Проблемы и Тропы к Евангелию в Мире Постмодернизма: Апологетические подходы к Благовестию



Скачать 147.5 Kb.
страница1/4
Дата15.03.2018
Размер147.5 Kb.
  1   2   3   4


Проблемы и Тропы к Евангелию в Мире Постмодернизма:
Апологетические подходы к Благовестию


Давид Гайслер (www.meeknessandtruth.org)
Сергей Ли.


1. Вступление

Я бы хотел предложить подход более эффективного использования Христианских обоснований (апологетических элементов) в благовестии в ситуациях с более скептически-настроенными в отношении религиозной истины. Джоан Осборн написала песню о Боге и назвала «Один из нас». В этой песне есть строчка, которая особенно раскрывает факт человеческого неверия в отношении Бога. Она гласит «Если бы у Бога было лицо, то каким бы оно было, захотелось бы вам увидеть его, если бы это значило верить в небеса, в Иисуса, святых и всех пророков.» 1


Данная песня иллюстрирует важную идею, в общем, люди не отвергают Христианство на основании недостаточности доказательств, но потому, что следование за Христом всегда будет всегда им чего-то стоить. Они не желают принять истину потому, что осознают необходимость перемены образа жизни. Иисус подтверждает эту идею в притче о богаче и Лазаре (Лука 16:31) «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Однажды у меня получился очень серьезный разговор с одним выпускником по вопросу религии в веры в Бога. Он сказал мне «мне будет трудно поменять свое мировоззрение в пользу веры в Бога, потому что тогда я должен буду признать неправоту своего мышления, но моя гордость слишком велика, чтобы позволить такое.» Апостол Павел прояснил это в Рим 1:18-20. Согласно этому каждый на основании наблюдения за творением имеет свидетельство о Боге, но подавляет это свидетельство.

Но, признавая это, мне кажется, существуют достаточно хорошие причины, согласно которым нам следует обладать знанием об обоснованиях Христианства (апологетики). В контрасте мышлению некоторого круга людей, апологетика не является искусством вежливого извинения. Термин с греческого языка берет свои корни в апологии, термин в 1 Петра 3:15 и относится к разъяснению веры или ответу. Этот термин юридический и описывает действие адвоката, защищающего своего клиента. Апологетика – это предложение обоснований и причин Христианской истины и которые являются убедительными с интеллектуальной точки зрения.


Однако, помимо знания апологетики как предмета, нам следует лучше понимать каким образом апологетика может быть частью процесса благовестия. Почему, заглянув в Христианский книжный магазин и увидев массу различной литературы о благовестии и апологетике, малое количество посвящено использованию апологетики в благовестии? Возможно, одна из причин – незнание Христианами в какой момент следует пользоваться апологетикой или при каких обстоятельствах процесса благовестия? Истина в том, что просто преподнесение обоснований в пользу нашей веры не будет достаточным, чтобы изменить точку зрения тех, кто довольствуется собственной верой. Для примера, Лука в Деян 28:23-24 показал, что хотя апостол Павел настойчиво отстаивал Мессианскую природу Христа перед Иудеями, некоторые все равно не уверовали.
Однако, совершенно допустимо существование тех, кто имеет разумные вопросы в отношении веры и чувствует, что не получил удовлетворяющих ответов. Данные не отвеченные вопросы могли внести свою лепту в отвержение Христианства. Поэтому, нам необходимо осознавать в какой момент следует пользоваться апологетикой в презентации Евангелия. Нам необходимо учиться развивать сбалансированный подход в использовании апологетики в процессе благовестия.
В отношении вопроса использования апологетики в благовестии существует не только необходимость уравновешенного отношения, но ее больше в сострадательных людях. Мы по-настоящему нуждаемся в сострадающих апологетах, способных убеждать людей в истинности Христианства, и делать это кротко (мягко и уважительно 1 Петра 3:15). Апостол Павел не стыдился говорить истину, однако совершал это с великим состраданием к потерянным. Деян 17:16-17 утверждают, что в тот момент, когда Павел ждал Силу и Тимофея в Афинах, он кипел от негодования, видя перед собой наполненный идолами город. Таким образом, он размышлял в синагоге, общаясь с Иудеями, Эллинами, почитающими Бога, и теми, кто находился на рынке. Дух Павла был настолько обеспокоен всей ложью, что это побудило его говорить и бросить вызов их мыслительному процессу. Апостол Павел в 1 Кор 9:22 говорит «я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых.» Ничто не могло быть достаточно большой жертвой для него, потому что он глубоко беспокоился о людях. Таким же образом, нам следует настолько беспокоиться, достигая людей для Христа, чтобы мы желали помочь им преодолеть любое интеллектуальное препятствие, удерживающее их от принятия Христа.
Я не только утверждаю, что вам и мне следует обладать некоторым знанием апологетики или помнить о ее важности. Я также утверждаю, что существуют практические причины, согласно которым вам и мне необходимо учиться тому, каким образом лучше пользоваться апологетикой в ситуациях благовестия.

2. По какой причине существует необходимость в апологетическом подходе в благовестии?
По причине того, в каком мире мы живем:
По причине того, в каком мире мы живем сегодня, осознаем насколько более затруднительным стало благовестие с нашими друзьями не Христианами или знакомыми. Мы живем в мире, характерном сокращением нравственных абсолютов, склонностью к скептицизму (особенно религиозному) и безразличию к истине. Как результат, в нашей истории еще не наступал такой период, когда бы мы не испытывали большей необходимости облечься в новые меха (Мф 9:17), особенно в свете трудностей благовестия в новом тысячелетии. Сегодня еще важнее, чем когда-либо учиться более эффективному использованию апологетики в процессе благовестия, особенно по отношению к тем, кто отвергает веру в Бога, испытывает безразличие или проявляет открытый скептицизм к утверждениям Христа.


  • Отвержение нравственных абсолютов

Песня Шерил Кроу, Каждый День – Извилистая Дорога, делает вывод мировой философии жизни: «в эти дни допустимо все». Мы живем в мире отличном, от мира наших родителей – мир, с совершенно другой системой ценностей. К сожалению, мы очень быстро оставляем те нравственные ценности, которые составляют наш общественный строй. Данное отвержение нравственных ценностей привело к глобальным последствиям в отношении нашей эффективности в благовестии. Культурный антрополог Джин Вейс указывает, «тяжело провозглашать прошение грехов людям, которые верят, что нравственность относительна, и грехов нуждающихся в прошении нет.» Он также продолжает «концепция абсолютной истины отвергается не безумным маргиналом, но ее отвергают две трети Американцев».2 Христианский философ и апологет Д.П. Морланд говорит «по мере нашего приближения к 21 веку, не требуется большой учености, чтобы заметить факт затруднения всей нашей культуры. Мы всматриваемся в дуло заряженного пистолета, и более уже не можем позволить вести себя так, как будто он заряжен холостыми».3

Если Бог не существует, тогда позволительно все. К сожалению, убедительное мировоззрение привело к серьезным последствиям в нашем обществе. Газеты ежедневно напоминают нам о всех болезненных последствиях нравственного релятивизма. Это также затруднило благовестие по отношение к тем, кто в это верит. Как результат, нам, возможно, следует защищать наше представление абсолютной истины и разъяснить яснее, почему мы верим в истинность Христианства и ложь других религий. Возможно, нам также следует разъяснить яснее, что согласно словам Христа как пути и истины и жизни в Ин 14:6, Иисус не говорил о себе как об одном из путей, но как единственном пути к Богу.


  • Скептицизм нашего общества

Мы также живем в мире, который прогрессивно становится более скептическим в отношении вопроса познания объективной истины, особенно религиозной. Данный скептицизм особенно превалирует в академической прослойке и создает проблемы в момент нашего свидетельства. Методы свидетельства, которые действовали 20-30 лет назад не так эффективны, отчасти потому, что многие становятся более скептическими в отношении законности знания религиозных истин. Об этом говорится в 1 Пар 2:32, когда люди Иссахара были теми, кто понимал времена… и знали, что им следует делать. Отчасти, понимание времени, в котором мы живем, означает реализацию того, что люди не воспримут наши слова за истину, особенно в отношении религиозной истины. Существует склонность в современном отношении, что если нечто нельзя доказать, используя научные методы повторяющихся наблюдений, следовательно, это не истинно или пути доказательства истинности не существует. Как результат, возможно, нам следует больше сосредоточиться на пред-евангелизационной работе в этом новом тысячелетии, чем в предыдущем.

К сожалению, данное скептическое расположение привело многих даже усомнению знания, согласно которому утверждаемое об Иисусе действительно имело место 2000 лет назад. Для примера, после свидетельства выпускнику и приведения свидетельств воскресения Христа, он сказал «Если бы я жил во время Христа, я бы мог принять решение в отношении Его личности, но ведь это было 2000 лет назад, следовательно, делать определенные выводы мы более не в состоянии».
В общем, люди времени Иисуса не обладали тем типом трудностей, которые имеем мы, живущие 2000 лет спустя в вопросе веры во многие детали Нового Завета, которые фиксировали авторы, описывающие жизнь Христа. В тот период времени, даже не-Христианские авторы признавали, что Христос совершал чудеса.4 В самом деле Лука предлагает нам очевидность событий-чудес, окружавших жизнь, что было очевидно даже для неверующих (Лука 24:18, Деян 26:25-26). Например, в Луке 24:18, два ученика шли со Христом по дороге в Эммаус, хотя и не распознали Его. По мере их обсуждения пустой гробницы, Иисус задал им вопрос. В результате, один из учеников ответил Иисусу «Разве ты единственный, пришедший в Иерусалим и не знающий о происшедшем?» Они пытались указать, что нужно жить где-нибудь на куличках, чтобы не знать о произошедшем в Иерусалиме в те дни. Это не были вопросы, с которыми ученикам и апостолам приходилось иметь дело. В действительности, многие, слышавшие благую весть, уже верили в теизм (Бога). Они также верили, что нечто сверхъестественное имело место благодаря пустой гробнице. Это знание было общим.
В настоящее время величина барьера для неверующих намного больше, чем во время Иисуса. Проблематичным является вопрос: «Познаваема ли истина вообще, даже если существует?» В действительности, есть люди сегодня, которые даже отвергают возможность познания таких исторических истин как уничтожение людей, хотя еще есть пережившие нацистские лагеря.5



  • Безразличие к истине

Существует не только отвержение истины и нравственных абсолютов даже таких как глубокий скептицизм, но также и безразличие к истине в общем. В результате, некто утверждает «прекрасно, что вы верите в эту истину», или «прекрасно, что для тебя это действует, но для меня нет и не имеет значения.» Определенно это может быть истинным для вас, но не для меня. 6 Например: один выпускник сказал мне: «я согласен, что религия хороша для общества... но ее суть не так важна. Лучше если люди верят, чем не верят вообще. После моего возвращение в США, я обнаружил, что верующие в Бога, как люди, в общем лучше, чем неверующие. Но это к вопросу существования Бога отношения не имеет. Это тип социальной психологии.» Однако, как указывает Павел в 2 Тим 4:3-4 «наступит время, когда они не будут внимать словам здравого учения, и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы.» Я верю, что нравственный устрой нашего общества распадается все больше и больше, и нам необходимо сосредоточиться на работе до благовестия, чтобы заслужить внимание в этом новом тысячелетии.


Помочь понизить интеллектуальные барьеры для проникновения Святого Духа в сердца
Важно не только развивать апологетический подход из-за природы мира, в котором живем, но чтобы и понизить интеллектуальные барьеры, чтобы Святой Дух мог проникнуть в сердца и раскрыть фундаментальное предубеждение к Евангелию. Иногда затруднительно признавать существование предубеждений. Это не удивительно, так Иеремия 17:9 «лукаво сердце человеческое более всего, и крайне испорчено, кто узнает его?» И действительно, существуют периоды в нашей жизни, когда все из нас испытывают затруднение в признании того, что в реальности имеет место. Следовательно, возможно, что и некоторые из наших друзей не Христиан и знакомых временами сознательно или подсознательно скрываются за стенами интеллектуальных стен, нежели чем признают истинность Христианства. В результате, нам, возможно, необходимо мягко удалить некоторые из этих интеллектуальных барьеров в отношении неверующих скептиков, перед тем как они серьезно воспримут утверждения Христа. Возможно, что наши друзья не Христиане могут иметь интеллектуальные вопросы, которые не получили удовлетворительного ответа. Именно поэтому важно помочь им найти ответы, которых они ищут.
Однако, помните, что, даже предоставляя ответы на интеллектуальные вопросы, подобное может указать на другие моменты, которые даже превосходят барьеры веры во Христа, на которые также необходимо ответить. Например, мне припоминается разговор с иностранным студентом выпускником о доказательствах Христианства. Через некоторое время, он, наконец, признался, что не имел других интеллектуальных вопросов, препятствующих вере во Христа. Однако другим значимым для него барьером стал следующий: «Что означает иметь личные отношения с Богом ежедневно?» Таким образом, удаление этих интеллектуальных барьеров в вере во Христа, вам, возможно, представится возможность обнаружить другие нужды или предмет беспокойство, удерживающие их от принятия Христианства.
Библия учит нас, что нам следует отвечать ясно тем, кто формирует свои размышления, не имеющие твердого основания. Апостол Павел говорит, что нам следует ниспровергнуть замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Бога (2 Кор 10:5). Данное не означает, что нам следует отвечать на все, беспокоящие их вопросы перед тем, как рассказать о Христе. Это может, однако, означать, что нам будет необходимо помочь им сделать некоторый прогресс в отношении некоторых интеллектуальных вопросов, перед тем, как они серьезно рассмотрят теизм и Христианство. В отношении некоторых, нам понадобится удалить интеллектуальные барьеры веры во Христа, перед тем как они рассмотрят более глубокие духовные вопросы, с которыми им предстоит бороться. Это называется пред евангелизмом. Например, одному студенту, с которым я работал, потребовался целый год продолжительного диалога в вопросе мировоззрения, чтобы сдвинуть его из закрытого атеиста в открытого теиста. Однако, во всем требуется определенная степень тонкости, поскольку для некоторых это всего лишь выдвижение дымовой завесы!

Одновременно с этим важно помнить, что в процессе удаления барьеров неверия в Бога у наших друзей не Христиан, Библия говорит, что Сатана стремится искажать истину, чтобы не Христиане не могли ее видеть. 2 Кор 4:4 говорит «бог мира сего ослепил их умы к неверию, так чтобы они видели евангелие света славы Христа, который и есть образ Бога.» Наша задача – помочь им ясно видеть истину Христианства и затем пригласить их довериться Христу.


Библейское основание
Для некоторых Христиан это станет предметом удивления понять, что апологетика и благовестие в Новом Завете идут рука об руку (Мф 4:23; Ин 5:36, 10:37-38, 20:30-31; Деян 9:22, 14:1, 17:2-3, 26:28-29, 28:23). Библия показывает, что как Иисус, так и ученики использовали обоснования для вдохновения других верить во Христа. Иисус демонстрировал свою сверхъестественную силу для доказательства своей мессианской природы (Ин 5:36). Апостол Павел также пользовался доказательствами для убеждения как Иудеев, так и Эллинов в принятии Христа. В Деян 28:23, целью Павла было помочь неверующим Иудеям увидеть, что жизнь и смерть Иисуса являются исполнением ВЗ Писаний, то, что они уже принимали за истину. Деян 28:23 говорит «и, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу, и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божьем, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков.»
Следовательно, по мере нашего исследования НЗ, мы видим, что апологетика и благовестие идут рука об руку. Теперь, если Иисус и апостолы ощущали необходимость предлагать объективные обоснования совместно с проповедью Евангелия, насколько больше это справедливо и по отношению к нам, в контрасте нашему личному свидетельству работы Христа в нашей жизни? Это особенно истинно в тот момент, когда мы стремимся достичь тех, кому вообще трудно поверить в возможность объективного познания истины.
Следовательно, вопрос может быть сформулирован заново, «Почему мы чаще не пользуемся апологетикой в благовестии? Еще одна причина может заключаться в том, что также как некоторым свойственно иметь неправильное представление о благовестии, таким же образом может существовать неправильное представление о том, каким образом апологетика и благовестие в действительности могут сотрудничать.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница