Проблемное обучение высшей математике в технических вузах



страница1/10
Дата28.01.2018
Размер0.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ


О.В. Зимина

Московский энергетический институт

105835 Москва, Красноказарменная 14,

E-mail: ZiminaOV@mpei.ru



Введение


Исследования медиков, психологов и педагогов свидетельствуют о том, что качество усвоения информации, уровень овладения учащимися знаниями и умениями существенно зависят от их собственной активности, определяемой уровнем мотивации.

Рост массовости высшего образования и распространение персональных компьютеров являются мощными факторами снижения интереса студентов технических вузов к изучению математики. Задачи, которые предлагаются студентам на занятиях по высшей математике и другим дисциплинам, подобраны так, что для их решения не требуется компьютерной поддержки. Поэтому изучение математических пакетов на занятиях в дисплейных классах не кажется студентам практически важным. Однако такие занятия создают у студентов впечатление, что если им понадобится выполнить то или иное математическое действие, то за них это сделает компьютер. Поэтому изучение многих математических методов тоже не представляется студентам практически важным. В итоге студенты утрачивают интерес как к изучению математических методов, так и к их реализации с помощью компьютера.

В новых условиях особое значение в обучении математике студентов инженерных специальностей приобретают задачи активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, овладения ими системой математических знаний, умений и навыков, стимулирования интереса к предмету, формирования математической культуры. Одним из важнейших средств решения этих задач является проблемное обучение.

В этой статье предлагаются методические решения проблем активизации познавательной деятельности студентов и повышения интереса к изучению высшей математики. Наш подход базируется на известных результатах психологических исследований познавательного процесса вообще и психолого-педагогических исследований проблемного обучения, в частности.

В § 1 представлен краткий экскурс в историю проблемного обучения, цель которого — выяснить, почему методы софистов, Сократа, схоластов оказались невостребованными педагогической системой массового обучения, сложившейся в эпоху Коменского и по существу сохранившей главенствующее значение в современном образовании. В дальнейшем это поможет ответить на другой вопрос: возможен ли сегодня плодотворный синтез этих двух методических систем и как реализовать такой синтез в массовом высшем образовании?

В § 2 обсуждаются психолого-педагогические основы проблемного обучения, роль проблемной ситуации в формировании познавательной потребности учащегося, этапы проблемного обучения и их связь с компонентами учебной деятельности. Принимая во внимание существование определенных различий в педагогических трактовках проблемного обучения (напр., [1–4]), мы, в основном, будем опираться на положения, разработанные А.М. Матюшкиным в [1].

В § 3 анализируются особенности высшей математики как учебной дисциплины в инженерном вузе, наиболее существенные для разработки методов проблемного обучения. Основное внимание уделено роли задач в проблемном обучении математике.

В § 4 анализируются типы и приводятся конкретные примеры проблемных ситуаций на лекциях и практических занятиях, предлагаются способы их выявления при изучении разных разделов курса высшей математики.

В § 5 исследуются особенности проблемного обучения, связанные с тем, что в компьютеризированном обществе объектом обучения является студент, осведомленный о возможностях компьютера и ориентированный на то, что свои учебные и профессиональные задачи он будет решать совместно с компьютером.

В Заключении мы покажем, что проведенное исследование позволяет сделать вывод о возможности инкорпорировать проблемные методы, характерные для индивидуального обучения, в дидактическую систему массового профессионального образования. Этого позволяют добиться новые средства обучения (в первую очередь, компьютер) и новые образовательные технологии, основанные на формировании и использовании единой образовательно-научной информационной среды (ЕОНИС), компонентами которой являются согласованные совокупности печатных и электронных учебно-методических пособий — так называемые предметные учебные коллекции.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница