Проблема социальной аномии в социальной теории



Скачать 122.8 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата22.01.2018
Размер122.8 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6


Афанасьевский В. Л.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/4.html
Статья опубликована в авторской редакции и отражает точку зрения автора(ов) по рассматриваемому вопросу.
Источник
Альманах современной науки и образования

Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 23-28. ISSN 1993-5552.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/1.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/1/2009/4-2/
© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net
Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: almanaс@gramota.net


ISSN 1993-5552
Альманах современной науки и образования, № 4 (23) 2009, часть 2 23 временных формах и методах организации рынка труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять свою индивидуальную образовательную траекторию с учётом склонностей, способ- ностей и возможностей, а также мобильно изменять траекторию; пользоваться сведениями о получении профессионального образования.
Вести профориентационный курс может школьный психолог, однако, к проведению отдельных занятий целесообразно привлекать преподавателей профильных предметов, специалистов предприятий, вузов и др.
Тематический план
1. Вводное занятие (2 часа).
2. Проблема профессионального самоопределения (2 часа).
3. Многообразие мира профессий (2 часа).
4. Профессии, сообразные выбранному профилю обучения (2 часа).
5. Представление о себе и проблема выбора профессии (2 часа).
6. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Типичные ошибки при выборе профессии (2 часа).
7. Здоровье и выбор профессии (2 часа).
8. Современный рынок труда и образовательных услуг нашего региона и страны. Требования к профес- сионалу (2 часа).
9. Пути продолжения образования и приобретении профессии (2 часа).
10. Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития (2 часа).
11. Разработка индивидуальных образовательных траекторий и их защита (4 часа).



ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
Афанасьевский В. Л.
Самарский государственный экономический университет

Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политиче- ского и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы ХХ века.
Экономические реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институ- тов отрицательно повлияли на все стороны жизни населения. Политические и социально-экономические ре- формы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Со- существование прошлой нормативно-ценностной системы и нарождающейся новой нравственной и право- вой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обще- стве. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.
Понятие «аномия» возникло более двадцати веков назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает
«беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие ано- мии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж. М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог
Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.
Аномия (от фр. anomie - буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a - отрицательная частица и
nomos - закон) - такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обя- зующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия - отсут- ствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные со- стояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ.
«В момент общественной дезорганизации, - считает он, - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - об- щество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека…» [Дюркгейм 1994:
237].
Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад си- стемы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм). Социальная аномия свидетель- ствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологиче- ское состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, ко-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница