Проблема свободы в современном мире



Скачать 52.81 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата19.03.2018
Размер52.81 Kb.
  1   2   3   4


УДК 338.100

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Макова А.Н., Мерзляков А.А.
Научный руководитель д-р филос. наук, профессор Яценко М.П.
Сибирский Федеральный университет

Актуальность проблемы продиктована чрезвычайной значимостью осмысления проблемы свободы в связи с целым рядом других аспектов человеческого бытия: это признание свободы воли человека, проблемы необходимости и детерминизма в человеческой истории, ответственности, возлагаемой на человека за выбор пути, его роли в обществе и норм нравственного поведения, его самоосуществления, самовыражения. Кроме того, проблема свободы - один из наиболее сущностных вопросов во всей истории философии.
Данная проблема является практически неисчерпаемой, ведь как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Особую значимость приобретает проблема свободы в условиях глобализации. В данной связи вполне обоснованным, по нашему мнению, выглядит замечание Понариной Н.Н.: «Свобода – одна из философских категорий, характеризующих человека как многомерного, что определяется возможностью личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения.
Каждый народ, каждый регион, каждая культура имеют полноценное право участвовать в формировании глобального мира, его облика».
Итак, можно констатировать, что свобода – это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Тем не менее, взгляды на понятие свободы различались в различные исторические эпохи.
Именно философия дает нам один из самых глубоких анализов данного понятия, что представляется возможным подтвердить при помощи небольшого исторического экскурса.
Обратимся ко временам Античности (Древней Греции), где господствовало положение, по которому свобода признавалась высшей добродетелью, добром, и потому считалась прерогативой богов, которым не были присуще земные страсти.
Тогда как человек, будучи во власти своих страстей и необходимости борьбы с внешними угрозами, вынужден был отклоняться с пути добра.
Даже в условиях жизни рабовладельческих государств находились те, кто считали, что по природе все люди рождаются равно свободными. Хотя противоположных взглядов придерживался, например, Аристотель, который проводит четкое различие между человеком свободным и рабом.
В своем труде «Политика» он пишет: «Природа устроена так, что сама физическая организация людей свободных отличается от физической организации рабской части общества: у рабов тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических работ; напротив, люди свободные не способны для выполнения подобного рода работ, зато пригодны для политической жизни, но часто бывает и так, что свободные люди свободны не по физической, а только по интеллектуальной своей организации. И хотя красоту души не так легко охватить взором как красоту тела, во всяком случае, остается очевидным, что одни люди по своей природе свободны, другие же — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо».


Каталог: sites -> mn2013 -> thesis
sites -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
sites -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
sites -> Программа «Психология личности»
sites -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
sites -> Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов по дисциплине социология молодежи для студентов, обучающихся на направлении 040700 Организация работы с молодёжью
thesis -> Особенности трактовки понятия «реальность» в современной философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница