Проблемы становления и развития социального диалога на региональном уровне



страница1/6
Дата28.01.2018
Размер67 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Карелина М.В.

Проблемы становления и развития системы социального партнерства на региональном уровне

(на примере Самарской области).

Одно из важных направлений исследования деятельности профсоюзных организаций фокусируется на процессе формирования регионального уровня системы социального диалога. Учитывая малую изученность данной проблематики, мы попытались, ограничившись рамками Самарской области, составить представление о региональных институтах социального партнерства, прояснить позиции и взаимоотношения всех участвующих сторон, а также разобраться в тех проблемах, которые сдерживают развитие трехстороннего сотрудничества. Были проведены глубинные интервью с представителями администрации, профсоюзов и работодателей, наблюдалась работа областной трехсторонней комиссии, были изучены документы, регламентирующие ее деятельность.



Отдавая себе отчет в существенной специфике Самарской области как достаточно экономически благополучного и относительно бесконфликтного в смысле социально-трудовых отношений региона, мы полагаем, тем не менее, что некоторые выявленные проблемные зоны характерны как для других регионов, так и для общероссийской ситуации в целом.

Формирование системы социального партнерства.

Социальное партнерство, трактуемое как “сотрудничество органов государственного управления (местного самоуправления), наемных работников и работодателей в выработке и проведении согласованной социально-экономической политики на основе учета взаимных интересов и отказа от конфронтации и насилия”1 начинает складываться в Самарской области в 1996 году. С 1994 года в области заключались двухсторонние соглашения между профсоюзами и администрацией, однако, из-за отсутствия представительства работодателей, их эффективность была невысокой, и они имели скорее декларативный характер. Совершенно очевидно, что двухстороннее сотрудничество вряд ли скоро превратилось в трехстороннее, если бы процесс объединения работодателей был оставлен на откуп инициативе снизу. Руководители предприятий области сами эту инициативу не проявляли, а у профсоюзов не доставало рычагов, чтобы повлиять на них. Между тем обострение ситуации в социально-трудовой сфере, связанное с задержками выплаты заработной платы, длительными простоями производства и массовыми сокращениями, объективно требовало срочного включения работодателей в переговорный процесс. Кроме того, на федеральном уровне уже была провозглашена задача развития системы социального партнерства на местах. Поэтому областные власти первыми предприняли шаги по формированию третьей полномочной стороны социального диалога. На специальном совещании представителям более 100 предприятий области было настоятельно предложено создать областное объединение работодателей. Таким образом, исключительно благодаря авторитету областной администрации и губернатора, в конце 1996 года был создан Самарский областной союз работодателей, что позволило в соответствии с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях” сформировать постоянно действующий орган - областную трехстороннюю Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и начать подготовку первого областного трехстороннего соглашения.

Сторонами (субъектами) социального партнерства являются работники, работодатели и государство (муниципальные образования). Их представителями, участвующими в работе областной комиссии, являются: Администрация Самарской области (в дальнейшем - Администрация), Федерация профсоюзов Самарской области (в дальнейшем - ФПСО) и Союз работодателей Самарской области (в дальнейшем - СРСО). На момент исследования (июль-сентябрь 1998 года) Администрация была полномочна представлять в социальном диалоге все население области, численность работающих в народном хозяйстве которой составляло 1 440 000 человек. ФПСО представляла в переговорном процессе интересы 29 отраслевых профсоюзов, 6290 первичных профорганизаций. По данным профсоюзов, федерация охватывала 1 220 тыс. членов профсоюза, включая учащихся ПТУ, техникумов, ВУЗов, пенсионеров, 92% из них работающих. Сторона работодателей на этот же период представляла 198 членских организаций, в которых работало более 250 тыс. человек.

Каталог: russia -> documents
russia -> Содержание курса: 10 класс (105 ч.)
russia -> Принцип адаптивности и "экстремальные" условия С. В. Чебанов
russia -> В конце прошлого века в нашей стране появилось несколько фундаментальных работ по проблемам немецкого романтизма: монографии А. В. Карельского «Драма немецкого романтизма» (Москва, 1992), Д. Л
documents -> Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? Термины «социальное партнерство»
documents -> Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? Термины «социальное партнерство»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница