Проблемы философии высоких технологий



Скачать 156.22 Kb.
страница1/5
Дата09.03.2018
Размер156.22 Kb.
  1   2   3   4   5

Серёдкина Е.В.

к.филос.н., доцент Пермского государственного технического университета


ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Высокие технологии (Hi-Tech), опирающиеся на самые наукоемкие отрасли промышленности, проникают все больше в «тело» социума и культуры. Разработки в сфере IT, биотехнологий, искусственного интеллекта и антропоморфных роботов размывают доселе четкие границы и нормы научного исследования и порождают новую онтологию и глобальные «узлы коммуникаций». Современный технологизированный мир снимает прежнюю полярность философской дихотомии субъект/объект и требует новой «распаковки смыслов» понятийной сетки из области Hi-Tech.

Современная философия науки и техники должна вобрать в себя основные технологические достижения постиндустриальной цивилизации, а индустрия Hi-Tech, в свою очередь, должна двигаться в сторону максимальной «философизации». По большому счету, речь идет о становлении новой хайтековской философии (Philosophy of Hi-Tech), проблемное поле которой формируется в первую очередь в точке пересечения (взаимодействия) биосоциального и технологического, организма и механизма, инновации и традиции. Именно на этом «перекресте» сегодня разрабатываются альтернативные онтологии и эпистемологические модели, расширяются аксиологические и моральные горизонты.

И действительно, если «хайтек»-индустрия представляет собой сегодня высшую ступень научно-технического прогресса, то логично предположить, что современная философия науки и техники должна выступать в виде Hi-Tech Philosophy. Объектом ее изучения является не только феномен современной техники и «высоких технологий», но и сущность хайтековской реальности. Говоря о сущности хайтековской реальности, мы имеем в виду то, что ее технические характеристики как бы «растворяются» в социальном и гуманитарном контексте. По большому счету, любые технические объекты и явления принадлежат не только миру природы, но и миру человека. Хайтековское Da-sein (Тут-Бытие) тем более наполнено человеческим присутствием, поскольку главный вектор развития научно-технического прогресса начала XXI в. направлен в сторону интервенции технологического в биосоциальное. Выступая в качестве формы и активного агента бытия, «хайтек» существенно трансформирует и изменяет содержание прежних традиционных философских проблем и вопросов.

С методологической точки зрения, новую философию «хайтек» необходимо рассматривать с двух позиций: 1) при помощи системы фундаментальных универсальных философских понятий (бытие, реальность, материя, деятельность, сущность и существование, возможное и действительное и др.); 2) в рамках специализированной понятийной сетки (техника, технологии, техносфера, высокие технологии, НТП, информационная цивилизация, техническое сознание и др.).

В структуре философии «хайтек» мы предлагаем выделять горизонтальный и вертикальный уровни. Горизонтальный уровень предполагает «кластерную» дифференциацию, т.е. выделение внутри «высоких технологий» приоритетных наукоемких отраслей, которые вместе и по отдельности должны стать предметом философского анализа. Мы выделяем пять таких кластеров: информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, искусственный интеллект и робототехника. Вертикальный уровень связан с выделением внутри каждого кластера философских разделов, прежде всего, онтологии, гносеологии, антропологии, этики, социальной философии, философии образования и аксиологии.

В данной работе мы не претендуем на фундаментальную разработку онтологических и эпистемологических схем ИТ-кластера в составе философии «хайтек». Наша задача гораздо скромнее – анализ информационно-коммуникационных технологий в социокультурном, прежде всего, образовательном контексте.

Общеизвестно, что на рубеже XX и XXI вв. в обществе произошли существенные изменения благодаря широкому распространению средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые затронули также и систему образования. Сегодня можно уже с уверенностью говорить не просто об информационном обществе, а информационно-коммуникационном обществе (ИКО). Другими словами, речь идет о более высокой ступени развития социума, технологическая составляющая которого влечет за собой трансформацию общественного и индивидуального сознания.

Что такое информационно-коммуникационное общество? В чем его принципиальное отличие от информационного общества? Суть можно выразить в следующей емкой формуле: информационное общество было создано на базе Web 1.0, а фундаментом ИКО является Web 2.0. Это… «общество, в котором произошло слияние компьютерных наук с информацией и коммуникацией, где любое слово, еще только написанное, уже обзаводится невидимыми и нематериальными знаками, что, в конечно счете, ведет к появлению новой цивилизации – цивилизации знания и информации».1

Включение в образовательный процесс информационных коммуникационных и аудиовизуальных технологий (ИКАТ) вынуждают нас принципиально переоформлять и переосмысливать окружающий мир. «Можно сказать, что скоро заканчивается меловой период в истории культуры и образования, на смену ему приходит эпоха концептуально новых цифровых устройств и технологий».2

В гуманитарном российском сообществе сегодня интенсивно обсуждается вопрос о «технологичности» в гуманитарной сфере. Образование, как почти и все социальные процессы, хотим мы этого или нет, все больше становится объектом технологического воздействия, а ИТ технологичны по определению. Сегодня вопрос заключается не в том, использовать или нет новейшие образовательные технологии, а в том, как сохранить нравственные, этические, аксиологические принципы культуры в формулируемых целях образования, становящегося технологичным, т.е. жестко контролируемым и, соответственно, управляемым. Именно это проблемное поле и обусловливает




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница