «не хуже других», способность достигать невероятных духовных высот и проваливаться в глубочайшие бездны нравственного падения.

Знак Водолея находится под управлением двух планет — Урана и Сатурна, принципиально противоположных по своему воздействию (чем и объясняется в значительной степени его крайняя противоречивость). Если Сатурн — это высшая устойчивость, структура, жестко формализованная система и Время, то Уран — разрушение, трансформация, обрыв всяческих связей и безвременье. Сатурн стремится к самосохранению — Уран символизирует силы, разрушающие сатурническую структуру на уровне разрыва системных связей. Поэтому Водолей всегда проявляется на уровне катастрофы, перелома, взрыва (сжатость пружины, напряжение на изломе). Качество этого знака — совмещение несовместимого, иррациональность и, как следствие, абсурд и алогичность действий. В то же время каждое разрушение старого явления определяет рождение нового, продолжающего старое на новом уровне.

Революционность — и как стремление к обновлению, и как желание все «разрушить до основанья» — неотъемлемое свойство русского характера. Но ему в равной степени присуща и инертность, порождающая темную вязкость слипшихся человеческих конгломератов, одинаково готовых медленно и мрачно деградировать или неожиданно взорваться вулканом ненависти и агрессии (и тогда «не дай Бог увидеть русский   бунт — бессмысленный и беспощадный»). В мире Водолея судьба отдельного человека значима лишь постольку, поскольку она соответствует более общим целям и задачам — не важно, созидательным или разрушительным.

В истории нашей страны свойства Водолея подспудно проявлены еще и в соединении (на первый взгляд эклектическом) культурных традиций всевозможных народов, многие из которых уже пережили расцвет своей цивилизации. Это и византийское христианство, перемешавшееся с местным язычеством, и наследие «татаро-монгольского ига», и «смешение французского с нижегородским», и Петровская «неметчина». Этим же объясняется и привычка решать собственные проблемы чужеземными методами, правда, переиначенными на свой, довольно причудливый, лад — Водолею несвойственно использовать готовое, не трансформировав его. Однако ясное, четко выраженное действие Водолея в его лучших проявлениях мы пока не имели возможности наблюдать.

В конце ХХ века для России наступило очень интересное время, не имевшее аналогов во всей ее многовековой истории. Это связано с началом качественно нового периода истории мировой — так называемой эпохи Водолея, о которой сейчас много говорят и пишут, причем не только астрологи. И мы живем не просто на рубеже времен, между эпохами Рыб и Водолея — нас еще угораздило оказаться на территории, к которой этот процесс трансформации относится непосредственно. Поэтому особая метаисторическая роль нашей страны в настоящее время определяется самим «качеством» этого времени.

Однако эта «особость» совсем не означает, как предсказывают некоторые оптимисты (в том числе и из астрологов), что наша страна станет самой сильной, самой богатой или самой «умной» в мире. И уж тем более не доведется ей построить «рай на земле» — как не довелось построить «рай» коммунистический. Роль ее состоит в том, что именно через нее проходит «ось» тех трансформационных процессов, которые надвигаются на человечество. Именно России выпало на долю пропустить через себя в той или иной форме все проблемы, которые встали перед человечеством не только в последнем веке, но, пожалуй, во все последнее тысячелетие.

Насколько же наша страна справляется со своей метаисторической миссией и чего нам ожидать в ближайшем будущем? История показывает, что стремление России к саморазрушению «уравновешивается» ее уникальной способностью к саморегенерации. Однако каждый катаклизм неизбежно приводит к разрыву множества нормальных человеческих связей: родственных, социальных, культурных, экономических. Неизбежно разрываются и «связи времен» — разрушаются традиции, которые в значительной степени регулируют общественную жизнь, придавая ей устойчивость и стабильность, а также обеспечивая передачу опыта между поколениями, утрачиваются многие достижения культуры — причем не только «высокой», но и «низовой» — народной, «глубинной», как раз традициями и сохраняемой.

Другое дело, что в этих процессах, при всей их болезненности, есть и положительная сторона — любые традиции (будь то религиозные, культурные или бытовые), выполняя свою упорядочивающую роль, обладают свойством со временем коснеть, становясь тормозом дальнейшего развития, и отечественная история знает тому массу примеров. В нашей стране ломка старых традиционных укладов всегда (а не только в ХХ веке) происходила насильственным, «революционным» путем. Не говоря уже о правлении, скажем, Петра Первого, вспомним хотя бы его отца, царя Алексея Михайловича, прозванного «Тишайшим», но совершившего множество преобразований, призванных преодолеть многовековую темноту и тупость, в том числе коренное преобразование Православной Церкви (вызвавшее Раскол).

Благодаря такому взрывному, «водолейскому» характеру нашей истории, каждые два-три столетия (а то и чаще), в России происходит коренная трансформация, ведущая к радикальному обновлению всех сторон общественной жизни. Именно поэтому самые активные слои населения не успевают обрасти толстым слоем жира «буржуазности» и потерять подвижность, и именно поэтому нам никогда не достичь столь вожделенного многими «сытого покоя».

Каждый народ имеет таких правителей, каких он заслуживает. И с метаисторической точки зрения деятельность тех или иных крупных политических фигур и, тем более, главы государства оценивается исходя из того, насколько полно они выражают волю социального организма, который представляют. А эта воля совсем не является, как многие думают, «равнодействующей» индивидуальных воль граждан той или иной страны. Напротив, личные «векторы» воли во многом формируются под воздействием этой «коллективной» воли, причем воздействие это идет через подсознание. Параллельно в массовом сознании складываются соответствующие стереотипы, порождающие в индивидуальных сознаниях представления, которые поощряются этим самым социальным организмом.

В разных странах соотношение степеней воздействия на сознание и подсознание граждан различно. Чем демократичнее государственный строй, тем больший акцент ставится на управлении массовым сознанием (и тем разнообразнее способы манипулирования этим сознанием). Тоталитарные режимы не утруждают себя такими тонкостями и действуют методами жесткой инвольтации — непосредственного воздействия на волю граждан через подсознание. В массовом же сознании они предпочитают формировать идеи простые и незатейливые, понятные подавляющему большинству и точно указывающие, куда должны быть направлены индивидуальные «векторы воли». Как правило, это идеи национального или религиозного превосходства, борьбы с врагами (внешними или внутренними), безоговорочной преданности своей стране или религии… Зачастую такие идеи апеллируют к самым низменным человеческим чувствам — ненависти, алчности, жажде власти, стремлению к мировому господству, но самое главное их назначения — подавление человеческой личности, превращение каждого индивидуума в мягкую глину или в послушный винтик государственной машины.

В России переход от тоталитаризма к «непонятно чему» (назвать это демократией — язык не поворачивается) произошел совсем недавно, поэтому, учитывая полную непредсказуемость нашей страны с любой «разумной» точки зрения, особенно интересно понять, какие силы действуют «за кадром» и во что же все это выльется.

Астрология как раз и позволяет уловить основные тенденции, порожденные объективными энергетическими воздействиями планетарного и космического масштаба. Зная метаисторические закономерности проявления этих энергий в жизни людей и социальных организмов, можно делать определенные прогнозы на ближайшее будущее. В рамках этой статьи мы ограничимся четырехлетним промежутком времени — текущим президентским сроком. Задача этого прогноза двоякая — с одной стороны, представить себе, что ждет нашу страну в ближайшие годы, с другой — насколько полно президент реализует стоящие перед Россией задачи.

Начнем с некоторого отступления. Как уже было сказано, «взрывной» характер Российской истории неоднократно приводил к очень резким и болезненным разрывам человеческих связей и целых традиций. Передаваемые из рода в род материальные и духовные ценности, достижения культуры, генетически наследуемые способности и таланты утрачивались, казалось бы, навсегда. Лишь чудом что-то сохранялось за рубежом или на далекой периферии нашей необъятной Родины, что-то впоследствии как бы само собой (и тоже чудесным образом) восстанавливалось, но многие нити и звенья этих связей (как личностные, так и поколенческие) исчезали бесследно.

Жуткая мясорубка 1917-1953 годов, крошившая правого и виноватого, окончательно уравняла миллионы судеб, пройдясь по рядам богатых и бедных, умных и глупых, сильных и слабых. Но при этом в первые послереволюционные годы огромное число людей из темного убожества и невежества пробудилось к активной жизни. Правда, судьбе многих из них тоже не позавидуешь, но бессмысленно теперь рассуждать о том, что было бы, если бы не революция, если бы реформы, если бы не Ленин, если бы не Сталин … История не терпит сослагательного наклонения, а в нашей «водолейской» стране по-другому и быть-то не могло.

«Оттепель», начавшаяся после смерти Сталина, дала народу возможность «перевести дух», но не более того. Чудовищный монстр Советского государства душил всякое не санкционированное им самим действие, блокируя любое живое движение души, ума или тела. Однако в конце концов сквозь толстую корку стагнации ростки новой жизни пробились наружу, причем с необыкновенной силой. Наступила «перестройка», и Михаил Сергеевич Горбачев, которого одни упрекали в развале государства, другие — в недостаточной активности по переводу всей нашей жизни на новые рельсы — с метаисторической точки зрения оказался удивительно на своем месте. Хотя сколь любимый им «консенсус» между разнонаправленными противоборствующими силами не был (да и не мог быть) достигнут, негативные последствия очередного государственного переворота ему удалось во многом самортизировать.

«Ельцинский» период можно охарактеризовать, как «время разбрасывать камни». Отношение к этому времени (да и к самому Борису Николаевичу как к президенту и как к личности) самое разнообразное, и зависит в значительной степени от того, как легли «разбрасываемые камни». Те, кого этими камнями контузило или вообще завалило, естественно, оказались недовольны, те же, кто раньше был ими задавлен, наконец-то увидели белый свет, а кто-то успел быстренько прибрать к рукам самые драгоценные из этих камней. Однако далеко не все конструктивно использовали внезапно открывшуюся свободу — одни растерялись, другие ударились в своеволие до беспредела. Но «шоковая терапия» (не сумевшая, попреки обещаниям ее инициаторов, обеспечить немедленное всеобщее благоденствие) сделала свое дело в совсем другой сфере — каждый человек получил возможность (и даже был вынужден) полностью проявить себя, выразить свой внутренний потенциал во всем диапазоне личных качеств. А диапазон этот у русского человека очень широк…

Высвободившаяся огромная энергия по большей части была потрачена на разрушение старого — загнившей политической системы, неповоротливой и неэффективной экономики, примитивной идеологии… Обломки этого «старого» наперегонки приватизировались, а «новое» расцветало на развалинах самыми причудливыми цветами.

Однако с точки зрения метаистории заслуги Бориса Николаевича значительно перевешивают все то, что можно было бы поставить ему в вину. Сочетая в своей личности противоречивые свойства взрывного Водолея и консервативного, упрямого, властолюбивого Козерога, он как никто другой чувствовал всю глубину процессов, происходящих с нашей страной. Под влиянием неведомо каких внутренних импульсов он совершил множество удивительно точных поступков — чего стоит его неожиданный прилет в Санкт-Петербург на захоронение останков царской семьи! С метаисторической точки зрения это означало как бы восстановление, связывание одной из важнейших нитей традиции Российской государственности. Да и назначение преемника — из разряда подобных действий. Ельцин выбрал именно такого человека, которого требовало наступавшее новое время — «время собирать камни».

Качество этого времени предполагает во главе государства человека совершенно другого склада. Помимо абсолютной преданности государственным интересам, он должен совершенно точно их понимать и не допускать никакой «отсебятины» при их реализации. Кстати, именно такой тип личности формирует работа в органах государственной безопасности (или для этой работы подбираются люди подобного типа).

За прошедшие четыре года Путин достаточно проявил себя, тем не менее складывается впечатление, что в ближайшие годы мы увидим совсем другого президента (точнее, того же, но с совершенно новой стороны).




Натальная карта Путина показывает, что это человек на редкость многоплановый, скрытный, очень организованный и прекрасно понимающий, что он делает. Прежде всего, обращает на себя внимание соединение четырех планет — Солнца, Сатурна, Нептуна и Меркурия в зодиакальном знаке Весов. Этот так называемый «стеллиум» свидетельствует о том, что президент обладает великолепной интуицией, которая проявляется и через идеальное политическое чутье, и через очень тонкое и точное понимание людей. То, что интуиция ему подсказывает, он умеет очень хорошо осознавать и выстраивать четкую линию поведения, взаимоотношений с людьми. Перед нами человек без внутренних борений и колебаний. Он знает, что и как ему делать. Стиль его жизни — быть, а не казаться. Тем не менее, он имеет задатки неплохого актера, и за прошедшие четыре года уже выучился носить маску и не допускать необдуманных высказываний — президент как никто другой не может себе позволить говорить то, что он думает на самом деле.

В отличие от США, где президент — фигура почти что марионеточная (не зря там пошла мода на политиков — бывших киноартистов), Путин является реальным деятелем, принимающим самостоятельные решения. Другое дело, что решения эти зависят не от конкретного человека по имени Владимир Владимирович, не от его ума и желания, а диктуются волей государства (но президент, собственно говоря, и призван выражать эту волю).

После практически безальтернативных выборов он уже приступил к радикальным реформам всего государственного аппарата. «Звезды показывают» (хотя это очевидно и без всякой астрологии), что в 2004 году ему придется преодолевать множество препятствий и серьезное сопротивление среды. Прежде всего, он будет избавляться от «пережитков» — не только «ельцинской» эпохи, но и более ранних, еще советских времен. Соединение Плутона с Черной Луной и Нижним Лунным Узлом в 12-м доме его натальной карты показывает, что он беспощаден к врагам — не личным, а врагам того государства, которому он служит (реализуя через это служение весь потенциал свой незаурядной личности). Зато следующий, 2005 год, станет для Путина годом триумфа.

В 2006 году напряженные аспекты между планетами указывают на серьезную борьбу за власть (реальную, а не показную), точнее, за усиление и расширение уже достигнутой. Борьбу эту он выиграет, что приведет в 2006-2007 годах к серьезному усилению государственного присутствия во всех сферах жизни. Кроме того, с середины 2005 до конца 2006 годов всей стране придется преодолевать множество препятствий и затруднений, но прикладываемые усилия окупятся сполна. В конечном счете, роль государства в жизни общества и роль президента в государстве возрастет еще сильнее. Уже к середине президентского срока в его руках сосредоточится большинство нитей управления страной (транзитный Сатурн в тригоне с Плутоном войдет в соединение с его натальным Плутоном). Так что если сам Владимир Владимирович сумеет окончательно соотнести свою личную волю с волей того социального организма, который он возглавляет, он получит реальный шанс продлить свою президентскую деятельность еще как минимум на один срок — причем вполне легитимно и к всеобщему удовольствию.

Во все время своего правления президент будет сохранять популярность, так как народу импонирует не только «твердая рука» (которая даст себя почувствовать в полной мере), но и личное обаяние, тот самый «имидж», о котором он, как кажется со стороны, не особенно заботится. Его астрологическая карта показывает (соединение Юпитера с Луной в Тельце), что так любимая в нашей стране роль «отца родного» — строгого, но справедливого защитника и покровителя — пришлась ему как нельзя впору. Умеренная, точно дозированная критика со стороны либеральных СМИ будет лишь оттенять разнообразные грани этого светлого образа.

Для Путина принципиально важной является продуктивная деятельность при строгом соблюдении законов. Административная вертикаль не имеет такого значения, как соблюдение "правил игры". При этом он не считает себя "последней инстанцией", как это было характерно для многих Российских вождей — он включает себя в "игру" и подчиняется ее правилам. 

2008 станет для нашей страны годом резких и принципиальных перемен. Они будут сопровождаться либо полной сменой власти, либо сама власть (если Путин не захочет ее отдавать) будет вынуждена сменить свой курс. И в это же время достигнут максимума различные интриги и происки тайных врагов президента, однако для него самого эта ситуация может оказаться выигрышной — при желании он сумеет сосредоточить в своих руках еще больше власти.

Требование времени «собирания камней» означает и очередное «собирание» страны воедино. После того, как все «субъекты федерации» набрали себе суверенитета «сколько смогли», очень скоро выяснилось, что распорядиться этим богатством (равно как и остальными богатствами своих регионов) многие из них не могут: где-то просто не умеют, а где-то — откровенно воруют. Очередное расползание страны на «удельные княжества» не могло не привести к обнищанию и деградации целых регионов (хотя кое-где, прежде всего в «центре», удалось добиться и процветания). Кроме того, огромные массы людей оказались «потеряны» для государства как патриотически настроенные граждане — а именно энергии «патриотизма» (и весь связанный с этим комплекс человеческих эмоций) являются существенной составляющей «питания» любого социального организма.

В ближайшие четыре года ожидается перестановка акцентов с усиления центра на усиление периферии, а также и увеличение внимания к нуждам «простых людей» — развитие социальной сферы, увеличение пенсий, пособий, зарплат бюджетникам, причем центральная власть будет все жестче контролировать реализацию этих программ на местах.

Однако при всех усилиях президента и, возможно, его ближайшего, подобранного им самим, окружения, так и не удастся искоренить (разве что снова загнать в тень) такие проблемы, как воровство и коррупция. Сокращение административного аппарата приведет лишь к тому, что многие чиновники и функционеры, отлученные от «кормила», будут искать для себя или создавать заново другие «кормовые базы» или «запасные аэродромы». Другие же, чутко уловив требования момента, успешно мимикрируют сами и не менее успешно научатся имитировать «правильную» деятельность, ничего не меняя по сути.

«Деловые люди» тоже, в конце концов, как-то приспособятся: одни научатся правильно «делиться», другие — покинут страну, третьи снова начнут уходить во все более глухую тень. Бороться за свои права и вообще за либеральные ценности будут лишь те из них, у кого ослаблен инстинкт самосохранения или кому уже нечего терять.

Энергичных и предприимчивых (пассионарных) людей «водолейской» России всегда было не занимать, и как только давление государства хоть сколько-то ослабевало, немедленно находились и те, кто умеет «делать дело», «делать деньги», «думать головой». В условиях жесткого регулирования властью всех видов человеческой деятельности эта «живая жизнь» протекала подспудно, пробивая для себя причудливые ходы и принимая самые причудливые формы, при неожиданно наступавшей «свободе» — приобретала характер полного «беспредела». Сейчас мы как раз и находимся в стадии перехода от «все дозволено» к «все зарегулировано», и от того, как будет складываться ситуация в ближайшие четыре года, существенно зависит, в какой именно фазе мы окажемся.

Что же касается международного положения нашей страны, то по мере ее экономического и политического усиления кардинально изменится и ее имидж, и роль на мировой арене. Соответственно будет меняться и отношение других государств: нас снова станут уважать и побаиваться, а сам Путин никогда не позволит себе «приседать» перед Западом или Востоком, и уж тем более танцевать под их дудку (или барабан).

Во внешней политике продолжится тенденция последних лет — смена проамериканской ориентации на проевропейскую. И тут Путин как нельзя к месту — он и сам чувствует себя европейцем в социально-культурном плане, и Россию воспринимает как часть западноевропейской культуры. Как известно, в течение нескольких лет (с 1985 по 1990 гг.) он находился в служебной командировке в Германии, что, по-видимому, не случайно — у России и Германии глубочайшие метаисторические связи, которые вновь активизируются в наши дни. Как представляется, именно эта страна сыграет ключевую роль в дальнейшем регулировании взаимоотношений России с Западным миром.

Учитывая расположение планет в карте президента, можно сказать, что для исполнения веления «времени собирания камней» Путин подходит очень хорошо. Солнце в знаке Весов и упомянутый выше стеллиум помогают ему не просто уравновешивать, но при необходимости интегрировать различные, порой противоречивые тенденции. Юпитер в соединении с сильной Луной в Тельце делает его «собирателем» — медленно, но верно концентрирующим в руках государства и материальные богатства страны, и ее человеческие ресурсы.

Но с метаисторической точки зрения процесс «собирания камней» значительно масштабнее. Одна из его важных составляющих — восстановление глубинных связей, некогда разорванных теми катаклизмами, которыми так богата история нашей многострадальной Родины. На Тонком плане идет интеграция исторического опыта, накопленного всеми народами, которые населяли и населяют сегодня территорию нашей страны, а также опыта культур, «смежных» с нашей по времени или пространству.

Все это, происходящее «за пределами видимости», проявляется и «на форме» — в последние лет двадцать и у ученых, и у широкой публики расширяется интерес к отечественной истории (причем к самым разным ее периодам), а также к истории личной. Множество людей пытаются так или иначе отыскать свои родовые корни и выяснить свое происхождение, чтобы усмотреть в истории своих предков истоки своей собственной судьбы (равно как в истории страны — истоки ее теперешнего состояния). Некоторые не отказывают себе в удовольствии даже составить собственное генеалогическое древо.

Наблюдаются и разнообразные попытки восстановления старых традиций: религиозных, бытовых, культовых. Кому-то удается таким образом восполнить душевный или духовный вакуум, но по большей части это — более или менее успешная имитация. И даже заново построенный в Москве Храм Христа Спасителя воспринимается любым хоть сколько-нибудь чутким человеком как громоздкий и помпезный муляж, а не как живое «тело» храма. Всего лишь игра (или хитрое надувательство) — попытки возродить древние языческие ритуалы, да и интерес к христианству или другой религии — для большинства лишь дань моде или попытка «застраховаться» у «высших сил» от бед и неурядиц. Однако все эти явления показывают направление движения подводных течений, происходящих «за пределами истории».

Еще одна проблема, которую, по-видимому, так и не удаться решить за этот четырехлетний срок, связана с пресловутой «национальной идеей». Необходимость такой идеи все понимают — идеология как одно из средств управления народными массами требуется и руководителям, и руководимым, а людям мыслящим нужны определенные критерии оценки происходящего и понимания собственной роли. Все, что предлагается на данный момент, от кого бы эти предложения ни исходили: от политтехнологов, от деятелей культуры, от всплесков народного самосознания — не подходит для этой цели. Не удаются ни попытки вернуться к прошлому (коммунистические идеалы) или к «позапрошлому» («самодержавие, православие и народность»), ни сконструировать новую идею, которая была бы способна «овладеть массами». Дело в том, что такая идея должна родиться естественным образом, и это рождение неизбежно, так как она давно вынашивается в лоне российской культуры, но какие конкретные формы примет эта идея и во что в конце концов вырастет, будет напрямую зависеть от той степени свободы — духовной, умственной да и физической, какой мы в нашей стране сумеем достичь.

На пути к свободе в нашей (да и в любой другой) стране стоит не только и не столько «нехорошее» государство, сколько недостаток сознания и личной ответственности, отсутствие у подавляющего большинства того внутреннего нравственного закона, который, по мнению Канта, должен быть «имманентно присущ» каждому человеку. Только человек, способный к самоорганизации и сознательному управлению своими инстинктами и желаниями, может эффективно соотносить свои личные интересы с интересами других людей — не только родных и близких, но и, как ни пафосно это звучит, с интересами всей страны и всего человечества. До тех же пор, пока каждый преследует лишь свои собственные узкие цели, существует необходимость в инструменте (хорошо отлаженном и эффективном), регулирующим соотношение личных и общих интересов, каковым и является государство. Но, как всякий живой организм, оно имеет свою логику существования, свой характер, свои «инстинкты» (среди которых — инстинкт власти, инстинкт подавления инакомыслия, стремление к захвату в сферу своего влияния как можно большего количества людей и материальных ресурсов, и многие другие).

Национальная идея должна синтезировать в себе и высокие философские идеалы, и народные чаяния, и представление об особой метаисторической задаче нашей страны. Подспудное знание о высокой миссии России всегда присутствовало в народном сознании, и неоднократно формулировалось историками, философами, писателями, политиками, религиозными деятелями. Но понималось оно, как правило, именно с точки зрения геополитической («Москва — Третий Рим», «наша матушка Россия всему свету голова…», «СССР — надежда всего прогрессивного человечества…»). России же предстоит стать лидером духовным, и основная задача «национальной идеи» — воспитание «нового человека», но не в «советском» смысле, когда основным достоинством гражданина была «управляемость», а в духе требований «эры Водолея» — свободного, сознательного, интеллектуального и самодостаточного.


Ульрих И. В.
Каталог: archive -> Doc
Doc -> Требования к кандидатскому экзамену по иностранному языку
Doc -> Роль и значение науки в современном образовании
Doc -> Требования к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Doc -> Семейные традиции и профессиональная деятельность человека
Doc -> Специфика информационной и сетевой культуры
Doc -> Нравственное совершенствование духа как условие формирования независимой свободной автономной личности
Doc -> Развитие критического мышления студентов средствами информационных технологий на основе парциальной модели
Doc -> О. В. Степанов, доктор социологических наук, профессор


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница