Профессионализация российских менеджеров



Скачать 287.15 Kb.
страница1/5
Дата14.05.2018
Размер287.15 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

Металина Т.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Мировые тенденции экономического развития демонстрируют закономерность возрастания роли менеджмента по мере того, как усложняется производство, ускоряются темпы технологических преобразований, изменяются факторы эффективности, повышается роль человеческого капитала. Формирование рыночной экономики, развитие предпринимательства, возникновение условий для конкуренции стимулируют развитие менеджмента в России. Практически не употребляемый в недалеком прошлом термин «менеджмент» сегодня вошел в повседневный обиход и имеет множественную трактовку. Этим словом обозначают социальный институт и область научного исследования, учебную дисциплину и функцию управления, социальный статус людей ее выполняющих. В данной работе мы будем рассматривать менеджмент, как функцию управления, соответственно к менеджерам относить работников предприятий, включенных в управленческую деятельность. Сразу следует оговориться, что понятия управленец и менеджер, по нашему мнению, идентичны, поскольку научные основы профессиональной деятельности, как и основная задача – достижение максимальной прибыльности производства в условиях эффективного внутрифирменного взаимодействия у них общие. В данном случае обоснованным выглядит определение менеджера российского ученого Щербины В.В. Это профессиональный управленец, работающий по найму (реже собственник или предприниматель), имеющий специальную (управленческую) подготовку и обладающий определенной властью и правом принимать решения в конкретной сфере хозяйственной деятельности. Деятельность менеджера отличается такими чертами, как ориентация на поиск и рациональное использование ресурсов организации, обеспечение эффективного и стабильного развития организации с учетом продолжительной перспективы1. В таком контексте менеджеры выполняют три основные функции: управляют бизнесом в целом, управляют менеджерами, а также работниками и работой, причем в повседневной работе эти функции неразделимы.


Несмотря на то, что роль менеджеров в последние годы существенно возросла, а их присутствие обнаруживается во всех областях управления, они, тем не менее, остаются малоизученным явлением современного общества. Исследования, которые проводились в последние годы, касались в основном бизнес элит и топ-менеджмента организаций. Наиболее глубокое и масштабное исследование «Социальный профиль российского менеджера», было проведено в 2001 и в 2003 гг. Ассоциацией менеджеров России (АМР) при содействии научного центра «Социоэкспресс» ИС РАН.2 Оно посвящено изучению основных тенденций становления и развития социальной группы менеджеров, формированию их идентичности.

Мы в продолжение этой темы опираясь на результаты эмпирические данных3 попытаемся описать менеджера, работающего на предприятиях пост советского периода, и понять что, лежит в основе его карьерного роста, каким образом происходит его профессионализация.


Современные экономические условия все более усложняют управленческую деятельность: расширяются информационные возможности, повышается роль специальных знаний, увеличивается число альтернатив решаемых в процессе управления проблем. Менеджмент превращается в науку, при этом остается уникальным искусством работы с людьми. Современные реалии предъявляют новые требования к менеджерам – требования профессионализма деятельности, а потому важнейшей задачей сегодня становится профессионализация управленческой деятельности. Эти процессы в масштабах российского общества в своей работе анализирует Р. Абрамов4, рассматривая различные аспекты профессионализации менеджмента. Красноречивым свидетельством этого процесса служит консолидация ученых и специалистов в области управления и объединение практикующих менеджеров российских компаний, в результате чего появляются национальные ассоциации. Наиболее известными из них сегодня являются:

  • Российская ассоциация бизнес образования (РАБО) созданная в 1990 г., с целью «содействия формированию эффективной системы бизнес образования в России, способной обеспечивать образование и профессиональную подготовку кадров для отечественных предприятий и организаций на уровне высоких мировых стандартов». В настоящее время ассоциация объединяет более 100 образовательных структур. Это бизнес школы и центры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для российского бизнеса. РАБО выпускает журнал «Бизнес-образование», проводит конкурсы образовательных программ, конференции5.

  • Ассоциации менеджеров России (АМР) созданная в 1999 г., «деятельность которой направлена на всестороннее развитие российского делового сообщества». АМР объединяет руководителей более 800 крупнейших компаний России. Ее цель предоставление интересов отечественного менеджмента во властных структурах и формирование профессионального сообщества, имеющего свой этический кодекс. В рамках своей деятельности АМР проводит многоцелевые исследования по актуальным вопросам деятельности бизнеса и социальных элит, организует конференции, круглые столы, семинары, вырабатывает экспертные рекомендации и стандарты для российских компаний, создает практические механизмы профессионального роста и повышения эффективности бизнеса6.

Специальная подготовка менеджеров можно рассматривать Р. Абрамовым как ведущее звено в деле профессионализации, а бизнес-образование как основной фактор делающий это процесс более интенсивным. Происходит постепенное закрепление менеджера в качестве самостоятельной профессии, и формирование нового социально-профессионального слоя менеджеров. Основным стратифицирующим признаком его является профессиональный статус, который определяется, прежде всего, наличием специализированного образования и собственно профессионализмом (особой компетентностью), рассматриваемым как совокупность навыков, умений, технологий, профессиональной репутации7.



Каталог: russia -> manstruct -> pubs
russia -> Принцип адаптивности и "экстремальные" условия С. В. Чебанов
russia -> В конце прошлого века в нашей стране появилось несколько фундаментальных работ по проблемам немецкого романтизма: монографии А. В. Карельского «Драма немецкого романтизма» (Москва, 1992), Д. Л
russia -> Проблемы становления и развития социального диалога на региональном уровне
russia -> Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? Термины «социальное партнерство»
pubs -> Особенности «социально ответственного бизнеса» российских предприятий
pubs -> План анализа
pubs -> Важно проанализировать существующие у менеджмента представления о сущности данного явления
pubs -> Людмила Чеглакова


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница