Проблема сущности мире в философии И. Канта



Дата27.04.2018
Размер34.5 Kb.

Студ. филос.-соц. фак-та А.А. Корякин

Пермский государственный университет



Проблема сущности мире в философии И. Канта

В последнее время в российской философии получают широкое распространение различные течения типа феноменологии, экзистенциализма, неокантианства, которые по сути отказываются от решения фундаментальных проблем философии: проблемы сущности мира, сущности человека, сущности отношения человека к миру и т.д. Философия же – это в первую очередь - наука о сущностях, а сущность мира - важнейшая, предельная проблема человеческого познания, входящая в состав основного вопроса философии (как вопроса о первооснове мира в целом). Последний потому и является основным, что в конечном счете без него не может быть никакого подлинного философствания, ибо другие проблемы становятся философскими только когда рассматриваются через призму онтологического и гносеологического отношения человека к миру. В процессе своей познавательной и практической деятельности человек необходимо становится перед вопросом о сущности, первооснове мира.

На фоне мельчания философской мысли и ее проблематики, общего отката от материалистической парадигмы к идеалистической, что по сути знаменует собой шаг назад в развитии человеческого интеллекта, можно говорить о кризисе российской философии, который связан с кризисом общественным.

«То философствование, которое у нас более всего распространено, не идет дальше кантовских выводов, согласно которым разум не способен познать никакого истинного содержания ...» (1), - эта оценка Гегелем современной ему немецкой философии актуальна и сейчас, спустя почти два столетия, применительно к значительной части российской философии. Вообще интерес к агностической, критической философии Канта весьма любопытен. О нем пишут книги, неоднократно переиздаются его собственные труды, даже выпускается журнал, посвященный Канту и его учению. Чем вызван такой интерес к этой «философии химер», как оценивал его учение Гегель?

Бесспорно то, что Кант оставил весьма заметный след в истории философской мысли и поэтому небезынтересно будет проследить его подход к проблеме сущности мира.

В основе философии Канта, как известно, лежат два исходных понятия - вещи-в-себе, или сущности, и вещи-для-нас, или явления. Вещь-в-себе, согласно Канту, - это объективный мир, замкнутый в себе, недоступный и непознаваемый для нас. О вещи-в-себе мы ничего сказать не можем, кроме того, что она существует вне нас. Вещь-в-себе Гегель называл абстракцией, оторванной от всякого содержания тенью. Это «... нечто чуждое и внешнее мышлению, хотя нетрудно усмотреть, что такого рода абстракция, как вещь-в-себе, сама есть лишь продукт мышления и при том только абстрагирующего мышления» (2). Понятие вещи-в-себе оказывается, таким образом, бессмыслицей, совершенно бессодержательным понятием, в котором мир сводится только к существованию, что фактически превращает его в ничто.

Вещь-для-нас Кант рассматривает как результат воздействия вещи-в-себе на нашу «чувственность, то есть нам дан не объективный мир как таковой, а лишь способ изменения нашей чувственности. Иначе говоря, вещь-для-нас - только кажимость, явление, которое не может возникнуть без воздействия вещи-в-себе, но при том не имеет ничего общего с последней по содержанию. Положение, будто бы свойства вещи не могут «перейти в мое представление», Кант оставляет бездоказательным, ибо даже бессмысленно утверждать, что, например, «ощущение красного имеет подобие со свойством киновари, возбуждающей во мне это ощущение» (3). Это заявление о бессмысленности мнения о подобии ощущений объекту - первое основополагающее утверждение Канта, которое у него не нуждается в доказательствах.

По мнению В.В.Орлова, в основе кантовского понятия вещи-в-себе лежит абстракция абсолютно твердого тела Ньютона. Вещь-в-себе и чувственность, таким образом, представляются как два «абсолютно твердых тела», которые не смешиваются и не взаимодействуют друг с другом (4).

Можно выделить два глубинных уровня оснований кантовской философии, которые сводятся к следующему. Во-первых, Кант основывается на предвзятом, ниоткуда не следующем постулате, согласно которому изменение чувственности под воздействием вещи-в-себе не несет в себе никакого иного содержания, кроме самой чувственности, ее собственного способа изменения, то есть Кант исходит из убеждения в полной «непроницаемости» чувственности для внешнего воздействия. Но в таком случае познание вообще было бы в принципе невозможно. Практика, однако, убеждает нас в обратном.

Во-вторых, Кант, исходя из убеждения в принципиальной неполноте человеческого опыта, лишает интеллект достоинства достоверности, строгой всеобщности и необходимости. Здесь в неявной форме Кант ставит серьезную проблему человеческого познания – проблему конечности человеческого опыта и бесконечности мира, на познание сущности которого он (человек) претендует. Это коренная проблема всей философии. За кантовскими вопросами «Как возможна метафизика как наука?», «Как возможно чистое естествознание?» и т.п., по сути, стоит предельный вопрос: как возможно достоверное познание сущности мира, если мир бесконечен, а наш опыт всегда конечен?

Кантовская философия не смогла решить эту проблему, что послужило конечным и глубинным основанием агностицизма Канта и уничтожения им интеллекта как силы, способной постигать действительный, а не искусственно построенный мир. Если Коперник справедливо поставил под сомнение очевидность чувственного созерцания, то Кант довел это сомнение до воинствующего агностицизма.

Своей концепцией он наложил на интеллект тяжелейшие оковы, замыкая его в самом себе и полностью изолируя от реального мира; интеллект, таким образом, превращается в бесполезную и бессмысленную активность «в себе» и «для себя». Человеческая мысль не может выходить за пределы явления, то есть совершать трансцензус от вещи-для-нас к веши-в-себе, поэтому, по словам Канта, любая трансцендентная философия бессмысленна. Гегель писал, что «кантовская философия, таким образом, служит подушкой для лености мысли» (5).

Урок кантовской философии, помимо всего прочего, состоял в том, что человек должен был найти способ решения проблемы бесконечности мира и конечности человеческого опыта, преодолеть отрицательный в целом опыт кантовского интеллекта и создать философскую концепцию, «прозрачную» и отрефлектированную до своих действительных оснований. Такой концепцией смогла стать только марксистская философия, которая преодолела так называемое «кантовское проклятие», отыскав универсальную противоположность мира как целого - человеческое сознание. Только в рамках научной философии становится разрешимой проблема бесконечности мира и конечности человеческого опыта и, как следствие, становится возможным познание сущности мира.

______________________________

1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1999. С. 44.

2. Там же. С. 45.

3. Кант И. Критика чистого разума // Соч. М., 1981. Т. 3. С. 107.

4. Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Пермь, 1998. Ч. 1, 2.



5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. С. 44.

© А.А. Корякин, 2001

Каталог: psu -> files -> 1634
files -> Региональная идентичность в современной России: типологический анализ
1634 -> Проблема научности в философии XVII века
1634 -> Научная философия как основа интеллектуального потенциала общества Кризис цивилизации. – Экологическая катастрофа. – «Дьявол рынка»
1634 -> Занятие по написанию рефератов так вы­рождается наука, становясь позитивистской, укладываясь в Постулат Устойчивости (3), и так вырождается философия, превращаясь в гносеологию, в знание о знании
1634 -> Проект научной этики в афинской школе философии
1634 -> Механизмы взаимодействия социальной и генетической программ развития общества
1634 -> Критерии научности философии: континентальная философия науки и феноменология Э. Гуссерля
1634 -> Магистр философии, волонтер Корпуса Мира Мэттъю Листа
1634 -> Две модели социально-философской антропологии: альтернатива или синтез?
1634 -> Проблема человеческого общения в «позитивном экзистенциализме» Николо Аббаньяно


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница