Профессии и рынок труда в сфере икт т. П. Кравчук, А. В. Гиглавый Вы все чаще слышите о становлении «информационного общества»



Скачать 109.97 Kb.
Дата04.06.2018
Размер109.97 Kb.
ТипСеминар

Материал семинара в ЛИТ для преподавателей учебных заведений городского подчинения, 2002 г.
Профессии и рынок труда в сфере ИКТ
Т.П. Кравчук, А.В. Гиглавый
Вы все чаще слышите о становлении «информационного общества». Во многих странах, больших и малых, предлагаются различные государственные программы информатизации.
Политики и философы связывают с этим понятием надежды на создание «открытого общества», в котором идеалы свободного предпринимательства и гарантированных законом гражданских свобод будут реализованы на основе широкого доступа граждан к информации.
Экономисты говорят о «новой экономике», «экономике, основанной на знаниях»; по их мнению, двухполюсная модель экономики, в которой работники занимаются либо производством продукции (товаров), либо предоставлением услуг, устарела. На третьем полюсе экономики находится информация; процессы ее создания, распространения и потребления требуют открытия новых экономических законов, создания новых форм предпринимательства, разработки нового законодательства.
Развитие отрасли ИКТ как фактора роста жизненного уровня населения определено в документах ЮНЕСКО в качестве одной из целей устойчивого развития общества в XXI веке. Этот процесс тесно связан с развитием образовательных технологий. Совершенствование образовательных моделей, опирающихся на применение ИТ, способствует улучшению качества жизни, дальнейшему развитию эффективных экономических укладов и становлению гражданского общества. Только такой сценарий не позволяет процессу развития отрасли ИКТ стать самоцелью, что нередко происходило при попытках создания подобных программ в прошлом.
Эксперты ООН и ЮНЕСКО указывают на важное обстоятельство – несмотря на предельно высокий уровень наукоемкости отрасли ИКТ, цели ее развития могут и должны быть определены в доступной и ясной форме.
Вовлеченность различных социальных групп в процесс формирования информационного общества становится фактором, определяющим в значительной степени даже саму структуру отрасли ИКТ. Примерами здесь являются два важнейших образовательных процесса:


  • массовое распространение компьютеров и сети Интернет в качестве ресурсов для непрерывного образования и самообразования;

  • процессы конвергенции (сближения) информационных, коммуникационных и медиа-технологий как отклик на рост потребностей общества в информационных услугах.

Потоки информации в сети Интернет растут подобно тому, как растут колонии бактерий в защищенной от внешних воздействий лабораторной колбе. Сравнение это – не случайно; вы все чаще слышите об атаках сетевых вирусов, и атаки эти нацелены не только на содержимое «ящиков электронной почты» в ваших компьютерах, но и на Web-серверы – их можно без преувеличения уподобить узлам гигантской нервной системы современного бизнеса. Требуются все новые средства защиты человечества от собственных творений. Индустрия, основанная на переработке и распространении информации, должна обзавестись собственной иммунной системой. Выход из строя этой системы уже сегодня представляет собой угрозу жизненной стабильности и благосостоянию десятков и сотен миллионов людей. Источником угрозы в сетях могут стать обычные офисные компьютеры, точнее – их злонамеренные владельцы.


Итак, видны и перспективы развития «новой экономики», и угрозы ее устойчивому развитию. Требуются исполнители и творцы, новаторы и защитники обретенных ценностей. Представителям каких профессий принадлежит будущее в экономике информационного общества?
В первых главах этой книги вы уже встречались с кратким описанием круга обязанностей системных аналитиков и программистов. Однако на рынке труда в сфере ИКТ куда более распространенными становятся совсем иные профессии – об этом свидетельствует статистика. Растет разнообразие информационных технологий, и появляются все новые профессии.
Рассказ о профессиях, престиж и востребованность которых сегодня, в мире «новой экономики», растет с каждым днем, мы начнем с профессии системного администратора. У этой профессии несколько разновидностей, но одно главное предназначение – охрана безопасности пользователей той или иной информационной системы.
Вот какие ассоциации вызывает образ системного администратора у журналиста:

«… Ещё совсем недавно при слове "администратор" в памяти всплывал образ тетки со строгим "пучком" на голове, в обязанности которой входило "не пущать" посторонних после 23 часов в гостиничный номер. К администраторам наши граждане относились с надлежащим почтением – как и ко всякому наделенному властью лицу. А вот название довольно новой для нас профессии подобного трепета пока не вызывает…».


Когда компьютеры были большими, общение пользователей с ними происходило исключительно с ведома и согласия системного администратора (титул ему был присвоен, правда, не такой звучный – всего-то лишь «сменный оператор ЭВМ» или «главный оператор вычислительного центра»). Опытные системные администраторы становились зачастую профессионалами в системном программировании, мастерами высшего пилотажа. Однако люди, освоившие эту профессию, ценились и ценятся прежде всего не как пионеры и первопроходцы, а как «надежда и опора» трудовых коллективов, опытные и склонные к разумному консерватизму хранители информации, знатоки путей в лабиринте сетевых информационных технологий.
Вот современное определение функциональных обязанностей системного администратора: «Эти специалисты несут ответственность за эффективное использование компьютерных сетей в организациях. Они отвечают за рациональное объединение компьютеров, сетевого оборудования и программ, предназначенных для решения задач обработки, хранения и передачи информации. В круг их обязанностей входит также анализ качества всех происходящих в сети процессов; если рабочие характеристики сети ухудшаются, системные администраторы обязаны предложить решение проблемы, эффективное по срокам и затратам. Системные администраторы планируют процессы развития существующих в их организации компьютерных сетей. В зависимости от приоритетов в деятельности организации, принято иногда говорить о более узких профессиях – администратора базы данных или специалиста по информационной безопасности».
Системный администратор должен обладать аналитическим складом ума; быстрый прогресс компьютерных и коммуникационных технологий порождает множество проблем, решение которых требует опыта и быстроты реакции. С ростом корпоративных сетей возникают дополнительные проблемы – «острова», из которых создается «архипелаг» корпоративной сети, созданы разными людьми в разное время, и необходимо добиться совместимости компьютеров и коммуникационных каналов.
Предоставим снова слово журналисту:

«Когда “сисадмин” (это словечко прижилось не только в русском языке) приступает к исполнению своих обязанностей, на него, как правило, сваливается гора работы. Зачастую необходимо: выбрать и установить новое железо; установить на нем операционную систему и кучу программ, и все это настроить; протянуть сеть, и еще заставить ее работать. Бывает, что это все необходимо проделать не с десятком машин, а с сотней. Первый этап всегда особенно сложен. Наконец наступает момент, когда система успешно работает, и все довольны (особенно сам "сисадмин"). Что тогда делает герой нашего повествования? Правильно, пьет кофе, читает ньюсы, сидит в чате. Но вот приходит момент апгрейда – система захотела немного подрасти. И тогда первый этап может повториться. И с неизбежными вариациями».


Эта профессия требует от соискателей высокого уровня подготовки. Желательно высшее образование (разумеется, техническое – в дипломе может быть указана, например, специальность «инженер-системотехник») и стаж работы не менее двух – трех лет. Претендентам на эту вакансию следует учесть, что описания системного программного обеспечения, языков и систем программирования, а также многих прикладных информационных систем первоначально издаются, как правило, на английском языке. Поэтому знание технического английского является «производственной необходимостью».
Бытует мнение, что системным администратором может стать по совместительству любой студент технического вуза, имеющий дело с компьютерами. Это не так: работодатели предпочитают зрелых кандидатов на эту ответственную должность. Ценятся репутация и жизненный опыт. Большое значение придается наличию сертификатов учебных центров, которые повсеместно организуются крупными компьютерными и коммуникационными компаниями. Опытный системный администратор зачастую становится впоследствии консультантом по развитию информационных систем.
Оптимальный для системного администратора возраст – от 27 до 40 лет. Предложений соискателям до 25 лет поступает в 2-3 раза меньше. По мнению подавляющего большинства работодателей, «сисадмин» – профессия мужская. Для женщин открыта лишь незначительная часть вакансий. Вот и повод разрушить застарелые и ни на чем не основанные стереотипы...
Почти 2/3 всех вакансий предлагается агентствами по подбору персонала. Поэтому квалифицированным и уверенным в себе кандидатам мы советуем искать работу главным образом с помощью агентств. Руководители малых компаний стремятся к экономии, и зачастую «сисадминами» в них работают студенты старших курсов. Студенты эти приобретают ценный опыт, но во многих случаях такой опыт – результат стрессовых ситуаций, на возникновение которых работодатель не рассчитывал.
С кем из коллег приходится чаще всего сотрудничать системному администратору? Прежде всего – с аналитиками (эту профессию чаще других приходится осваивать тем выпускникам вузов, в чьем дипломе указана специальность «инженер-математик»). На промышленных предприятиях, в финансовых, проектных, конструкторских и научных организациях аналитик осуществляет проектную и исследовательскую деятельность в области создания математических моделей и программ управления объектами и процессами, разработки программного обеспечения компьютеров и сетевого оборудования. Аналитик формулирует задачи, связанные с управлением бизнес-процессами, и составляет или осваивает программы, рассчитанные на типовое применение. Именно аналитики создают в тесном сотрудничестве с программистами программное обеспечение управляющих и информационных систем. Аналитик строит математические модели и разрабатывает вычислительные методы решения типовых и прикладных задач. При необходимости, когда информационная система организации требует развития, возрастает объем разработки специфических для этой организации прикладных программ.
Работающий в тесном контакте с системным администратором и аналитиками программист определяет метод решения задачи, составляет формальную схему ее решения и переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Именно программист определяет состав и форму представления вводимой в компьютер информации, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Он проводит отладку разработанных программ и определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Следует отметить, что во многих странах освоение профессии программиста не связано с необходимостью получения полноценного высшего образования. Считается, что многие из перечисленных выше задач должен решать системный аналитик, входящий в состав коллектива разработчиков информационной системы.
В большинстве создаваемых сегодня информационных систем важную роль приобретает проблема автоматизации документооборота. Документы, создаваемые с помощью изученных вами офисных программ, образуют обширные коллекции – базы данных. Проектированием баз данных, включением их в схемы документооборота и анализом их содержания занимаются те выпускники вузов, в чьем дипломе указана специальность «информатик-технолог». Такой специалист ведет информационную работу, разрабатывает и создает информационно-поисковые системы, организовывает информационные фонды, составляет классификаторы, проводит экспертизы практической ценности документации, редактирует, реферирует и рецензирует тексты, разрабатывает нормативную и методическую документацию. Он использует формальные методы анализа информационных процессов, включая лингвистические методы и методы искусственного интеллекта. Специалисты этого профиля пополняют ряды быстро растущей профессиональной группы – технических писателей.
Должен ли сам системный администратор быть программистом? Ответом на этот вопрос стало быстрое распространение специфических – так называемых сценарных – языков программирования, которые пользуются популярностью именно у системных администраторов. Возможности этих языков – отдельная и достаточно сложная тема.
Очевидно то значение, которое приобрела за несколько десятилетий деятельность перечисленных выше групп компьютерных профессионалов. Краткие характеристики этих профессий вы найдете в каталогах любой службы занятости. И все же советуем вам внимательно присмотреться к тем профессиям, портреты которых еще не представлены в таких каталогах. Ведь именно в условиях развития «новой экономики» спектр профессий, связанных с ИКТ, постоянно обновляется. Одной из главных задач государственных служб занятости становится своевременное «обнаружение» новых профессий с тем, чтобы работники, осваивающие эти профессии, обладали четко очерченным кругом прав и обязанностей. Решение этой сложной задачи требует также значительных изменений в системе высшего образования. Вот каким представляется багаж теоретических и практических знаний выпускника вуза, готовящегося к работе в сфере ИКТ, экспертам Европейского сообщества:

Проведенный этими экспертами анализ показал, что в учебных планах для более чем 20 перспективных вузовских специальностей распределение теоретического и практического материала, предлагаемое в вузах стран ЕС, существенно отличается от этой картины.


В любой информационной системе наиболее высокой ценностью обладают быстро растущие и тщательно защищаемые базы данных. По данным статистики США, число работников, избравших для своего карьерного роста профессию администратора баз данных, увеличится к 2010 году почти в 2,5 раза. При этом следует учитывать, что администраторы баз данных остаются «элитой»: численность представителей этого клана составляет всего лишь 1,5 – 2% от численности занятых в сфере ИКТ.
Динамика этого рынка влечет за собой резкое расширение спектра профессий и сокращение «жизненного цикла» прикладных знаний и навыков пользователей в сфере ИКТ. Перед высшей школой возникает задача поиска образовательных инвариантов – направлений развития образования, имеющих долгосрочную перспективу.
Инвариантами развития ИКТ остаются три ключевых направления:


  • технологии моделирования, алгоритмизации, проектирования, реализации и поддержки жизненного цикла программных продуктов и систем («Технологии программирования»);

  • технологии визуализации информационных объектов, включающие механизмы виртуализации рабочих сред, выбора композиционных решений и интеграции разнородных потоков данных («Мультимедиа-технологии»);

  • технологии создания и эксплуатации информационных систем, опирающиеся на парадигмы «электронного документа», «электронного канала общения» и «виртуального коллектива» («Технологии работы в электронном офисе»).

Многие исследователи сходятся в том, что только непрерывное образование может создать условия для изменения системы ценностей в жизни современного общества – перехода от опоры на конкуренцию (сокрытие знания) к опоре на кооперацию (совместное использование знания). Прежде всего, речь здесь идет о формировании коммуникативной культуры как важнейшего компонента образования.



Новая стратегия мирового развития была определена на Конференции ООН по окружающей среде (2000 г.). Ее суть состоит в следующем :
Образовательная система XXI века как отрасль по наращиванию «человеческого капитала» должна развиваться на принципах экономической стабильности, экологической безопасности, социальной справедливости. Образование становится всеобщим, непрерывным, интегрированным и опережающим.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница