Проектная работа



Скачать 258.7 Kb.
страница1/6
Дата04.06.2018
Размер258.7 Kb.
  1   2   3   4   5   6


Проектная работа

по обществознанию

на тему :

«Духовные ценности современной цивилизации»

Ученика 11 А класса

Зыкова Александра

Содержание



  1. Духовная культура

  2. Наука и образование

  3. Религия в современном мире

  4. Духовный мир личности

  5. Заключение


Духовная культура

Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает ещё один очень важный момент – культуру. Степень развития культуры показывает достижение конкретной исторической цивилизации, определяет её место в ряду существовавших, современный и будущих цивилизаций.

Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?
Что такое культура?
Термин «культура» - латинского происхождения. Первоночально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее название. Культуру изучают многие науки (археология , этнография, история, эстетика и др.) и каждая даёт ей своё определение. Не случайно в мировой литературе насчитываеться более 500 определений культуры. Обратимся к одному из них, наиболее часто встречающемуся в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а так же её результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создаётся в процессе материального производства (продуктами её являються станки, оборудование, здания и тд.) . Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений. Все элементы материальной и духовной культуры связанымежду собой. Материальна производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях его жизни;вместе с тем результаты его мыслительной деятельности материализуються, превращаються в материальные объекты- вещи , технические средства, искуство и тд. Например наши знания в электронной технике относят к духовной культуре, а компьютеры , телевизоры, созданные на основе этих знаний, относят к материальной культуре.

Итак, культура являеться существенной характеристикой жизни общества, и, слеовательно, она не отделима от человека как от социального существа. Биологически человеку даёться лишь организм, обладающий определённым строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируеться как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть усвоение им языка, приобщение к существующим в обществе ценностям, традициям, овладение им присущими данной культуре приёмами и навыками деятельности и тд. И не будет приувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Традиции и новаторство в культуре
Духовная культура- своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории фогрмирования культуры имееться ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идёт как бы по двум направлениям- по вертикали и по горизонтали.

Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одног поколения к другому, т.е. с преемственностью в культуре. Пеемственность как закономерность в развитии, например науки , можно проиллюстрироватьтакими известными факторами: обнаружение В.Рентгеном невидимых лучей привело А.Пуанкаре к гипотезе о связях между этими лучамии явлением флюоресценции;А.Беккерель , проверяя данную гипотезу, случайн зафексировал неизвестноеранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюрик открытию радия и явлениюрадиоактивности у ряда других элементов.

Исходя из этой закономерности можно смело утверждать, что без Евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского, а без открытия Ньютона – тиории относительности Энштейна.

Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаються от поколения к поколению, но и сохраняються в течении длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают , что насладовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и тд.

Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Так, обычай отмечать весенний праздник масленица, знаком ещё со времён древних славян, а правила этикета пропускать женщину дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиций были люди, жившие в разлчные эпохи, представители разных социальных групп и классов, поэтому традиции иногда столь противоречивы. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных траиций и в этом смысле выбирает не только будущее но и прошлое.

Вторая линия накопления культурных ценностей(по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражаеться в том , что в отличии от науки наследуется в качестве ценности не отдельные компаненты, актуальной идеей, частью теории, а целостное художественное произведение.

Творчество Шекспира так же не может заменить творений Данте, как творение Данте- произведений великих поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в 19 веке,читателями 20 века воспринемаеться совершенно иначе. Это происходит не только потому,что изменилось общество (его экономика , политика, социальная сфера) , но и потому. Что изменился его духовный мир, его культура. Пояились новые творци, оказавшие своими произведениями влияние на сознание людей, живших в 20 веке. И в таком одновременном существовании и взаимодействии сегодня произведений, созданных в различные эпохи, рождаеться культура современной цивилизации.

До сих пор мы рассматривали процесснакопления ценностей культуры, теперь обратимся к проблеме её развития, ибо формирование культуры предпологает не только сохранение элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в прцессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Сознание новог становиться творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобритает общественную значимость, получает признание других людей. Предположим, поэт в лирических стихах расказывает о своих чувствах, и переживаниях, радостях и страданиях, но утверждать, что он «творит культуру», можно только в том случае, если содержание и форма его поэзии вызывают откли в душах людей, пробуждают ответные чувства у воспринимающей публики, доставляет ей эстетическое наслаждение. А если чей-либо рифмованный текст такими свойствами не обладает, то его нельзя назвать ни поэзией, ни творчеством культуры.

Правда, бывает и так, что произведение искусства или научные открытия не находят признания у современников. Но если это подленные духовные ценности, то время их приходит и последующие поколения воздают им должное. Так было, например, с дтрудами К.Циолковского, принцыпом сохранния материи и движения М.Ломоносова, картинами художников-имприсионистов и тд.

В творчестве культуры всеобщая органическая слита с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и тд. Тиражирование в той или иной форме уже известного- это распространение , а не создание культуры.

Теперь, после того как мы познакомились с путями развития культуры, рассмотрим подробнее культуру современной цивилизаци.
Культуры в культуре
В рамках определённой исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры:интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».

Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио , телевидение. Современные средства связи, а затем и видео- и компьютерная техника способствовали её рапространению. В западной социологии массовая культура рассматриваеться как комерческая, поскольку произведения искусства,науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль,если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя , любителя музыки.

Как и в любом другом виде комерции , неотъемлимой частью мссовой культуры является рекламма.некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов её потребителей. В соответствии с запросами зрителей комерческий кинематографпредлагает набор фильмов ужасов, мелодрамм, боевиков, секс-фильмов и тд. Учитывая потребности молодёжи в самоутверждении , её стремление к лидерству, в кино и литературе Запкда появился сответствующий герой- некий супермэн ттипа знаменитых Джеймса Бонда, Рембо , Индиана Джонса и тд. Наделённых такими качествами , как смелость , решительность, ловкость. Они всегда одерживают победы.

Зачинателями массовой культуры были бизнесмены Голливуда(США) . они разработали целую систему производстваподобных фильмов, которые сегодня заполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас всё чаще говорят о художественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии и Латинской Америки. Подобнойкомерциализации подверглись также книгопечатание,пресса , живопись, музыка, фото.

Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийским психологом Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении массовой культуры действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаеться с ней. Он заражается «коллективным настроением» и тогда, когда слушает рок-музыку и смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих, модельеров и тд. Чему в большей мере способствует реклама.

Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством анти-устлости, кичем, полукультурой. В 80 гг. Термин массовая культура стали употреблять реже, по скольку он скомпрометирован тем ,что используеться исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя её американский филолог М.Белл подчеркивает:»Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия класов,наций,уровня бедности и богатства.». кроме того, благодаря современным средствам массовой комуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность.

«массовой» или «поп-культуре» часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Фелини, Тарковского, книги Кафки,Белля, Базена, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения создаваемые в рамах этой культуры, расчитаны на узкий круг тонкоразбирающихся в искусствелюдей, и служат предметом оживлённых споров между критиками. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

Комерческая выгода не является целью «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений в искусстве, которые иногда приносят их создателям не только признание но и не малый доход, становясь очень популярными.

Поп-культура и элитарная культура не враждебны. Достижения , художественные приёмы элитарной культуры перестают быть новаторскими и их перенимает массовая культура, повышая свой уровень. В то же время поп-культура приносит прибыль, даёт возможность кинокомпаниям , издательствам оказывать поддержку творцам элтарного искусства.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. Экранная культура связываеться на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план,появляется новый тип общения , основанный на возможностяхсвободного выхода личности в мир информации. Таковы например, видеотелефоны или компьютерны сети, позволяющие получать на экране компьютера информацию из архивов,книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики, удаётся увеличить скорость и улучшит качество получаемой информации.компьютерная страница несёт с собой новый тип мышленияи образования с характерной для неё быстротой, гибкостью, реактивностью.

Многие сегодня считают , что именно экранной культуре принадлежит будущее.

Проблемы современной отечественной культуры


Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно «хорошо» или «плохо», поскольку в нем может быть и то и другое , многое зависит от критериев оценки. Так, в духовной культуре любого общества различают два одинаково реальных облика: один- облик устойчивости, гармонии и единодушия, другой- облик перемен, конфликтов, напряжностей и нерешенных проблем. Это следует иметь в виду при анализе и оценке состояния культур любого общества, в том числе и нашего.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница