Проблемы этоса науки в научном сообществе Русского Зарубежья 1920 – 1930-х гг



Скачать 29.82 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер29.82 Kb.
ТипРеферат
  1   2


Проблемы этоса науки в научном сообществе Русского Зарубежья 1920 – 1930-х гг.
Наумова Ольга Геннадьевна
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
E-mail:
rouge888@gmail.com


Введение
Современный этап в изучении научной эмиграции - время теоретического осмысления проблемы, интенсификации исторических исследований науки Русского
Зарубежья как комплексной темы междисциплинарного характера. В числе наиболее важных вопросов остаются особенности развития гуманитарных наук в условиях эмиграции, специфика социального института науки, проблемы адаптации ученых, сохранения и воспроизведения традиций русской науки за рубежом, ее взаимодействие с мировой гуманитарной мыслью, динамика духовных ценностей интеллигенции в изгнании, а также проблемы методологии.
В русле этих задач лежит исследование ученых-гуманитариев Русского Зарубежья как научного сообщества, под которым понимается «сообщество ученых, локализованных на определенной территории и связанное общим научным этосом» (Е.
Г. Водичев, Н. А. Куперштох). Согласно данной концепции, «исследование этоса науки следует рассматривать в контексте анализа системы принятых в научном сообществе представлений, норм поведения и отношений применительно как минимум, к трем явлениям. Первым из них является непосредственно содержание научной деятельности, а также предмет и характер научного труда. Вторым – сложившиеся в научном сообществе взаимоотношения между самими учеными. И, наконец, третий аспект диктуется спецификой социального института науки, понимаемого как совокупность норм регулирования и контроля научной деятельности со стороны общества и государства. Он подразумевает анализ представлений ученых о социальной роли и функции науки в обществе, а также о системе взаимоотношений между наукой, с одной стороны, и обществом и государством, с другой». Последний аспект определяется «не столько особенностями научного труда, сколько принадлежностью представителей научного сообщества к такой социальной страте, как интеллигенция», а применительно к данному исследованию – еще и статусом эмигрантов.
Изучение научного сообщества Русского Зарубежья 1920 – 1930-х гг. приобретает особую важность для понимания глобальных процессов миграции и адаптации научных кадров – носителей и создателей интеллектуальных ценностей, познания факторов взаимодействия и взаимообогащения национальных культур в мировом научном сообществе, анализа путей развития науки в условиях отчуждения личности ученого, влияния миграций интеллигенции на складывание мирового научного сообщества в целом, воздействия «утечки умов» на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России. Цель исследования – рассмотреть структуру научного сообщества ученых-эмигрантов «первой волны» и выявить основные особенности этоса науки в эмиграции.
Источники и методология
Комплекс источников по данной проблеме включает делопроизводственную документацию научных и учебных заведений Русского Зарубежья, общественных организаций, документы личного происхождения (мемуары, дневники, речи, некрологи и письма), периодику, материалы статистики, оригинальные произведения деятелей российской эмигрантской науки. Такое разнообразие корпуса исторических источников позволяет провести всесторонний анализ проблемы.
Поставленные цели и задачи, а также разнообразие источников требуют применения совокупности познавательно-исследовательских подходов и методов, ведущим среди




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница