Проблеме периодизации развития лично­сти в психологии. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск ун-та, 1981, 84 с. Издательство Московского университета, 1981 г учебное пособие предназначено для студентов-пси-хологов, специализирующихся пo общей



страница1/12
Дата25.07.2018
Размер1.06 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук C.H. Карпова,

кандидат психологических наук О.И.Мотков

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблеме периодизации развития лично­сти в психологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск.. ун-та, 1981, - 84 с.


Издательство Московского университета, 1981 г.


учебное пособие предназначено для студентов-пси-хологов, «специализирующихся пo общей, возрастной и педагогичес­кой психологии. Его цель - дать обзор периодизаций развития лич­ности в зарубежной и советской психологии. В работе предлагается также теоретическая модель целостной периодизации развития лич­ности, опирающаяся на идеи и разработки выдающиеся советских пси-хологов: Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леон­тьева, Л.И.Божович, Д.Б-Эльконина и др. В заключение дается ана­лиз путей и методов эмпирического и экспериментального исследова^ ния проблемы периодизации развития личности на современном этапе

ВВЕДЕНИЕ


Проблема периодизации онтогенеза личности - одна из важнейших в общей, возрастной и педагогической психологии. Разработка ее по­зволит определить реальные периоды развития личности, выделить наи-Эолее характерные для каждого периода особенности, изучить перехо­ды от одного периода к другому. Исследования периодов развития лич­ности будут способствовать выявлению возможностей их безкризисного прохождения, использованию имеющихся сензитивных периодов для опти-иалъного развития тех или иных психических функций, созданию возра-ггной психологии: психологии взрослых, психологии старости и т.п. Это поможет выработать научно-педагогические методы целенаправлен-юго формирования личности, ее воспитания и обучения на разных воз-растных этапах, осуществить полноценное возрастное развитие, в ко­тором каждый период внесет свой вклад в общее формирование и разви­тие личности. Для педагогической психологик разработка полной перио-шзадик развития личности в ходе жизни особенно актуальна в свете задач всестороннего развития личности, увеличения продолжительно-;ти жизни и трудовой активности людей, поставленных на ХХУ1 съезде КПСС (7, с.136,137), а также задач непрерывного обучения человека в ходе всей жизни (18;50;98).

В данной работе анализируется современное состояние проблемы периодизации развития личности и предпринимается попытка предвари­тельного построения целостной периодизации онтогенеза личности на основе общепсихологической теории деятельности.

I. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ОНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ Б ПСИХОЛОГИИ

Проблема периодизации онтогенеза личности, хотя и имеет давнюю традицию, но остается, на наш взгляд, все же недостаточно прорабо-анной в советской психологии. Ее разработка ограничивалась анализом психического развития в детском возрасте.

В данной главе мы проследим генезис теоретических взглядов на (снования периодизации развития личности в ходе жизни, пользуясь критериями, предложенными Л.С.Выготским для периодизации развития ребенка. Он делил все попытки периодизации детства на три группы: по внешнему критерию, по какому-либо одному признаку детского развития наконец, по системе "существенных "особенностей самого детского

развития11 (35, с116). Опираясь на эти критерии, рассмотрим ряд

периодизаций, предложенных зарубежными и советскими авторами, основания периодизации, вытекающие из принципов общепсихологичес-,

кой теории деятельности,

.I Исторический экскурс. Попытки выделения этапов жизни в современной зарубежной и советской психологии

Обращаясь к анализу периодизаций жизни личности в соответст­вии с теми или иными теоретическими принципами, лежащими в их ос­новании, необходимо отметить, что сами периодизации могут охваты­вать либо только детство, либо только взрослый период жизни, либо

всю жизнь в целом. Именно в таком порядке мы проанализируем. 0т-

метим также, что некоторые авторы выделяют в своей периодизации или переходы между этапами, или сами этапы1.

К первой группе периодизаций, опирающихся на внешние детер­минанты психического развития ребенка, можно отнести, например, периодизацию Р.3аззо (46), а также общепринятые в СССР и ГДР пен риодизации детского развития (109).

Р.3аззо располагает этапы детства сообразно ступеням воспита ния и образования, считая задачей психологии не установление неко торых новых возрастных стадий, а только психологическое объянсени уже существующих. На основе французской и американской систем обу чения и воспитания он выделил шесть периодов (каждый протяженно­стью в 8 года), которые оканчиваются соответственно в 3, 6, 9, 12 15 и 18 лет»

Такая "арифметическая гармония", на наш взгляд, лишний раз свидетельствует о некоторой искусственности периодизации. Однако положительным моментом таких периодизаций является, по сираведли вому указанию Л.С.Выготского, выявление важности смены социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно ор­ганизацией его воспитания и обучения.


для подраз-

Этот же момент выделяют Д.Б.Эльконина и А.Коссаковский:"Обще ственно, детерминирванные, последовательные звенья процесса,воспитания являются научно правомерными исходными пунктами деления психического развития на этапы» (109, с. 80). Они приводя периодизации развития ребенка, принятые в ГДР (дошкольный возраст

1 Выделение и этапов, и переходов осуществляется только в частичных периодизациях (прежде всего детства).

= 3-6 лет, школьный возраст = 6-Ю лет, ранний юношеский возраст

=II-I4 лет, средний юношеский возраст = 15-18 дет) и СССР (мла-енчество = 0-1 год, раннее детство = 1-3 года, дошкольный воз-)аст = 3-7 лет, младший школьный возраст = 7-II лет, средний школьный возраст = 11-15лет и старший школьный возраст = 15-17 лет).

Отмечая важнейшую роль социальных взаимоотношений ребенка с обществом в выявлении периодов развития, следует отметить, что эта роль остается скрытой уже на некоторых этапах детства (например, неясно, какие изменения социальной позиции личности происхо­дит в трех школьных периодах, если все они школьные). Затруднения будут тем более возрастать при попытке построить на этих основаниях периодизацию развития личности в ходе всей жизни. Ведь жизнь (Взрослого человека внешне может выглядеть неизменной (он не идет в школу после детского сада, не переходит из класса в класс и т.п.), Однако это не означает, что отсутствует развитие его личности.

Таким образом, указаний на смену внешне заданной социальной позиции личности для построения целостной периодизации ее развития, па наш взгляд, явно недостаточно. Для полной периодизации необходимо раскрыть также и собственно личностные основания.

Вторая группа периодизации развития ребенка, согласно Л.С.Вы-готскому, строится по принципу вычленения какого-либо "одного приз-нака детского развития как условного критерия для разделения его в отдельные периоды" (35,с.115). Примером могут служить периоди-зации, предложенные З.Фрейдом и П.П.Блонским.

"Фрейд все стадии развития ребенка сводит к стадиям преобра-зования и перемещения по разным эрогенным зонам либидоносной или сексуальной энергии" (14,с.252). Выделяемые Фрейдом стадии - ораль-ная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная, соответствую-щие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству -«ограничиваются уровнем полового созревания индивида. "Тип личности, согласно Фрейду, определяется из того, на какой стадии приостанав-ливается, "фиксируется" развитие индивида. Последующее изменение нота личности в системе социальных отношений,овладение новыми фор-мами общения и т.д. представляются как не имеющие никакого значения для изменения типа личности" (там же).

Другой признак созревания организма - дентиция или состояние зубов - положен в основу периодизации детства П.П.Блонским. Он бы-

деляет беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство и считает основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение(93, с.158).

Биологически ориентированные периодизации отличаются анти-диалектичностью, вытекающей из опоры на единственный произвольно выбранный критерий. Они не отражают всей сложности процесса раз­вития личности.

Примером реализации собственно психологического критерия мо­жет служить периодизация Н.Ф.Полицына (85), в основании которой лежит становление общественной направленности личности: "потреб­ность в физиологическом комфорте" характеризует младенчество;"по­требность в овладении предметными действиями" - раннее детство; "потребность быть таким же, как взрослый11 - дошкольное детство; "потребность в самоутверждении среди мира взрослых" - младшее школьное детство; "потребность быть значимым для других" - млад­шее подростничество и, наконец, "потребность приносить счастье наибольшему количеству людей" характеризует общественную направ­ленность старшего подростка.

Очевидно преимущество последней периодизации в сравнении с ориентированными на биологические признаки созревания организма, т.к. здесь берется достаточно существенный признак развития лично сти.

Перейдем к третьей группе периодизации, которая характеризу­ется, согласно Л.С.Выготскому, "стремлением перейти от чисто симп томатического и описательного принципа к выделению существенных особенностей" самого развития (35, с.116) .

Д.С.Выготский сформулировал наиболее плодотворный подход к проблеме периодизации, утверждающий конкретно-историческую природ, детства вообще и его отдельных периодов - в частности2.

Следует отметить, однако, что многие авторы пытаются разрабаты­вать (а точнее - описывать) довольно детальные периодизации онт генеза личности без явного выделения совокупности всех основани И все же мы отнесли их схемы к третьей группе в силу того, что эти исследователи ставят проблемы поиска внутренних, собственно психологических оснований периодизации, т.к. их не устраивают ни только внешнеориентированные, ни узконаправленные схемы пери дизации. р

Это можно показать на следующем факте: период детства за послед ние сто лет увеличился с двенадцати до восемнадцати лет.

Нормальная специфическая для каждого общества продолжительность детства, его периодизация и тем более его содержание, а также со­держание каждого периода определяются требованиями общества к дет­ству, т.е. конкретно-исторической ситуацией развития ребенка. Л.С.Выготский определяет развитие как "непрерывный процесс само-движения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возник-новением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях" 35,с.117). Соответственно "основным критерием разделения детско­го развития на отдельные возрасты" в его схеме выступают личност­ные новообразования. Исходя из верного методологического положения о скачкообразном характере процесса развития, Л.С.Выготский выделил периоды плавного изменения личности и перемежающие и от­деляющие их друг от друга "кризисы". В итоге он предлагает следую­щую схему периодизации детского развития (см.таблицу I):

Таблица I. Периодизация детского развития по Л.С.Выготскому,




Возраст

Название кризиса или периода

Фазы кризиса и стадии периода

1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.

9.



10

11


0 – 2 мес.

2 мес.-1год


1 год

1-3 года


3 года

3-7 лет


7 лет

8-12 лет


13 лет

14-17 лет

17 лет


Кризис новорожденности
Младенчество

Кризис 1 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст

Кризис 7 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет



а)предкритическая

б) критическая

в)посткритическая

1)раннее млад-во

2)позднее млад-во
а), б), в)

1),2)


а), б), в)

1),2)


а), б), в)

1),2)


а), б), в)

1),2)


а), б), в)

Как видно из таблицы I, Л.С.Выготский на основе фундаменталь ной проработки методологических принципов построил детальную перио­дизацию детского возраста, которую можно считать вполне современн­ик и сегодня.

И.С.Кон (58), обращаясь к проблеме периодизации в связи с раз­работкой вопроса о возрасте и социальных ролях» исходит из более упрощенной в сравнении с периодизацией Выготского схемы периодов детства: младенчество (0-1 г.), детство (I-I2 л.), отрочество

8

(12-15 л.), ранняя юность (с 15 л.).



Вместе с тем в своей последней работе (160) И.С.Кон деталь­но разработал одну из важнейших эпох жизни - переход от детства к зрелости, который в целом охватывает возраст от II-I2 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (11/12 - 14/15 лет), юношеский возраст (14/15 - 18 лет), поздняя юность или нача-ло взрослости (18-23/25 лет). Причем каждый период рассматривает-ся многосторонне: с точки зрения биологического созревания, в со­циальном и психологическом аспектах. Так, биологически подростко­вый возраст - это период полового созревания, юношеский - завер­шение его, а начало взрослости характеризуется зрелостью организ­ма во всех отношениях. В плане социальном подростковый возраст -продолжение, а юношеский - завершение процесса первичной социали­зации. Психологические характеристики подросткового возраста за­ключаются в его противоречивости, в наличии диспропорций развития важнейшее новообразование - чувство взрослости; ведущая деятель­ность - учебная. Юношеский возраст характеризуется становлением самосознания, образа "я", самоопределением, выбором профессии; важнейшее психологическое новообразование - открытие внутреннего мира личности. Для поздней юности ведущая деятельность труд. Та­ким образом, И.С.Кон полностью реализует методологические идеи Л.С.Выготского только при построении периодизации развития в пере ходном (от детского к взрослому) возрасте.

Рассмотрим периодизации развития личности в зрелости и старо

сти.

Наиболее полная периодизация данной группы - это результат всеобъемлющего изучения структуры жизненного пути человека Шарлот той Бюлер (120), выдвинувшей идею о прерывности развития, каждая фаза которого имеет собственные доминирующие тенденции, мотмвация "Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению" (72,с.166-167), которое есть и процесс и итог жизненного пути. Исследовав 97(1) линий развития во многих сферах (например, трудовой, профессиональной и семейной), Ш.Бюлер выделила пять фаз жизненного пути (см.таблицу 2 2).



К достоинствам этой периодизации следует отнести прежде все­го то, что в ней отражены реальные, существенные для человека жиз-ненные задачи, которые он решает в ходе всей жизни. Однако имеете:

Таблица 2. Пять фаз жизненного цикла человека по Бюлер (120)




Возраст фазы в годах

Общая характеристика фаз жизненного цикла

до 16/20

16/20-25/30

25/30-45/50

45/50-65/70
65/70-...


Нет семьи, профессии. Нет жизненного пути. Предварительное самоопределение, выбор су­пруга.

Зрелость - собств.семья,нашел призвание,ста­вит конкретные жизненные цели,самореализация

Стареющий человек. Трудный возраст душевного кризиса, К концу исчезает самоопределение,по­становка жизненных целей.

Старый человек. Нет социальных связей, бес­цельное существование, обращенность к прошло­му, пассивное ожидание смерти, самозавершен­ность



и целый ряд недостатков. Во-первых, Ш.Бюлер исходит из врожденно-ти движущих сил развития личности; во-вторых, чтобы дать адекватное толкование жизненному пути человека, необходимо рассмотреть его истоки, становление жизненного пути, в-третьих, начиная с сорока пяти лет, т.е. почти с середины жизни, Ш.Бюлер фиксирует "ду-певный кризис", переходящий в бесцельное существование, безысход­ный пессимизм вместо радости творчества в период наибольшей отдачи.

Зрелости и старости посвящено интересное исследование амери-канских ученых Р.Гаулда, Д.Левинсона, Д.Вейланта (38) . Всего ими

уделяется семь периодов взрослой жизни личности:

I) 16-22 года. Уход из родительского дома, время взросления,

стремление к самостоятельности, неопределенность, 2) 23-28 лет.По-иски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как

взрослого человека с правами и обязанностями, период встречи со шутником жизни и заключения брака; складывается представление о своей будущей жизни, работе; очень важно иметь старшего друга - на-

Возможно, что эта схема отражает вполне реальные изменения в жиз­ни определенной группы людей буржуазного общества 20-30-х гг.

Они также обнаруживают у взрослых людей эволюционные и разделяю­щие их переходные периоды развития. Последние описываются как пе­реломные моменты в судьбе человека. Авторы указывают возрастные границы периодов и переломов и дают их разноаспектные, не опираю­щиеся на какие-либо явно заданные основания характеристики


10

ставника, 3) 29-32 года. Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными, иногда строят жизнь заново 4) 33-39 лет. "Буря и натиск, как бы возврат отрочества, семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в ра­боту, достигнутое кажется недостаточным, 5) 40-42 года. Взрыв (новый переходный период. - авт.) в середине жизни; впечатление, что жизнь проходит зря, признаки утраты молодости, ухудшение здо­ровья, 6) 43-50 лет. Новое равновесна, привязанность к семье,раз­витие личности еще не закончено, 7) После 50-ти лет. Зрелость, се мейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения, вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.

Важная особенность этой периодизации зрелости - смещение "за оптимизма и пессимизма (в сравнении со схемой Ш.Бюлер); "критиче­ский" период жизни смещается от старости к 40-42-м годам ("впечат ление, что жизнь проходит зря"), а старость, наоборот, окрашивает­ся в более оптимистические тона.

Общим недостатком периодизаций зрелости и старости можно счи тать их "оторванность" от важнейших периодов детского развития. Достоинство же этих попыток заключается в том, что развитие лично­сти не ограничивается юношеским возрастом, подчеркивается ее раз­витие в течение всей жизни человека.

Наибольший интерес для нас представляют периодизации, охваты­вающие весь жизненный путь человека как личности. Перейдем к их рассмотрению. Одной из самых детальных и полипараметрических явля­ется периодизация Э.Эриксона, опирающаяся на его эпигенетическую концепцию развития личности. Исходя из эпигенетического принципа1 Эриксон абсолютизирует прерывность развития. Особое новообразова­ние каждой стадии становления личности, согласно Эриксону, харак­теризует в основном эту стадию и возникает независимо от новообра­зований предыдущих стадий. Соответственно и на последующих стадиях оно также не преобразуется. "Структура сложившейся личности, таким образом, предстает как синхронная организация всех пройденных лич­ностью фаз или этапов развития и соответствующих новообразований в их неизменном виде" (17,с.46). На каждой из восьми выделенных Эрик

Согласно эпигенетическому принципу (в противовес преформизму) ор ганизм не предобразован в половых клетках, а формируется в про­цессе зародышевого развития на основе различных новообразований (87).

II

оном стадий развития личности человек должен сделать выбор меж-у двумя противоположными отношениями к миру и к себе. Этот вы-ор и определяет ход развития на данной стадии. Но в целом разви-ие, переход с одной стадии на другую детерминируется внешне:"Лич-ость развивается в соответствии с этапами, предетерминированными в



готовности человеческого организма побуждаться расширяющимся кругом значимых индивидов и институтов, осознавать их и взаимодей-твовать с ними" (121,с.93). Ниже, на таблице 3, приводится сос-тавленная нами сводная периодизация развития личности по Э.Эрик-сону, включающая и два варианта ее интерпретации (16), (17),(92). В таблице указаны названия стадий, данные Эриксоном под яв­ным влиянием Фрейда, хотя он мало в чем следует психоанализу. Но

Эриксона сохраняется идея противостояния индивида все более ус-ложняющимся социальным требованиям. Несомненным достоинством кон-цепции Э.Эриксона является выделение новообразований, которые дей-ствительно являются существенными характеристиками периодов (вспо-мним, что Л.С.Выготский также считал новообразования основным кри-терием возраста), причем эти новообразования во многом согласуются с выделенными советскими психологами . Принципиально важной в периодизации онтогенеза личности Эриксона нам представляется по-пытка выделить и содержательно описать не только внешнезаданные ("полярности механизмов приспособляемости"), но и внутриличностные ("полярности доминирующих переживаний") противоречия бытия личности, движущие силы ее развития. При этом они не просто рядо-полагаются: Эриксон пытается интегрировать оба вида "полярностей»,

"существенные полярности в личности". Показательно, что в конечном счете они сводятся к "полярности доминирующих переживаний" даже само описание преимущественно в терминах "чувств" и "умелостей" подтверждает это).

К недостаткам периодизации Эриксона следует отнести разорван-ность периодов, отсутствие исходного движущего противоречия, кото-рое бы объединило все "полярности" горизонтальных слоев периодиза-

Так, например, формирование доверительного отношения к миру (в ли­цо матери и близких взрослых) у младенца является необходимым ус­ловием становления ведущей деятельности - эмоционального общения, а чувство самостоятельности, автономности у ребенка ползункового возраста выделяют многие советские психологи. Именно ущемление взрослыми этого чувства самостоятельности приводит к так называе­мому кризису трех лет.

ции. Отсюда вытекает и рядоположная синхронность функционирования предыдущих новообразований на последующих стадиях онтогенеза личности. "Таким образом, в психологии - как и в биологии - эпигенетическая концепция является не менее односторонней и методологически ошибочной, нежели преформистская концепция. Им обоим противо-стоит диалектическая теория развития личности", - справедливо отмечает Л.И.Анциферова (I7, с.241).

Однако по полноте и систематичности описания периодизация .Эриксона превосходит многие, разработанные до него. В качестве примеров можно рассмотреть периодизации онтогенеза ( от рождения и до старости) Дж.Биррена (117) и Д.Б.Бромлей (119). Периодизация онтогенеза личности по Биррену: младенчество (0-2), преддошкольный возраст (2-5), детство (5-12), юность (12-17), ранняя зрелость 17-25), зрелость (25-50), поздняя зрелость (50-75), старость (75-...). Бромлей разделила онтогенез на пять циклов: I. Эмбриогенез (9 месяцев - 0), в котором выделила четыре стадии: I) зигота, 2) эмбрион, 3) зародыш, 4) рождение; П.Детство: I) младенчество (0- 1,5),2) преддошкольный возраст (1,5-5), раннее школьное детство (5-11/13); Ш. Юность: I) старшее школьное детство или ранняя юность (11/13-15), 2) поздняя юность (15-21), краткая характеристика которой - переход от зависимости к независимости; 1У. Взрослость: 1) ранняя взрослость (21-25) - включение во все виды социальной активности, семья, работа, 2) средняя взрослость (25-40) - интеллектуальный и профессиональный пик, 3) поздняя взрослость (40-55) -уход детей из семьи, 4) предпенсионный возраст (55-65) - пик социальных достижений; У. Старение: I) старый возраст (65-70), 2) дряхлость (70-...).

Хотя периодизация Д.Б.Бромлей значительно полнее и совершеннее схемы Дж.Биррена , на что справедливо указывает и Б.Г.Ананьев (13), все же следует констатировать, что обе схемы значительно проигрывают по сравнению с периодизацией Э.Эриксона, как по полноте описания, так и по уровню разработанности ее теоретических оснований.

__________________________________________________________________________________________

1Д.Б.Бромлей выделила цикл эмбриогенеза, и поэтому размах ее пери­одизации является "рекордным" в данной обзоре:он охватывает раз-ьитие человека не только от рождения,но от зарождения" и до "старческой дряхлости". Ф.Лабуайе в книге "Рождение без насилия" выдвигает гипотезу о возможных последствиях процесса рождения ре­бенка для его личностного развития (см.подробнее: 95), что еще раз подчеркивает важность первого цикла развития.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница