Проект концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования на 2014-2018 годы



Скачать 308.41 Kb.
Дата05.02.2018
Размер308.41 Kb.

ПРОЕКТ

концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования
на 2014-2018 годы

1. Общие положения
Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы (далее – Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов
и приоритетов органов власти Красноярского края, территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти края, общественных
и общественно-государственных организаций, органов местного самоуправления Красноярского края. Концепция учитывает необходимость обеспечения системного подхода в реализации патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае, а также определение и развитие его основных направлений.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти края, общественных и общественно-государственных организаций при решении задач в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.

Объектом процесса патриотического воспитания и гражданского образования являются граждане Красноярского края. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию предполагает участие всех категорий граждан, однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание и гражданское образование подрастающего поколения – детей и молодежи.

Субъектами патриотического воспитания и гражданского образования являются:

органы государственной власти, включающие в себя федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Красноярского края;

органы местного самоуправления;

семья;

образовательные учреждения всех уровней;



муниципальные и государственные учреждения спорта, туризма и молодежной политики;

муниципальные и государственные учреждения культуры;

научные, научно-методические учреждения;

некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения;

общественно-государственные структуры (региональное отделение ДОСААФ России по Красноярскому краю);

традиционные религиозные конфессии;

Енисейское войсковое казачье общество;

национально-культурные общественные объединения;

социальные службы;

трудовые коллективы, профсоюзы;

органы военного управления, военные комиссариаты;

воинские коллективы;

территориальные органы федеральных органов власти;

средства массовой информации;

иные учреждения и организации.

Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.

Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики.

Для целей настоящей концепции применяются следующие основные термины и определения:

патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленного на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы;

гражданское образование – общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности и демократической культуры личности;

система патриотического воспитания и гражданского образования – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий
по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации;

патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть


до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества;

государственная поддержка патриотического воспитания и гражданского образования – это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы.

С 2001 года в России используется программно-целевой подход
в реализации патриотического направления работы. За этот период были приняты следующие документы:

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 122);

концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол № 2(12)-П 4 от 21.04.2003 года);

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422);

«Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010
№ 134-р);

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795);

указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (Указ Президента РФ от 20.10.2012 № 1416)

В последнее время государство особое внимание уделяет развитию патриотического воспитания. Примеров тому множество: от появления патриотизма в качестве одной из центральных тем президентского послания до создания управления по общественным проектам в структуре администрации Президента Российской Федерации, одной из целей которого обозначается совершенствование государственной политики в сфере патриотического воспитания.

Указы Президента Российской Федерации и Государственные программы по патриотическому воспитанию предусматривают принятие в каждом субъекте Российской Федерации региональных программ патриотического воспитания.

Основной целью государственных программ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Федеральные нормативные документы дали мощный толчок для развития системы патриотического воспитания в России как в программном компоненте, так и в финансовом. Стоит отметить, что с каждым годом все большее внимание уделяется методическому аспекту патриотизма, чтобы нивелировать возможные споры с его терминологическим аппаратом. Так,
в 2010-2013 годах, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, целью образования определено формирование российской идентичности, а понятия «патриотизм» и «гражданское образование» объединены в «гражданско-патриотическое направление воспитательной деятельности», которое называется первым в перечне направлений Федеральной программы усиления воспитательной компоненты в общеобразовательных школах.

Также, наряду с федеральным и региональным стандартом в образовании Министерством образования РФ принято решение о разработке и реализации «Казачьего компонента» в школьном и высшем образовании.

Актуальность разработки концепции обусловлена тем, что социально-экономическое развитие Красноярского края напрямую зависит
от деятельного участия в жизни и развитии Красноярского края всех его жителей. Формирование уважительного отношения к культуре и истории Красноярского края является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Красноярского края.

2. Анализ состояния и основные проблемы развития патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае


С 2001 года в субъектах РФ были приняты первые целевые программы патриотической направленности. В 2008 году в Красноярском крае была принята краевая целевая программа «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края» на 2008-2010 годы (Закон Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1120) (далее – Программа).

По итогам реализации Программы более 26000 молодых человек приняли участие в стартовых событиях, базовых проектах, 1880 человек прошли подготовку в военно-спортивных профильных лагерях, более 7000 человек в возрасте от 14 до 30 лет, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров. В 90 % муниципальных образований края активно работают патриотические клубы и объединения. По данным отчетов муниципальных отделов по работе с молодежью,


на территории края патриотическим воспитанием занимается 200 молодежных клубов и центров, что подтверждает увеличение численности патриотических объединений, клубов, центров более чем на 300%
по сравнению с 2005-2008 годами.

Анализируя динамику развития системы патриотического воспитания


в крае в период 2008-2010 годов, стоит отметить, что основной принцип
её развития носил индуктивный характер и был направлен в основном
на реализацию комплекса мероприятий, а не на создание инфраструктурного компонента. Таким образом, в 2011 году не было создано условий для подготовки новой Программы, поэтому следующая программа была принята только в 2012 году. Не было создано координационного Совета, а также структурного подразделения в виде патриотического Центра, координирующего деятельность патриотической направленности
на межведомственном уровне. Дефицит комплекса методических разработок привел к отсутствию общей краевой концепции патриотической направленности, а также качественного мониторинга и социологического анализа ситуации в области патриотического воспитания
и гражданского образования в крае. Стоит отметить, что реализация базовых проектов Программы дала большой импульс по активизации деятельности патриотических клубов края, сместив их локальную деятельность на краевую интеграцию. Таким образом, Программа явилась базовым инструментом по интеграции локальной деятельности в региональную систему. Реализация Программы способствовала определению базовых направлений, созданию ресурса для дальнейшего развития.

В результате внесения изменений в Программу в 2009 году она стала межведомственной, с 2010 года её исполнителями стали министерство образования и науки края, министерство культуры края, министерство здравоохранения края, агентство печати и массовых коммуникаций края.

Реализация Программы в 2010 году способствовала развитию патриотического воспитания, опыт межведомственного сотрудничества показал, что патриотическое воспитание на программном уровне должно стать комплексным межведомственным процессом, направленным на создание условий для развития системы патриотического воспитания Красноярского края всеми заинтересованными ведомствами.

По итогам реализации Программы в 2011 году по инициативе министерства спорта, туризма и молодежной политики края совместно


с министерством образования и науки края, министерством культуры края, мобилизационным управлениям Губернатора края, агентством печати
и массовых коммуникаций края, региональным отделением ДОСААФ России по Красноярскому краю, Военным Комиссариатом края была разработана новая межведомственной программа «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края» на 2012-2014 годы (далее – Программа) с общим бюджетом 120,00 млн рублей. Цель программы определялась как создание условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края. Совершенствование системы предполагало реализацию тех принципов, которые отсутствовали в Программе 2008-2010 годов, а именно:

  1. Реализация эффективного межведомственного взаимодействия
    в процессе патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края;

  2. Реализация годового цикла работы в области патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края.

Проект Программы на 2012-2014 годы разрабатывался с учетом мнений всех заинтересованных структур по принципу деятельности рабочей группы по составлению долгосрочной целевой программы и был подготовлен
в сентябре 2011 года. В результате секвестрования финансирование Программы было сокращено в 4,5 раза, запрашиваемая сумма в 120,00 млн рублей в итоговом варианте составила 27 680,00 тыс. рублей. Значительная часть задач не была решена.

Существующая в настоящее время система патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае представляет собой реализацию органами исполнительной власти Красноярского края и заинтересованными ведомствами цикла текущих или программных мероприятий в рамках отраслевого бюджета. Основные мероприятия носят традиционный характер и не позволяют сформировать эффективные механизмы развития деятельности в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае характеризуется рядом негативных явлений. К основным из них можно отнести:


  1. низкий уровень знаний по истории Отечества и края, ценностных представлений населения об исторической памяти, незнание истории жизней и подвигов национальных героев;

  2. отсутствие эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан;

  3. отсутствие оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов;

  4. отсутствие эффективной информационной системы поддержки патриотического воспитания и гражданского образования детей и молодежи Красноярского края;

  5. отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.

В декабре 2012 года красноярский центр гуманитарных исследований «Текущий момент» провёл небольшой опрос среди 17-18-летних красноярцев. Было опрошено несколько сотен учеников 11 класса и студентов первого курса (часть из которых сдавала ЕГЭ по истории при поступлении).

Проведенные исследования показывают низкий уровень знания истории Отечества, Красноярского края. Необходимость историко-просветительской работы является приоритетной, так как мало говорить о любви к Отечеству – необходимо знать его историю и культуру. Однако проблематика сохранения исторической памяти задает необходимость ценностного содержания отношения к Отечеству, Родине. Патриотизм как социокультурная ценность отражается в чувственно-эмоциональных и концептуальных аспектах взаимодействия субъекта – патриота и предмета – Отечества на разных уровнях организации социума. С одной стороны, интегрирующая патриотическая идея – это образ Отечества как родовой среды, чувство сопричастности человека к родовой среде. Отсюда необходимость сохранения, развития и защиты Отечества как части самого себя. Поэтому проблематика низкого уровня знания истории Отечества и края рассматривается не в методологическом или социальном смысле, а аксиологическом (ценностном) – уровне формирования сознания, причастности и сопереживания за место и дело, где родился и живешь.

В условиях отсутствия эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан стоит выделить ряд под проблем, отображающих объективные факторы развития системы допризывной подготовки. Во-первых, армия перестала являться имиджевым социальным «проектом», являющимся показателем мужества, а также формированием «полезного» социального, психологического и физического опыта. С одной стороны, в условиях социально-экономических и историко-культурных изменений, смены поколенческих установок на уровне государственного преобразования такой процесс является естественным, с другой – с позиции выполнения конституционного долга, защиты Отечества как фактора социальной ответственности, взросления отсутствие престижа службы
в Вооруженных Силах РФ является показателем непонимания или физической и психологической неготовности молодежи к службе
в Вооруженных Силах РФ. В современных условиях тенденция падения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, рост числа лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, обусловлены отсутствием выстроенной системы допризывной подготовки, когда молодой человек из условий социального и бытового комфорта резко, без возможных элементов адаптации, попадает в абсолютно незнакомые для него условия. До 18 лет подросток не получает соответствующую для военной службы
в Вооруженных Силах Российской Федерации физическую, военно-спортивную, психо-эмоциональную подготовку. В концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе
на период до 2020 года отмечено, что переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

Нивелировать отсутствие престижа службы в Вооруженных Силах РФ возможно путем эффективной и качественной подготовки, максимально вовлекающей молодых людей допризывного возраста, что требует наличия нужного материально-технического оснащения военно-патриотических объединений, клубов, центров, общественно государственных структур.

Потребуется новая система финансирования, разработка нормативно-правовых документов для легитимации деятельности военно-спортивных клубов муниципальных образований края, методическое обеспечение системы допризывной подготовки, эффективного развития военно-прикладных и технических видов спорта, организации учебных сборов старшеклассников, и создание условий для повышения квалификации кадров.

В академическом сообществе и политическом руководстве современной России существует мнение, что именно формирование патриотического сознания – это одно из условий возрождения общества и духовности нации, развития государственности, обращенной к человеку.

По своему содержанию патриотическое сознание как совокупность идей, взглядов, мыслей, теорий, чувств, настроений, эмоций, установок, мотивов, выражающих отношение к своей стране, обусловлено общественной идеологией (системой взглядов, мыслей, теорий), социальной психологией (совокупность господствующих чувств, настроений, установок, мотивов, эмоций) и формами их проявления в виде экономического, политического, правового, нравственного, эстетического и религиозного сознания. Наряду с обозначенными факторами формирования патриотического сознания имеют значение формы деятельности государства и общества в сфере патриотического воспитания и гражданского образования.

Патриотическое сознание обуславливает выполнение личностью, социальными группами своего гражданского долга во всех сферах жизнедеятельности: поддержания престижа и защиты Отечества, достижения благополучия, состояния экологии, здоровья и качества жизни соотечественников, экономического процветания, высокого материального и духовного уровня.

В современных условиях патриотическое сознание переживает кризисное состояние, выражающееся в коммерциализации сознания различных социальных групп, попытках искажения отечественной истории, принижения роли Российского государства в современном мире, хотя именно патриотическое сознание могло бы стать действительно движущей силой преобразований и консолидации социальных сил во имя процветающей и сильной России.

Информационная политика – важный инструмент в формировании государственной, гражданской, региональной и культурной идентичности. В связи с коммерциализацией СМИ патриотическое воспитание не является актуальным направлением и носит только заказной и эпизодический характер, в свою очередь опыт европейских стран, а также США показывает, что СМИ являются и должны выступать мощным пропагандистским инструментом, формирующим образ патриотизма в понятной и доступной форме для различных целевых аудиторий. На сегодняшний день в Красноярском крае нет ни одной телевизионной передачи патриотического содержания, журнала, радио, интернет-портала (кроме сайтов подведомственных учреждений отраслевых министерств, чья деятельность связана с патриотическим воспитанием и гражданским образованием края) и т.д., применяющих современные информационные технологии, способные вызвать устойчивый интерес у детской и молодежной аудитории.

Перспективным ходом может стать реализация крупных проектов по направлению «художественное кино» (фильмы в современных жанрах про великие страницы истории края, а именно: перегоночная трасса «Аляска-Сибирь», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», знаменитые красноярцы, что может стать региональным аналогом федеральным фильмам, таким как «Высоцкий», «Адмирал»), а также проект цикла передач, посвященных героям нашего времени на местных телеканалах, выпуск ежеквартального информационно-методического бюллетеня о деятельности патриотических организаций, событиях, людях для распространения в учреждениях культуры, образования, молодежной среде, в патриотических клубах и организациях.

Для построения эффективной системы патриотического воспитания и гражданского образования необходимо создать эффективный механизм, обеспечивающий организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.

Для решения этой задачи на федеральном и региональном уровнях принято ряд решений.

В составе Администрации Президента Российской Федерации образовано Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам, направленным на совершенствование государственной политики в области патриотического воспитания (Указ Президента Российской Федерации №1416 от 20.10.2012).

Подготовлен проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».

Президент Российской Федерации лично заслушивает Губернаторов субъектов Российской Федерации об исполнении этапов Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 года. Правительство Российской Федерации ежегодно проводит Всероссийские конференции по патриотическому воспитанию, форумы и выставки. При Министерстве обороны РФ создан отдел по увековечиванию памяти павших при защите Отечества.

Решение стратегических вопросов патриотической направленности осуществляется на межведомственном Совете при первом заместителе Губернатора края – руководителе Администрации Губернатора края.

Создан центр военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Красноярского края к военной службе (Распоряжение Губернатора Красноярского края от 06.09.2013 № 428-рг).

Решение организационных вопросов в области патриотического воспитания и гражданского образования является одной из приоритетных задач структурных подразделений отраслевых министерств.

На базе краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Дом офицеров» министерства культуры Красноярского края создан Общественный Совет по патриотическому воспитанию граждан – совещательный орган, в состав которого вошли: Красноярский краевой совет ветеранов, Красноярская региональная общественная организация ветеранов войны и военной службы, Красноярская региональная общественная организация «Ветеранов военно-морского флота», Красноярская краевая общественная организация «Ассоциация сотрудников и ветеранов органов внутренних дел - участников локальных войн и военных конфликтов», Красноярское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Союз десантников» и др.

В настоящее время закончилось формирование Офицерского Собрания – общественного объединения, которое предполагает осуществление просветительной работы среди населения в целях повышения престижа военной службы, воспитания молодежи на боевых и исторических традициях русского офицерства, Вооруженных Сил России, воспитания безупречной офицерской чести и достоинства, общей и военной культуры. В состав Офицерского Собрания вошли представители территориальных органов федеральных органов власти (МВД, ФСБ, ГУФСИН, МЧС, ФСКН, войсковых частей), ветеранских и военно-патриотических объединений.

За время работы учреждения:

организована консультационная, информационно-методическая поддержка организаций, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием населения в области разработки проектов, организации просветительской, культурной деятельности;

организована методическая работа, поддерживающая деятельность некоммерческих организаций в области патриотического воспитания. Разработаны семинары по основным вопросам деятельности общественных объединений для повышения эффективности работы военно-патриотических и гражданско-патриотических общественных объединений.

На базе краевого государственного бюджетного учреждения «Красноярский краевой Дворец молодежи» министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края создан краевой патриотический штаб для организации работы в области патриотического воспитания и гражданского образования в муниципальных образованиях Красноярского края. В 26 муниципальных образованиях края созданы муниципальные штабы с перспективой их появления в 61 муниципальном образовании в течение 2014-2018 годов. Целью деятельности муниципального штаба является создание оптимальных условий для эффективной работы в области развития институтов гражданственности и патриотизма в Красноярском крае.

Основными направлениями работы муниципального штаба являются:

выстраивание работы в области патриотического воспитания с заинтересованными ведомствами (управление образования, отделы культуры, молодежной политики спорта муниципальных образований края, районные отделения военного Комиссариата края, отделения ДОСААФ по Красноярскому краю, структуры территориальных органов федеральных органов исполнительной власти) посредством создания и сопровождения межведомственного Совета;

сопровождение нормативной и финансовой документации; методическое и организационное сопровождение;

помощь руководителям патриотических объединений, клубов, центров в написании проектов, программ развития, положений о проведении мероприятий, подаче заявок, отслеживание и сопровождение проектной деятельности патриотического объединения, клуба, центра;

разработка межведомственных планов работы, стратегических документов актуальных направлений деятельности и т.д.

В образовательном пространстве Красноярского края в настоящее время создана и развивается система патриотического воспитания и гражданского образования, ведущими субъектами которой являются образовательные учреждения дошкольного и общего образования, учреждения системы среднего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, образовательные учреждения системы кадетского и женского гимназического образования.

Система кадетского и женского гимназического образования является одним из важнейшим субъектов патриотического воспитания и гражданского образования.

Кадетское образование в Красноярском крае понимается как особым образом организованная патриотическая и военно-патриотическая деятельность. Учреждение кадетского образования – кадетский корпус – это целостная педагогическая модель патриотического воспитания, понимаемая как:

возрождение российской державности;

государственное мышление, сформированность личной ответственности за судьбу страны, родного края, за свою судьбу;

готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

любовь и преданность малой и большой Родине, чувство чести, добра и справедливости;

лидерская позиция, инициатива и профессиональная успешность;

потребность в творчестве и созидании;

способность жить в коллективе и выстраивать отношения товарищества, взаимовыручки и сотрудничества.

Организационной составляющей педагогической модели патриотического воспитания в кадетском корпусе является военизированная составляющая кадетского образования, которая определяет весь уклад кадетской жизни.

Цель женского гимназического образования – становление благовоспитанной, образованной, деловой, духовно-нравственной культурной женщины с развитой потребностью благотворительности, добросердечной, любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага.

Уникальность кадетского и женского гимназического образования заключается в совокупности реализуемых идей и специфических особенностей, среди которых возрождение ценностей и традиций российских кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий, основанное на изучении исторического опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурном и образовательном контексте.

Сегодня система кадетского и женского гимназического образования занимает лидирующие позиции в системе образования края и Российской Федерации, воспитанники образовательных организаций системы являются победителями конкурсов регионального и федерального уровней. Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Красноярский кадетский корпус» им. А.И. Лебедя вошло в список 500 лучших школ России по итогам рейтинга Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учитывая актуальность педагогической модели патриотического воспитания кадетского корпуса, целесообразно внедрение ее в других образовательных учреждениях.

Также, при Енисейском войсковом казачьем обществе создан и активно занимается патриотическим воспитанием Казачий культурный центр «Казачий боевой острог» - массовый спортивно оздоровительный центр для красноярской молодежи, развивающий как традиции и культуру казачества, так и военно-прикладные виды спорта.

3. Цель и задачи развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае
Целью развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы является содействие развитию институтов гражданственности и патриотизма, расширение представлений граждан о культурном и историческом прошлом России, формирование механизмов становления российской гражданской идентичности, создание условий для формирования конкурентоспособного молодого поколения, способного нести на себе ответственность за будущее своего Отечества.

Задачи развития системы патриотического воспитания Красноярского края на период до 2018 года:

1. Обеспечение оптимальных условий для вовлечения граждан в изучение истории Отечества, краеведческую деятельность, повышения уровня ценностных представлений населения об исторической памяти, уважительного отношения к национальным героям;

2. Объединение усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и общественных объединений для целенаправленной подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формирования ценностных представлений о святости воинского подвига во имя Родины, военной службы как гражданского долга служения Отечеству, священной обязанности, особому виду государственной службы;

3. Создание оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны, формирование у молодого поколения необходимых компетенций для эффективной жизни и работы в своем Отечестве и обеспечение его конкурентоспособности в мировом масштабе;

4. Сопровождение работы по проведению информационной политики, всестороннему освещению деятельности патриотической направленности в средствах массовой информации;

5. Создание механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания в Красноярском крае.
4. Основные направления развития патриотического воспитания
и гражданского образования в Красноярском крае
Реализация основных задач развития патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.

4.1 Деятельность по обеспечению оптимальных условий для вовлечения граждан в изучение истории Отечества, краеведческую деятельность, повышения уровня ценностных представлений населения об исторической памяти, уважительного отношения к национальным героям будет реализовываться по следующим направлениям:

разработка проекта добровольной краевой акции «Я знаю историю своей страны!» (каждый желающий может пройти ежегодное тестирование на знание истории Отечества, края);

организация и проведение тематических исторических выездных палаточных лагерей для молодежи и школьников в летний период (разработка и адаптация инновационных практико-ориентированных технологий, например реконструкция похода Дубенского, воссоздание жизни и быта Енисейского острога и т.д.);

поддержка и развитие проектов, реализуемых краеведческими клубами, клубами исторической реконструкции, на территории Красноярского края;

поддержка и развитие проектов, направленных на увековечивание памяти павших при защите Отечества;

популяризации государственной символики России в Красноярском крае;

информирование населения о деятельности жителей Красноярского края, внесших значительный вклад в развитие края (разработка порядка и принципов по увековечиванию памяти знаменитых красноярцев);

создание центра культурно-исторического наследия Красноярского края;

создание и укрепление позитивного имиджа Красноярского края как территории с богатой историей и событиями, оказавшими влияние на развитие России (подготовка и сопровождение необходимых документов для присвоения городу Красноярску звания города трудовой Славы, съемки фильма по событиям перегоночной трассы «Аляска-Сибирь», участие красноярских дивизий в обороне Москвы, прорыве блокады Ленинграда, пропаганда героических событий обороны о. Диксон в августе 1942 года, трудового энтузиазма строительства Красноярской ГЭС и других масштабных проектов (например, КАТЭК) и т.д.;

строительство культурно-исторической площадки «Краевой парк культурно-исторической реконструкции»;

реализация поискового проекта на территории Красноярского края «Трасса Аляска - Сибирь»;

проведение краевого конкурса учебных исследований школьников и студентов системы среднего профессионального образования, методических разработок педагогов «Мой край: история и судьбы»;

проведение краевого конкурса учреждений общего и дополнительного образования, системы среднего профессионального образования «Программы и проекты гражданско-патриотического образования и воспитания»;

создание музея истории и культуры Енисейского казачества.

4.2 Деятельность по объединению усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и общественных объединений для целенаправленной подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формированию ценностных представлений о святости воинского подвига во имя Родины, военной службы как гражданского долга служения Отечеству, священной обязанности, как особому виду государственной службы, предполагает:

совершенствование механизма проведения учебных сборов с привлечением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (проблема отсутствия нужного количества воинских частей на территории Красноярского края может нивелироваться привлечением ресурса территориальных органов федеральных органов исполнительной власти);

развитие военно-прикладных и технических видов спорта;

улучшение материально-технической базы военно-патриотических клубов муниципальных образований Красноярского края;

организация системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с организациями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление и поддержка шефских связей с воинскими частями (с учетом федерального уровня);

использование опыта работы ветеранских организаций Красноярского края;

создание единого краевого календаря соревнований, фестивалей и конкурсов: военно-спортивные игры, отраслевые соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта, слеты, патриотические фестивали, конкурсы, олимпиады по историко-краеведческим направлениям и т.д.;

разработка и внедрение системы мониторинга состояния физического здоровья с 7-летнего возраста до 18 лет;

организация участия военно-патриотических клубов муниципальных образований Красноярского края в проектах краевого и федерального уровня;

реализация краевого проекта «Пост №1»;

проведение ежегодного фестиваля школьных музеев и клубов патриотической направленности,

организация и проведение краевой военно-прикладной игры для средних специальных и высших учебных заведений «Енисейский меридиан»;

проведение межведомственных мероприятий, направленных на популяризацию Дней воинской славы Российской Федерации и др.

4.3 Деятельность по созданию оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны, формирование у молодого поколения необходимых компетенций для эффективной жизни и работы в своем Отечестве и обеспечение его конкурентоспособности в мировом масштабе предполагает:

разработка открытых коммуникативных технологий, направленных


на изучение общественного мнения, общественных обсуждений (реализация краевого межведомственного проекта «Открытая дискуссионная площадка», создание информационных ресурсов, позволяющих открыто обсуждать различные вопросы в области гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае);

разработка и реализация краевой образовательной программы «Академия дебатов»;

проведение краевой акции «Гражданин России» в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России»;

поддержка проектов, направленных на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии края, развитие собственного потенциала и его реализация на территории края (например, поддержка проведения профессиональных праздников, экологических десантов и т.п.);

обеспечение прозрачности при принятии социально значимых решений власти, учет общественного мнения при разработке программ и планов, использование ресурса общественной экспертизы;

профилактика правонарушений несовершеннолетних, защита их прав (организация и проведение просветительской и образовательной деятельности по профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений Красноярского края, создание профильных классов правоохранительной направленности в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Красноярского края);

привлечение бизнес-сообщества в реализацию ключевых проектов патриотической направленности (создание попечительских советов при реализации ключевых проектов патриотической направленности).

4.4 Деятельность по сопровождению работы по проведению информационной политики, всестороннему освещению деятельности патриотической направленности в средствах массовой информации предполагает:

разработку презентационного пакета для формирования образа Красноярского края как перспективного региона России (информационный фильм, презентационные материалы, полиграфическая и сувенирная продукция и пр.);

совершенствование механизмов информационного взаимодействия органов власти, общественных организаций патриотической направленности, патриотических объединений, клубов, центов патриотической направленности муниципальных образований Красноярского края;

совершенствование механизмов взаимодействия СМИ с общественными организациями патриотической направленности;

создание единой информационной базы данных патриотических объединений, клубов, центров – их сопровождение в информационных


и социальных сетях;

создание инновационных информационных проектов в области патриотического воспитания.

4.5 Деятельность по созданию механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае, предполагает:

совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае;

разработку механизмов изучения проблемы количественной и качественной оценки патриотизма;

разработку и внедрение региональных программ повышения квалификации, информационно-методических материалов для организации работы в патриотических объединениях, клубах, центрах;

повышение квалификации, аттестацию руководителей патриотических объединений, клубов, центров, школьных музеев Красноярского края;

внедрение проблемно-диалоговых технологий в практику преподавания истории и обществознания в системе общего образования края;

проведение культурно-массовых, культурно-просветительных и культурно-досуговых мероприятий, направленных на популяризацию знаний по истории России и Красноярского края;

внедрение и поддержку эффективных современных практик организации культурно-массовых мероприятий, празднование официальных патриотических и государственных праздников;

систематизацию и совершенствование методики форм коммуникации – конференции, фестивали, круглые столы, дискуссионные площадки, лекции и т.д.;

разработку механизмов оценки деятельности патриотических объединений, клубов, центров муниципальных образований Красноярского края;

создание эффективных форм межведомственного взаимодействия
по реализации основных направлений работ в области гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае;

создание краевого календаря гражданско-патриотического образования и воспитания с целью создания информационного пространства


о знаменательных событиях через проекты организации культурно-массовых событий;

формирование баз данных о всероссийских и международных практиках в области патриотического воспитания и гражданского образования;

проведение обучающих семинаров для руководителей ресурсных центров, гражданско-патриотических клубов и организаций в области организации деятельности, коммуникаций и патриотических программ.
5. Основные механизмы реализации концепции
Накопившиеся за последние пять лет проблемы в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае имеют возможные решения только через комплексное межведомственное сотрудничество. В условиях дефицита краевого бюджета необходимо выстраивание системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае в реализации единого комплекса межведомственных мероприятий, направленных на уменьшение риска в дублировании мероприятий, а также единой целевой аудитории.

Основным механизмом реализации положений концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования


в Красноярском крае на 2014-2018 годы является разработка
и реализация программных документов, направленных на содействие развитию институтов гражданственности и патриотизма в Красноярском крае.

Предлагается концентрировать средства и ресурсы по приоритетам с использованием программно-целевого метода планирования. Концепция разработана с целью дальнейшего ориентирования на неё при создании государственных и муниципальных программ по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию.

Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определяться содержанием программ.
6. Ожидаемый эффект и результаты реализации концепции
Реализация Концепции в целом будет способствовать созданию в крае эффективной системы патриотического воспитания и гражданского образования, направленной на содействие развитию институтов гражданственности и патриотизма, расширение представлений граждан о культурном и историческом прошлом России, формирование механизмов становления российской гражданской идентичности, создание условий для формирования конкурентоспособного молодого поколения, способного нести на себе ответственность за будущее своего Отечества.

В результате реализации Концепции ожидается следующий эффект


в разрезе поставленных задач.

6.1 Задача по обеспечению оптимальных условий для вовлечения граждан в изучение истории Отечества, краеведческую деятельность, повышение уровня ценностных представлений населения об исторической памяти, уважительного отношения к национальным героям:

увеличение количества граждан, вовлеченных в изучение истории Отечества, краеведческую деятельность, иных мероприятий патриотической направленности;

увеличение количества мероприятий в области гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае;

увеличение положительной динамики краевого добровольного тестирования различных категорий населения на знание истории Отечества, Красноярского края;

увеличение количества участников краевых патриотических объединений, клубов, центров краеведческой направленности.

6.2 Задача по объединению усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и общественных объединений для целенаправленной подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формирования ценностных представлений о святости воинского подвига во имя Отчества, военной службы как гражданского долга служения Отечеству, священной обязанности, особом виде государственной службы:

количество молодых людей - участников патриотических объединений Красноярского края, прошедших подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе подготовку по техническим и военно-прикладным видам спорта;

снижение процента уклонения молодежи призывного возраста, подлежащей призыву в Вооруженные Силы РФ.

6.3 Задача по созданию оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны, формирование у молодого поколения необходимых компетенций для эффективной жизни и работы в своем Отечестве и обеспечение его конкурентоспособности в мировом масштабе:

увеличение положительной динамики итогов социологических опросов, опросов общественного мнения различных категорий населения относительно выполнения гражданского долга военной службы, уровня ценностных представлений об исторической памяти, знание государственной символики, основных государственных документов, интерпретаций социально-экономических и политических процессов, современного образа России как участника международных отношений;

количество людей, вовлеченных в гражданское образование.

6.4 Задача по формированию целенаправленной работы по проведению информационной политики, всестороннему освещению деятельности патриотической направленности в средствах массовой информации:

количество информационных проектов, направленных на формирование системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае;

количество материалов патриотической направленности, размещенных в печатных и электронных СМИ.

6.5 Задача по созданию механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае:

уровень компетентности специалистов, участвующих в системе патриотического воспитания и гражданского образования края, соответствует целям и задачам их деятельности (количество успешно аттестованных специалистов);

положительные оценки экспертов и профессионального сообщества о качестве, количестве методической и образовательной литературы, информационных материалов для патриотического воспитания и гражданского образования в крае;



доля организаций патриотической направленности, укрепивших материально-техническую базу.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница