Проблема свободы личности в современном обществе



Скачать 137.53 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата28.07.2018
Размер137.53 Kb.
  1   2   3   4   5


Філософія
61
УДК 123 (045)
А.А. Матюхина

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Национальный авиационный университет
Аннотация
.
В статье исследуются особенности понимания свободы личности и ее места в самореализации чело-
века в современном обществе. Цель статьи реализуется через последовательное рассмотрение разных подходов к
пониманию свободы личности



как самоценности и

как способа ее самореализации.
Ключевые слова: личность, свобода, информационное общество, техногенное общество
Вступление

Современное общество находится в стремительном развитии и изменении. Как в калейдоскопе, сменяют друг друга все новые и новые геополитические реалии, научные концепции, технологии, феномены культуры. Современное постиндустриальное общество справедливо называют информационным, настолько глубокие изменения внесла информационно- компьютерная революция. Она охватила все экономическую, научную, культурную сферы жизни общества, создала уникальные предпосылки и условия для глобализационных проце- сов. Происходит общемировой процес конвергенции культур, экономической интеграции, универсализации человеческого опыта в масштабах планеты. Жизнь в информационном обществе, со стремительной сменой всего и вся

от моды, технологий до геополитических реалий требует от человека нестандартных подходов, инновационных идей и актов деятельности, ответственности и осознанности своих действий и их последствий. То есть, требует быть личностью. В тоже время техногенный характер развития современного общества приводит к смене системы ценностей.
Приоритетом становится развитие техники и технологий, а не личности. Это противоречие технократической и гуманистической систем ценностей, функционирующих в информационном обществе, ставит на повестку дня проблему самореализации личности в условиях информационного общества, вечную и столь актуальную проблему свободы личности.

Анализ исследований

и публикаций

Проблема свободы личности на протяжении столетий была в центре внимания философов, особенно в переломные эпохи. Особенно надо выделить вклад философов эпохи Возрождения, классические теории
И.
Канта,
Ф.
Шеллинга,
Г.
Гегеля, современные концепции персонализма, экзистенциализма, коммуникативной философии. Христианские мыслители от Аврелия Августина до представителей современной философской мысли, среди которых особо надо отметить Ф.
Маритена,
Иоанна
-
Павла
ІІ, ставили проблему сущности человека как существа свободного, ответственного за реализацию своей свободы. Значительное место проблема свободы личности занимает в творчестве украинских философов от И.
Вышенского до
С.
Крымского. Проблема свободы личности выступает в тесной связи с проблемой духовности. Весомый вклад в рассмотрение проблемы духовности личности и ее свободы внесли В.
Бачинин,
Л.
Буева,
Н.
Кравченко,
В.
Табачковский,
Г.
Тульчинский, Т.
Тюрина В.
Шинкарук и др. Проблема свободы личности осмысливается едва лине каждым философом от древности и до наших дней. В тоже время, в процессе исторического развития человечества возникают все новые и новые вопросы.
Постановка задания
Проблема свободы личности, ее границ и сущности является особенно актуальной в информационном обществе. В статье ставится вопрос об особенностях понимания свободы личности и ее места в самореализации человека в современном обществе. Поставленную цель мы планируем осуществить через последовательное рассмотрение разных подходов к пониманию свободы личности.
Основная часть
Одной из базовых ценностей современного общества признается свобода, и не только свобода общественная, а свобода личности. Впервые за всю историю человечества в г. на международном уровне в Декларации прав человека были законодательно закреплены базовые права человека. К концу ХХ века положения Декларации вошли в конституции многих государств. Закреплённые в Декларации права и свободы в целом являются надёжной правовой базой для реализации свободы личности. Способствует этому и широкое распространение, утверждение в мире такого общественного строя как демократия.
В тоже время техногенный путь развития, на который вступило человечество в результате НТР, далеко не всегда создает благоприятные условия для развития личности. Техногенное общество

общество, развитие которого осуществляется преимущественно на основе науки и техники и создаваемой ими предельно урбанизированной среды

техносферы, которая, взаимодействуя с социумом и биосферой, подчиняют, трансформируют и разрушает их

отмечает Е.
Дергачова в работе Философия техногенного общества»
[3].
В информационном обществе господствует технократическое мышление. Человек воспринимается не как мера всех вещей, а средство обеспечения технического прогресса. Опасность, что НТР направит общество потех- ногенному пути развития, осознавалась философами уже в конце ХХ в. Ещё в 1983 г. И.
Бенсон писал быстрые технологические изменения, развёр- тывающиеся в условиях свободного рынка, влекут за собой чрезмерные экономические, социальные и личностные издержки со стороны той части общества, которая менее всего в состоянии выдержать их, с. Это коснулось не только части населения развитых стран. Быстрые технологиче
-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница