Профессия и профессиональная деятельность



страница1/10
Дата12.06.2018
Размер230 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда.
Профессия – четкая профессиональная группа.

В отечественной социологии к понятию профессия существует 2 подхода (в советское время):

1) деятельностный подход. Социально необусловленный вид труда, продукты которого являются товарами.

2) квалификационный подход. Социально обособленный, четкая устойчивая группа людей, которая является носителем труда. Квалификационный – главный признак профессиональный уровень подготовленности человека к специальному виду занятий, которая проявляется в определенных умениях и навыках.

Западный подход:

Дюркгейм, Спенсер – они считали, что к профессиям можно отнести такие особые виды занятий:



  1. свободные профессии: музыканты, судьи, врачи.

Дюркгейм противопоставляет профессии экономическим занятиям: рабочий и предприниматель. Понятия профессия этики для продолжения конфликта. В западной социологии, анализируя профессию, они анализируют труд профессионалов.

Два подхода на Западе:



  1. Атрибутивный (свойство) – приписываются определенные свойства, которые позволяют отнести занятия к профессии:

    1. Занятия, которые базируются на навыках, в основе которых лежат теоретические знания.

    2. Специализированное обучение этим навыкам.

    3. Особая компетентность, гарантированная данными, экзаменами.

    4. определенный кодекс поведения, который обеспечивает профессиональную идентичность.

    5. Исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества.

    6. Членство в профессиональных организациях.

  2. Интерпретативный. Основанный на понятии профессионализация – процесс создания и контроля рынка услуг в определенной профессии. Понятие профессионализация предполагает стремление профессионалов к высокому статусу и восходящей социальной мобильности. Любая профессия монополизирует профессиональное знание как собственность. Проблема – ограничение доступа к профессии- стратегии закрытости доступа (стратегия исключения). Пример: врачи на Западе – нужен большой объем знаний и умений, который является не всегда оправданным.

Данила Маркович разделил занятия на:

  1. Простые профессии.

  2. Полноценные профессии.

Профессия – социально обособленный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и обычно являющийся источником средств существования.

Психолог Климов. Классификация (психологический подход):



  1. Человек - природа: животноводство.

  2. Человек - техника.

  3. Человек - человек.

  4. Человек - знак: бухгалтерия, математика, музыкальные специальности.

  5. Человек - художественный образ.

Социологический подход предполагает введение понятий:

  • Профессиональный статус;

  • Профессиональная роль;

  • Профессиональная группа;

Любая профессия получает статус, когда происходит ее институционализация в системе общественного разделения труда. Профессиональная роль конституируется с момента появления профессиональной подготовки. Интериоризация профессиональных норм – формирование неких внутренних структур человеческой психики благодаря освоению структур внешней профессиональной деятельности (воспринял профессиональную роль) – оказывают влияние на поведение вне работы.

При выборе профессии человек предъявляет к ней свои требования и профессиональные тоже – ограничения на выбор профессии:



  1. Психофизиологические ограничения (военный, машинист).

  2. Физические: внешность, рост, сложение.

  3. Социально-демографические: половозрастные, образование.

Профессиональная группа – совокупность работников, связанных единым производственным процессом и близкими по содержанию профессиональными ролями. Профессиональные группы вместе с отношениями между ними образуют профессиональную структуру. Профессиональная структура иерархична. Шкала Н.Пауэрс.

Существуют этапы, стадии профессионального становления личности:



  1. Формирование профессиональных намерений и ориентаций.

  2. Профессиональное обучение.

  3. Профессиональная адаптация.

  4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Теории формирования профессиональных ориентаций:

  1. Психологизаторский. Формирование профессиональных ориентаций рассматривается как последовательность стадий, проходя которые человек реализует и развивает свои индивидуальные склонности и способности.

  2. Более социологизированная. Индивид осваивает определенные роли в семье, системе образования, раннем трудовом опыте, эти роли обеспечивают ему условия, в которых индивид учится выбирать профессиональные роли.

  3. Структурные ограничения на выбор – человек выбирает скорее не ту профессию, к которой есть способности, а ту, которую он может освоить исходя из материального положения своей семьи, ее культурного капитала и т.д.

Классификация факторов профессионального выбора:

  1. непроизводственные структурные факторы (классовая принадлежность, семья, образование, пол);

  2. производственные структурные факторы ( структура вакансии и структура занятий);

Западная социология: В образовании происходит сортировка людей, а не их развитие. Система школьного образования готовит детей к профессиональному выбору – структура ролей в системе образования похожа на структуру ролей в сфере производства (учебный план, контроль, стереотипы поведения). Семья. За счет предоставления или непредоставления материальных возможностей для получения определенной профессии + оказывает непосредственное влияние на выбор профессии.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница