"Проблемы современного древлеправославного миссионерства."



Скачать 92.43 Kb.
Дата04.06.2018
Размер92.43 Kb.
ТипДоклад

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Доклад к круглому столу "Актуальные проблемы современного старообрядчества" на тему: "Проблемы современного древлеправославного миссионерства."

Содержание.

Вступление.

1. Термин и понятие миссии и миссионерства.

2. Исторические аспекты предназначения церкви Христовой.


3. Актуальные направления реализации миссии РПСЦ.

Заключение.

Вступление.

Сегодня РПСЦ находиться в непривычных для себя условиях свободного вероисповедания. Настоящий период по общественному устройству и по состоянию самой церкви трудно сравнить с исторической парадигмой, которая была до раскола, или во время короткого, но жизнеопределяющего "Золотого века старообрядчества". Церковь вынуждена отвечать на вызовы современного мира, так массовое бегство в леса на данном историческом этапе не представляется возможным. Однако цель и смысл церкви во все времена остается неизменным, некой надвременной и надпространственной константой - это сохранение истинной веры в Бога.

1. Термин и понятие миссии и миссионерства.

Как дает нам Толковый словарь иноязычных слов, латинское слово missio переводится на русский язык как посылка или поручение, глагол же mittere переводится как посылать отправлять, то есть в первом значении миссия - это ответственное задание, роль, поручение. Маркетинговая наука видит в миссии цель и смысл существования организации.

Необходимо заметить, что само слово миссионерство в старообрядческой среде имеет отрицательное значение. Это связано с деятельностью миссионеров новообрядческой церкви, которые не гнушались вообще никакими средствами для борьбы с истинной исконно-православной церковью и для насаждения реформаторской церковной идеологии. Так как это слово пришло с запада, оно может ассоциироваться и с католическими и даже с иезуитскими методами распространения их веры. В связи с этим может возникнуть вопрос о поиске альтернативных терминов и категорий, которыми можно было бы заменить слова, которые разным причинам могут не соответствовать духу нашей церкви. Так как видение на те или иные вопросы в РПСЦ может отличаться от взглядов других согласий старообрядчества, выработка специфической терминологии РПСЦ с опорой на старо- и церковно-славянский и древне-греческий языки так же может стать важным делом в формировании в обществе конкретного мнения и отношения к нашей церкви. Это относится и к термину "старообрядчество", который присвоен нам противниками и не передает смысла веры. Это относится и к широкому определению древлеправославного миссионерства, которое не отражает назначение именно РПСЦ. Например, есть прилагательное, определение исконный, происходящее от древне-русского и старо-славянского искони, то есть существующий с самого начала, с незапамятных времен, всегда; изначальный, извечный, коренной. Очень интересно подчеркнуть , что антонимами являются слова чуждый, привнесенный. Поэтому в данном докладе сочли возможным употреблять термин исконное православие и именно в отношении РПСЦ и ее единства с дораскольной церковью.

В одном докладе невозможно охватить весь спектр конкретных вопросов, связанных с назначением исконно православной церкви. Но все они сводятся к одному – спасению отдельной конкретной личности в церкви, которое достигается через прославление Бога делами. Истинная Христова Церковь и каждый христианин не может не проповедовать, так как непрестанно борясь за спасение своей души, вступает в контакты, как с членами церкви, так и с людьми внешними, хочет он того или не хочет. Отсюда ясно видна та ответственность, которая возложена на христианина, но это есть то, к чему он стремится – быть свободным от греха, свободным во Христе. Но внешняя проповедь предполагает ту или иную степень связи с сознанием человека, принимающего свободу греха, то есть для секуляризированного сознания свобода есть отвержение, не принятие Божественного закона. И поскольку любой человек в той или иной степени склонен ко греху, такие контакты могут быть не безопасны для самого проповедника. Даже при условии правильного, точного понимания догматов и канонов церкви, можно делами и словами своими отвращать людей от веры, даже не замечая этого. И тема эта едва теоретически уловимая, она может быть интересна творческим людям, художникам, поэтам, писателям, ибо проповедь христианская касается тайны человеческой души и действует перманентно в нашей повседневной жизни.

В настоящем докладе мы коснемся некоторых видимых, так сказать внешних, аспектов миссии или назначения исконно-православной церкви, то есть РПСЦ.
Для лучшего понимания вопроса без рассмотрения исторических аспектов назначения церкви Христовой никак не обойтись.
2. Исторические аспекты предназначения церкви Христовой.

Вера христианская среди восточных славян стала особенно распространяться в дни княжения Владимира. В нашем докладе важно обратить внимание на причины, которые подвигли его принять христианство и сделать это исповедание Бога народным. Во-первых, это крепкая непоколебимая вера отдельных личностей, например, таких как первые христианские мученики в Киеве Иоанн и Федор. Отец юношей Иоанна и Федора воспротивился духом язычникам, которые желали принести его сына в жертву и произнес: "Ваши Боги дерево, нынче есть, а завтра сгниет. Есть Единый, Истинный Бог, сотворивыи небо и землю". Другая причина - это системность или целостность, то есть непротиворечивость христианского мировоззрения, способного дать ответ на любой запрос человеческого разума и чувства. Так, князь от греческих послов(миссионеров или проповедников) получил исчерпывающие ответы на свои вопросы, в том числе, почему иудеи рассеяны по всей земле, а иерусалимская земля находится во власти християн. Еще одна причина - это православное Богослужение. Когда наши послы прибыли в Царьград и их привели в храм св. Софии, у них остались неизгладимые впечатления. Шла торжественная служба, храм сиял огнями от свечей и лампад, стройное пение звучало по клиросам. Они рассказывали князю Владимиру: "Мы не знали где пребывали, на небе или на земле, нет на земле другой такой красоты, служба их лучше всех стран. "Немаловажным оказалось и крещение бабки князя княгини Ольги. Подтверждением правильности выбора веры послужило чудо: перед крещением князь ослеп, когда же принял крещение, прозрели очи его, и Василий воскликнул: "Теперь я узнал истинного Бога". Видя это чудо, многие из его окружения крестились. После этого Владимир воодушевился желанием распространять веру, крестил своих 12 сыновей, языческих кумиров стал уничтожать, а сам старался быть образцом христианского поведения - изменился нравом, отказался от многоженства, творил дела милосердия. Из сказанного можно увидеть, что процесс становления верующей православной личности есть нам недоступная тайна и включает в себя множество составляющих элементов и имеет протяженность во времени и не заключается во внешнем крещении лишь по форме, но есть прежде всего изменение образа жизни, так как образ связан с внутренним невидимым духовным содержанием.

Для всей дораскольной Руси характерно то, что особенное рвение в деле насаждения и взращивания веры христовой проявляла власть, сперва княжеская, а затем и царская. В Киеве было открыто первое училище духовного просвещения при церкви св. Василия. Князь Ярослав продолжил дело просвещения Руси. Создается своебразное русское православное зодчество. Сохранившиеся храмы того времени восхищают своей строгостью, величественностью, простотой и красотой. Князь любил читать и заботился о просвещении населения. В Новгороде открыто большое училище для мальчиков. При Киево-Софийском соборе создается книгохранилище. Иностранцы поражались культурным развитием Руси и величием русских соборов: Софией Киевской, Софией Полоцкой, Софией Новгородской. Богослужебные книги были переведены на славянский язык. Под покровительством Ярослава созидались многочисленные монастыри. Христианство все шире и глубже входило в народную массу. Христианская вера стала той силой, вокруг которой созидалась единая страна. Христианство изменило души, сделало их по-христиански сострадательными, мягкими к людям и твердыми в вере.

Невозможно переоценить роль монастырей в деле укрепления и распространения веры. Неустанными трудами иноков был заселен дикий и непреступный север.

При монголо-татарском нашествии огромное значение в утверждении и распространении веры, так же как в не крещенной Руси показали подвиги мучеников. Это была проповедь делом.

После падения Константинополя самой заветной и священной обязанностью каждого русского христианина стала "сохранить наследованную от предков веру во всей её чистоте"- это и была и есть миссия.

В деле выполнения этой архиважной задачи необходимы духовный опыт и книжное образование. Старообрядцы продолжили традиции дораскольной Руси в деле интеллектуального развития с целью защиты веры от ересей.

Известные старообрядческие духовные центры являют нам образец духовной образованности вкупе с искренней верой.

Поскольку нынешний период в каких-то моментах схож с "Золотым веком старообрядчества", здесь уместно сказать об истории создания старообрядческого учительского института.

Так как открыть чисто духовный институт не позволяла власть (духовное ведомство), необходимо было создать из института совмещенное учебное заведение, которое давало бы, с одной стороны, образование учительского института, а с другой стороны, богословское образование. Молодой человек А.С. Рыбаков(27 лет), совместил две программы, взяв за образец программу Московского Государственного Университета и Московской духовной семинарии.

Несмотря на трудности, в 1912 году институт был открыт, приняв на обучение 30 человек. Были вложены огромные деньги и привлечены очень серьезные люди. Финансировали это очень узкий круг меценатов, по сути двое: М.С. Кузнецов и П.С. Рябушинский. Но у них было очень мало времени, не было опыта, не было преподавателей. Среди преподавателей из семи было четыре старообрядца, два никонианина и протестант. Но они пытались сделать все возможное для развития образования. Понимали, что если люди уходят в никонианские учебные заведения, то есть большая опасность, что они там и останутся. Нужно создать в противовес свое учебное учреждение, чтобы можно было получать образование в старообрядческой среде. Противодействующие силы, Первая мировая война, революция сказались не только на судьбе института, но и всей церкви.

Те трудности, с которыми промыслительно сталкивается наша церковь, в том числе и в деле образования, свидетельствуют о верности данного направления, так как благое дело не угодно противящимся Богу.

Поэтому следует подчеркнуть ту ответственную задачу, миссию которая возлагается на преподавателей, а особенно на студентов нашего духовного училища. Эта задача, поручение - своим поведением, тягой к знаниям, стремлением послужить Богу сделать явной важность развития духовного образования, стремиться стать для общества примером, образцом, практическим воплощением христианских ценностей, по слову И. Златоустого - если бы мы все были христианами как должно, то не осталось бы ни одного не верующего.

3. Актуальные направления направления реализации миссии РПСЦ.


1. Сохранение духовного православного опыта, выработанного в процессе характерных для истинной церкви гонений и попыток ее уничтожения. Для этого требуется предельная, свойственная исконной вере осторожность, особенно в миссионерской деятельности, так она связана с неизбежным взаимным влиянием церкви на не православное окружение и соответственно секуляризированного мира на сознание христиан.

2. Развитие сферы исконно-православного духовного образования.

3. Обоснование для общественности истинности РПСЦ (в частных контактах и в СМИ).

4. Деятельность по созданию новых общин РПСЦ.

5. Возрождение монастырской жизни в её полноте.

6. Расширение издательской, переводческой деятельности и дела книгопечатания.

7. Поддержка в деле сохранения и оттачивания мастерства знаменного пения, его местного, общинного своеобразия.

8. Стимулирование развития канонической росписи, иконописи и реставрационной деятельности.

9. Общее стремление к снисходительному, но в тоже время относительно строгому отношению к не имеющим понятия о вере, но стремящимся к ней, по слову: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».

10. Осуществление контроля за информацией в сети, имеющей отношение к церкви.



11. Принятие мер по возрождению сельско-хозяйственной, фермерской( коллективной и частной) деятельности, основанной на православных ценностях молитвы, труда и честности.
Заключение.

Таким образом, перед нами отрывается обширное поле для деятельности во славу Божию и каждый христианин может найти для себя ту сферу, где его миссия делом и словом будет наиболее эффективной. Из сказанного можно заключить, что нашу исконно-православную церковь на пути реализации своего предназначения поджидает множество явных и скрытых трудностей и опасностей, но мы верим, что силой Божией наш корабль церковный придет к назначенной Спасителем цели.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница