Проблемные вопросы



Скачать 168.19 Kb.
страница1/6
Дата22.08.2018
Размер168.19 Kb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6


Вопросы к экзамену канд.минимума 2004 г.

(** обозначены более важные вопросы, которые будут встречаться в билетах чаще;



как правило все тексты есть на www.philosophy.ru или www.philosophy.ru/library/katr)

= (1) Что такое философия? Генезис философии. Периодизация истории философии =

  1. ** Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»). Структура философского знания: его основные разделы (при ответе использовать какой-либо текст из списка первоисточников под № 1).

  2. Аристотелевское понимание философии как изучения сущего самого по себе. Специфика «первой философии» по сравнению с физикой и математикой (по тексту Аристотеля «О душе») // Понимание философии как философствования у Канта («Логика», §§1—6; с.427—458). Академическая философия и философия по мировому понятию. Основные вопросы философии.

  3. Генезис европейской философии: от Мифа к Логосу. Мифологическая картина мира в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» и начало философии. Специфика европейской философии по сравнению с индийской и китайской философскими традициями.

  4. Подходы к периодизации европейской философии. Три парадигмы в истории философии: античная, классическая и современная. Философия как выявление трансцендентальных условий (на примере феномена видения дома; факультатив: Какие дополнительные условия необходимы для восприятия (1) «не-красноты (дома)»; (2) «фотографии дома»].

= (2) Онтология. Античность. Средние века. Онтология в ХХ веке. =

  1. Онтология как философская дисциплина. Основные типы онтологии в истории философии.

  2. Проблема Единого — Многого и ее решение в философии Античности. Сравните решения Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (милетцы), Пифагора, Гераклита, Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита (см. «Фрагменты древнегреческих философов» (пер.Лебедева)).

  3. Бытие как первая философская категория. Основные вехи ее осмысления в античности: (милетцы (архэ), Пифагор (число), Гераклит (логос). Учение о Бытии Парменида. Как вводится категория бытия? В чем состоит гносеологический «принцип Парменида»?

  4. Элейская апория против существования мира Многого и ее решение Платоном. Онтология Платона: мир идей и мир вещей («Федон»), механизмы их соотношения (1 часть «Парменида»).

  5. Трактовка бытия у Платона («Софист» + «Парменид»). Различение Бытия и Единого, Бытия и Инобытия. Платоновская система категорий.

  6. Диалектика Единого и Многого в диалоге «Парменид»: основные гипотезы (факультатив: Платоновская (аритмологическая) концепция числа (гип. 2; фр. 143 a—d)).

  7. Философия Плотина. Его учение об Едином (см. его «Эннеады»: V.1 + V.2 // VI.4 + VI.5 // VI.9).

  8. Гилеоморфизм Аристотеля. Учение о четырех причинах. «Категориальная сетка» Аристотеля. Продемонстрируйте знание вопроса на каком-либо примере.

  9. Сравнительный анализ категориальных сеток Аристотеля и Канта (по работам Аристотеля «Категории», И. Канта КЧР, гл. «Категории», Г. Райла «Категории»). Категориальная сетка современной физики.

  10. Различные трактовки понимания вещи в античности: «физическая» вещь Демокрита, «предикативная» вещь Платона, «логическая» вещь Аристотеля.

  11. Боэций: простое и сложное, различение сущности — существования («О благости субстанций»), развитие категориального подхода Аристотеля («О Троице»»).

  12. Общая характеристика Средневековой философии. «Линия» Платона и Аристотеля. Проблема «универсалий»: варианты ее решения (номинализм vs. реализм).

  13. Средневековое понимание вещи: концепция двухсоставности Ф. Аквинского, концепция индивидуальности Д. Скота (по учебнику Н. Мотрошиловой «История философии»).

  14. Что такое вещь? Парадокс корабля Тезея и современные подходы к его разрешению: подход М. Розова (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники), А. Уемова («Вещи, свойства и отношения»), У. Куайна («Вещи и их место в теориях»).

  15. Кантовская трактовка Бытия: почему бытие не является реальным предикатом? Бытие и Ничто: разновидности Ничто у Канта (КЧР, гл. «Об амфиболии рефлективных понятий…»).

  16. «Онтологический поворот» в философии XX века. Трактовка бытия (различение бытия и сущего) у Хайдеггера («Вещь») и различение бытия и основного бытия Х. Ортеги-и-Гассета (его пример с лекционным залом; по его работе «Что такое философия?», гл. 5).

  17. Тезис об онтологической относительности У. Куайна (по статье: «Онтологическая относительность»; факультатив: Что может обозначать термин «гавагаи»?).

  18. Онтология Л. Витгенштейна: «мир состоит не из вещей, а из фактов» (ЛФТ, аф.1–2). В чем специфика (преимущество) этого подхода по сравнению с аристотелевской «вещной» онтологией?

  19. Бытие как «вещь», «свойство», «отношение». Различные языковые трактовки Бытия (см. текст Х. Борхеса «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» + гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа).

  20. Современные трактовки Бытия (текст по выбору: А. Анисов «Типы существования» // У. Куйан «О том, что есть» // Н. Гартман «Старая и новая онтология» // А.Н. Чанышев «Трактат о небытии»).

= (3) Гносеология. Философия Нового времени. Кант. Гуссерль. Современные теории познания. =

  1. Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания в истории философии (можно использовать как справочник: Г. Фоллмер Эволюционная теория познания).

  2. Эпистемологический поворот Нового времени. Проблема первичных/вторичных качеств и варианты ее решения у Локка, Декарта, Лейбница. Канта.

  3. Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию (С. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (Д. Дубровский «Обман» //Приложение «Взаимосвязь знания и незнания»).

  4. Модельная (трехчленная) теория познания. Концепция репрезентаторов М. Вартофского (по статье «Рисунок, репрезентация и понимание» //Его же. Модели; рисунок «тарелка на столе»).

  5. Что такое знание? Его типы и уровни (знание и мнение (Платон); «идолы» разума (Бэкон); истины факта и разума (Лейбниц); априорное и апостеорное знание (Кант); синтетическое и аналитическое знание (Кант)).

  6. ** Концепция анамнезиса Платона (диалоги «Федон», «Менон» (эпизод обучения мальчика-раба). Гносеологическая «линейка» Платона (см. «Государство», кн. VI, VII (миф о пещере)).

  7. ** Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях (трактат «О душе»). Проблема познания общих качеств. Аристотелевский Ум как «форма форм».

  8. Критика классического рационализма и эмпиризма в работе Н.О. Лосского «Обоснование интуитивизма».

  9. ** Рассудочное познание. Структура познавательной (рассудочной) деятельности по И. Канту. (Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; процедуры анализ и синтез; схематизм рассудка (по работам «Критика чистого разума», «Пролегомены…»; + см. Ю. Бородай «Воображение и теория познания»; факультатив: различие «вещи в себе» и ноумена).

  10. Общая схема феноменологической (гуссерлевской) концепции познания. Понятия интенциональности, ноэмы, ноэзиса, эйдетической и категориальной интуиции. Тезис Э. Гуссерля «Назад к самим вещам» и феноменологическая редукция. (основные тексты: Э. Гуссерль Феноменология (статья для Британской энциклопедии) // Р. Ингарден Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля // М.Хайдеггер Пролегомены к истории понятия времени; дополнительные тексты: Ж.-П. Сартр Интенциональность: основная идея феноменологии // В.И. Молчанов Время и сознание // К.А. Свасьян Феноменологическое познание; факультатив: гуссерлевский анализ восприятия мелодии, его учение о протенции и ретенции).

  11. Теория познания К. Поппера, его концепция «трех миров» (по статьям «Эволюционная эпистемология», «Эпистемология без познающего субъекта»).

  12. Интерналисткая и экстерналисткая перспективы в теории познания. Критика «метафизического реализма» (по статье Х. Патнема «Две философские перспективы»).

  13. ** Современные концепции познания (текст по выбору: (1) Основные идеи концепции эволюционной эпистемологии (см. кн. Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания») // (2) Концепция сознания Р.Дж. Коллингвуда (по его работе «Теория воображения») // (3) Основные идеи одной из следующих книг: Р. Рорти Философия и зеркало природы // Н. Гудмен Способы создания миров // М. Мамардашвили Классический и неклассический идеал рациональности).

  14. Знание и язык. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа // Концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа (по работе «Эмпиризм, семантика и онтология») // Семиотический треугольник Г.Фреге («Смысл и значение»).

= (4) Человек. Социум. =

  1. Человек как предмет философского осмысления. Специфика способа бытия человека (по текстам из сам.работы № 1).

  2. Неокантианская концепция человека как «символического животного» (по работе С. Лангер «Философия в новом ключе») // Экзистенциальная трактовка человека (Da-sein и экзистенция М. Хайдеггера; человек как «проект» у Ж.-П. Сартра) // Концепция человека (сверхчеловека) у Фр. Ницше.

  3. Смысл и цель человеческого существования (по текстам из сам.работы № 2). Основные идеи работы Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».

  4. Проблема человеческого бытия (текст по выбору: (1) Понятия «абсурда», «бунта», «абсурдного героя» в работе А. Камю «Эссе об абсурде. Миф о Сизифе» // (2) Подлинный и неподлинный модусы существования в работе Э. Фромма «Иметь или Быть» // (3) Основные идеи работы С. Кьеркегора «Страх и трепет»: человек удовольствия, человек долга и рыцарь веры // (4) Понятие «судьбы» и жизненного исхода в работе Вл. С. Соловьева «Судьба Пушкина».

  5. ** Социум как предмет философского осмысления. Что представляет собой современная цивилизация? (по выбору: (1) Основные положения концепции дисциплинарного общества М.Фуко (по работам М.Фуко «Надзирать и наказывать» + Ж. Делеза «Общество контроля» (статья З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени») // (2) Современное общество потребления: концепция «симулякров» Ж. Бодрийяра (по работе «Система вещей» // основные идеи работы Х.Ортеги-и-Гасета «Восстание масс»).

= (5) Философия и методология науки. Теория физики =

  1. Характеристика современной математизированной науки в работах М. Хайдеггера «Время картины мира» и «Наука и осмысление». Соотношение науки и философии.

  2. Основные идеи работы П.Флоренского «Наука как символическое описание». Общие требования к построению научных (математических) моделей.

  3. Онтологические предпосылки научного знания. Соотношение науки и метафизики (по статьям И.Д. Неважжая «Как можно мыслить бытие в науке?», «Абсолютные существования…; на сайте: http://lib.userline.ru/; === http://lib.userline.ru/4340).

  4. Структура (строение) научного знания (концепция В.С. Степина). Понятие «парадигмы» Т. Куна «научно-исследовательской программы» И. Лакатоса (факультатив: Коллекторские и исследовательские научные программы. Типы новаций в науке. Концепция науки М.А.Розова.)

  5. Концепция науки К. Поппера. Проблема демаркации научного знания. (по статьям «Эволюционная эпистемология», «Три точки зрения на человеческое познание»).

  6. Основные концепции развития науки в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

  7. Что такое наука (физика, научный метод)? (текст современного мыслителя по выбору: Р. Карнап Философские основания физики // М. Бунге Философия физики // Р. Карнап Логические основания единства науки // Р. Карнап Преодоление метафизики посредством логического анализа языка // С. Тулмин Концептуальные революции в науке // П. Фейеребенд Наука в свободном обществе (Против методологического принуждения) // К. Поппер Логика и рост научного знания // Т. Кун Структура научных революций // И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ (Доказательства и опровержения) // В.Ф. Турчин Феномен науки // К. Хюбнер Критика научного разума // Я. Хакинг Представление и вмешательство).

== 50.1 «Кредо» наивного физика и его критика в современной философии науки (по тексту М. Бунге Философия физики)

  1. Наука и математика. Теоретико-множественная современной математики и ее возможные альтернативы (по статье Н. Бурбаки «Архитектура математики» + моя инет-лекция).

  2. Теоремы об ограничительных возможностях формализмов (парадокс Рассела, теоремы Геделя, Тарского, Черча) и их философский смысл.

  3. Сформулируйте основные положения атомистической научной программы античности. Различные интерпретации понятия «атома» у Левкиппа, Демокрита, Эпикура.

  4. Сформулируйте основные положения платоно-пифагорейской научно-исследовательской программы. Каков статус математики у Платона?

  5. Сформулируйте основные положения континуалистской (аристотелевской) научно-исследовательской программы. Особенности «физики» Аристотеля.

  6. Развитие физики в эпоху Средневековья (по книге В.П. Гайденко, Г.А. Смирнова «Эволюция понятия науки» в Средние века»).

  7. Научно-исследовательская программа («физика») Декарта. Декартовская физика и геометрическая интерпретации теории относительности (по книге П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки» ч.2 / «Древнегреческая философия в ее связи с наукой»).

  8. Научно-исследовательская программа Ньютона. Категориальный базис и методология ньютоновской физики.

  9. Научно-исследовательская программа Лейбница. Основные идеи «Монадологии».

  10. Научно-исследовательская программа Канта (КЧР, «Физическая монадология»). Теория физики Канта в «Opus postumum».

  11. Парадигма современной физики (текст//концепция по выбору: Ю.С. Владимиров Метафизика // В. Вайскопф Физика в двадцатом столетии // Д.Бом: интерпретация квантовой механики // К.Поппер Квантовая теория и раскол в физике // Р. Пенроуз Новый ум короля // …)

== Вопросы по первоисточникам ==

  1. Как Вы понимаете фразу Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» (диалог «Апология Сократа») ?

  2. **Платоновское понимание души. Какие аргументы в пользу бессмертия души приведены в диалоге Платона «Федон»? Согласны ли Вы с ними?

  3. Геометрическая теория вещества в диалоге Платона «Тимей».

  4. Основные идеи трактата Аристотеля «Категории». Основные разряды сущего (гл.2), типы сущностей у Аристотеля. Могут ли Единое и Сущее быть наивысшими родами? (см. текст Аристотеля «Метафизика» (кн.2, фр.998в)).

  5. Учение о категориях Аристотеля и ее развитие у Порфирия и Боэция (см «Введение» Порфирия и комментарий Боэция): учение о родах и видах («древо Порфирия»); типы признаков по Порфирию, классификация категорий у Боэция.

  6. Учение о «несообщаемости» личности Д.Скота (см. его текст «О личности»).

  7. Онтологическое доказательство бытия Бога у Ансельма Кентербирийского («Прослогион»). Его модификация у Декарта («Размышления о первой философии», разм.3).

  8. Концепт «cogito» Р. Декарта в работе «Размышления о первой философии». Его учение о «врожденных идеях». Воображение и интеллект.

  9. Основные идеи работы Г. Лейбница «Монадология». Что такое монада? Принцип предустановленной гармонии. Истины факта и разума. Почему наш мир — лучший из возможных миров?

  10. **Интерпретация лейбницевской монады в работе И. Канта «Физическая монадология». Соотношение (мета)физического и геометрического подходов по Канту.

  11. ***Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума». В чем состоит «коперниканский переворот» Канта? Учение Канта о «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас» («Критика чистого разума» // «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»).

  12. ***Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума» (Введение и гл. «Категории»). Основные виды суждений по Канту. «Категориальная сетка» Канта.

  13. *** Доказательство Канта априорности пространства и времени («Критика чистого разума», гл. ««Трансцендентальная эстетика»).

  14. Что значит мыслить? Основные законы логического мышления. Основные максимы мышления по Канту (по работе Канта «Что значит ориентироваться в мышлении?» // М. Хайдеггер «Что значит мыслить?» // Г. Гегель Кто мыслит абстрактно?).


Первоисточники:




  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница