Проект «Политехническое образование в городской школе как условие реализации фгос»



Скачать 405.22 Kb.
страница1/15
Дата05.06.2018
Размер405.22 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Проект

«Политехническое образование в городской школе

как условие реализации ФГОС»
Автор проекта: Тимофеева Надежда Константиновна

Разработчики: Иванова Ирина Михайловна, Халтанова Екатерина Семеновна.




  1. Анализ социокультурной ситуации.

Актуальность проекта определяется внешними вызовами (образовательная политика государства и региона, общественные вызовы) и факторами внутреннего развития школы (концепция, образовательные проекты и программы).

Внешние вызовы

  1. Социальные «вызовы», заключающиеся в востребованности компетентностного образования человека в современном мире. Речь идет о том, что необходимо формирование компетенций, обеспечивающих возможность выбора и самоопределения в ситуациях неопределенного будущего, компетенций эффективного взаимодействия и коммуникации, компетенций профессионализации, социализации. Эти «вызовы» диктуют необходимость перехода школы от выполнения задач передачи прошлого опыта, знаний и формирования способов социальной адаптации подрастающего поколения к выполнению задач компетентностного образования, то есть осуществления таких форм совместной деятельности, которые обеспечивали бы высокую социальную мобильность, личностную зрелость, конкурентноспособность каждого выпускника школы.

  2. Направления модернизации современного образования (Комплексный проект модернизации образования, инициатива Президента РФ «Наша Новая школа», внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения) требуют разработки компетентностно-ориентированного содержания образования, разработки специальных программ, методик компетентностного обучения, реально обеспечивающих формирование деятельностных и коммуникативных компетенций; компетенций проектирования, умения решать задачи, работать с текстом, проектировать совместную деятельность, умение работать в группах, выбирать и определять индивидуальные образовательные траектории.


Анализ ситуации: внутренние причины

Школа расположена в Сайсарском округе, который занимает среди других округов города Якутска 2 место по территории, 3 место по числу жителей и 2 место по количеству частных домов. В микрорайоне школы находится детский центр «Айхал», библиотека им. Маяковского, других учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, театров - не имеется. В округе находятся 4 общеобразовательные школы: МОБУ СОШ № 14, МОБУ СОШ № 20, МОБУ СОШ № 25 и МОБУ СОШ №18.



  1. Соотнесение запросов к школе, как общеобразовательному учреждению микрорайона, и фактических результатов показывают:




Запрос

Положительные результаты деятельности

Проблемы в деятельности, «болевые точки»

Обеспечение здоровья учащихся

  1. Горячее питание школьников;

  2. Диспансеризация школьников;

  3. Спортивные секции;




  1. Рост заболеваемости учащихся, соответствующий общероссийским тенденциям;

  2. В некоторых семьях отсутствует мотивация здорового образа жизни.

Обеспечение занятости детей – запрос: родители, местные власти (гл. образом – правоохранительные)

  1. Занятость детей и подростков в каникулярное время;

  2. Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность;

  3. Оказание помощи семье в воспитании детей, вовлечение родителей в совместную деятельность.

  1. Содержание и цели образовательных программ значительно шире, чем родительский запрос, следовательно, недопонимание родителями значимости данных видов деятельности, недостаточная их поддержка.

  2. Недостаточная инициативность родителей в совместных проектах школы.

Усвоение детьми общеобразовательной учебной программы запрос: родители, органы управления системой образования

1.Рост успеваемости и качества знаний школьников;

2.Программы психолого-педагогического сопровождения одаренных и слабоуспевающих школьников;



3. Программы предшкольной подготовки первоклассников.

1. Большинство родителей не могут оформить заказ на содержание и результат обучения в связи с индивидуальными образовательными запросами семьи и способностями ребенка.

Обеспечение высоких учебных достижений, подготовка к поступлению в ВУЗы запрос: родители, органы управления системой образования

  1. В старшей школе введено профильное обучение;

  2. Ежегодно в школе есть призеры городских, республиканских и российских конкурсов и олимпиад;

  3. От 80 до 90% уч-ся поступают в ВУЗы по окончании школы;

  4. Исследовательские и учебные проекты старшеклассников;

  5. Сотрудничество с ведущими ВУЗами страны (СВФУ им. М.К.Аммосова, Томский политехнический университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана)

  1. Общее количество участников олимпиад относительно общего числа учащихся школы невелико;

  2. Высокие показатели движения учащихся.




Развитие способностей ребенка

запрос: родители, педагоги школы

  1. Предметные кружки, факультативы, спецкурсы;

  2. Интегрированные курсы по отраслям промышленности;

  3. Психологические тренинги;

  4. Расширение сфер самореализации за счет расширения сфер совместной деятельности уч-ся через программу духовно-нравственного воспитания «Культурное наследие народов РС (Я)».

  1. Тенденция снижения уровня познавательных способностей у поступающих в школу детей;

  2. Многие родители недооценивают роль дополнительного образования в развитии способностей детей;

  3. Отсутствие платных образовательных услуг по дополнительному образованию.

Развитие компетентностей учащихся

запрос: педагоги школы

  1. Использование педагогических технологий компетентностной парадигмы (модульное обучение (И.П.Третьяков, Ю.А.Чошанов) и мониторинг качества обучения (Дж. Блум), проектный метод обучения, метод коллективных творческих дел и др.);

  2. Обеспечение вариативности обучения; ( по системе, по языку)

  3. Развитие практики социального проектирования

  1. Недостаточное понимание данного подхода частью родителей;

  2. Стремление родителей получить формальную отметочную оценку успешности их детей.

Развитие самостоятельности и активности учащихся

запрос: педагоги школы

  1. Школьное самоуправление «Шанс»;

  2. Развитие навыков самостоятельной деятельности;

  3. Проектная деятельность учащихся;

  4. Школьные традиции;

  5. Проектный способ организации воспитательной работы

  1. В учебном процессе сфера самостоятельности ограничена учебными проектами;

  2. Недостаточно отработанная программа индивидуальной траектории развития ученика.




  1. 50,4% учащихся – мальчики, что желают выбрать в будущем техническое направление.

  2. 3,9% обучающихся – это дети-инвалиды, дети – сироты и дети, находящихся под опекой.   В школе обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учитываются возрастные особенности школьников, организовано вариативное обучение на начальной, основной и старшей ступени, оказывается психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка этих детей.



  1. Проблематика проекта.

Таким образом, в социальном окружении школы можно выделить следующие проблемы:

1.Микрорайон школы неблагополучен в экономическом, экологическом, социальном, культурном отношении;

2.Существует проблема организации досуга детей и подростков;

3. Растет количество малообеспеченных, многодетных, неполных семей;

4.Множество социальных проблем в семьях;

В этих условиях анализ исследования социальных запросов родителей школы показывает, что они ориентированы не только на получение детьми полноценного, качественного общего образования, но и на получение политехнического образования. Родители ставят на первый план развитие способностей ребенка, особенно во внеучебное время, обучение к труду, организацию трудовой деятельности учащихся, профессиональную подготовку, получение начального профессионального образования, что могло бы способствовать решению проблем с занятостью, профориентацией, с будущим трудоустройством, решением материальных затруднений.

В систему поставлены следующие направления работы:

- профильное обучение ;

- профессиональная подготовка обучающихся по специальностям «Столяр», «Резчик по дереву и бересте», «Ювелир», «Швея», «Водитель легкового автотранспорта категории В», «Парикмахер»;

- профориентационная работа и реализация метапредметной области для 1-11 классов по пяти интегрированным проектам: «Легкая промышленность», «Пищевая промышленность», «Деревообрабатывающая промышленность», «Добывающая промышленность», «Транспорт»;

- воспитательная система школы, которая реализуется по программе «Культурное наследие РС(Я)»;

- создано Некоммерческое Партнерство «Развитие образовательных учреждений с политехнической направленностью», объединяющее 26 образовательных учреждений, 5 центров технического творчества республики, 2 предприятия ООО «Айгуль», Центр предпринимательства малого и среднего бизнеса, 3 кафедры СВФУ им. М.К. Аммосова;

- СОШ №14 им. М.П. Бубякиной является координационным центром Партнерства и Всероссийской программы «Шаг в будущее».

Учитывая особенности социума нашей школы, понимая важность политехнического образования в деле воспитания и социализации личности учащихся, как условие реализации ФГОС, школа ставит перед собой социально - значимую задачу: повышение качества образования, развитие функциональной технологической грамотности и проективных умений учащихся в построении профессиональной карьеры, т.е. способности учащихся быстро осваивать различные технологические средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать свое личностное и профессиональное развитие в процессе построения своей жизнедеятельности, индивидуальной траектории развития.




  1. Философские основания.

Концептуальная идея реализации политехнического образования в условиях действия новых федеральных государственных образовательных стандартов состоит в создании информационно-образовательного пространства внутри школы и в системе сетевого взаимодействия учреждений общего муниципального, начального профессионального образования, высшего учебного заведения как ресурсного центра профессиональной ориентации, подготовки молодежи к трудовой деятельности, социальной адаптации выпускников школ в современных рыночных отношениях.

Политехническое образование и воспитание включает:

  • представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, способах получения и обработки материалов, энергии, информации, социально-техническом проектировании окружающей среды;

  • технологический системный способ мышления.

направлено

  • на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами,

  • на формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии,

  • на развитие профессионального самообразования учащихся,

  • на всестороннее развитие личности.



  1. Психологическая концепция.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница