Проблема кодификации социологического знания и теоретическая логика в социологии



Скачать 109.38 Kb.
страница1/4
Дата10.04.2018
Размер109.38 Kb.
  1   2   3   4


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования

Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет Социология

Основные проблемы социологической теории

Для направления 521200 – Социология

(3-я ступень высшего профессионального образования)

Магистерская программа – Комплексный социологический анализ


Автор программы: кандидат философских наук,

профессор кафедры общей социологии Филиппов А.Ф.



Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

Социология общей социологии

Председатель Девятко И.Ф. Зав. кафедрой



" " 2004 года " " 2004 года

Утверждено УС факультета

социологии

Ученый секретарь

" " 2003 года.

Москва, 2003.



Автор: АЛЕКСАНДР ФРИДРИХОВИЧ ФИЛИППОВ, кандидат философских наук, профессор.

I. Пояснительная записка.
Аннотация

Изучение социологических теорий, как правило, построено по принципу исторической последовательности и "персональной ответственности": один автор следует за другим, и каждый является создателем определенного концептуального аппарата, хотя и опирается на труды предшественников. Усовершенствованной версией такого подхода является не монографическое представление авторов, а комплексное представление отдельных школ и направлений. Тем не менее, основной принцип изложения при этом не меняется: взаимосвязь идей в рамках одной теории или одной школы представляет здесь наибольшую важность. Данный курс читается, исходя из предположения, что это первичное овладение материалом социологических концепций уже совершилось. Исторический (в широком смысле, т.е. включая и самые новейшие концепции) материал и здесь будет играть определенную роль, однако на передний план выходит изложение социологии как ресурса социально значимых описаний. Есть темы и проблемы, унаследованные из прошлого, есть и такие, которые, как принято говорить, отражают кризис современной науки или ее перспективы. В любом случае, это позитивная теоретическая проблематика, представленная, однако, не систематически, а, скорее, описательно, т.е. так, насколько многообразие социологических подходов вообще может быть лишь частично вмещено в узкие рамки небольшого учебного курса. В соответствии с замыслом, этот курс должен не столько служить исчерпывающему информированию слушателей о заявленной теме, сколько способствовать формированию у студентов навыков теоретического мышления, а также развитию критико-аналитических способностей и готовности походить к социологическому теоретизированию не как к схоластическому (в худшем смысле) членению понятий и перебору модных тем, а как к ответственной социально значимой деятельности.


Цель курса:

В результате изучения дисциплины студент должен

– научиться самостоятельно разбираться в сложных теоретико-методологических проблемах социологии, берущих начало в ее истории, но актуальных по сей день;

– научиться видеть теоретическую социологию как поле проблем, специфическим образом организующих наше мышление;

– свободно обращаться с понятиями солидарности, конфликта, консенсуса, власти, риска и другими, имеющими богатое философское и актуальное социологическое содержание;

– получить дополнительные навыки самостоятельной работы со сложными источниками по теоретической социологии.


Формы контроля:

Формой промежуточного контроля является написание эссе, оцениваемого по 10-тибалльной шкале.

Итоговая оценка складывается следующим образом:

W (эссе)=0,3, W (работа на с/з)=0,3; W (зачетное собеседование)=0,4.


Базовый учебник. Поскольку курс является авторским, учебника по нему нет. В качестве основного компендиума источников должны использоваться сборники текстов:

Теория общества / Под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.

Теоретическая социология. Антология / Под ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет", 2002

А также источники, представленные на сайте Центра фундаментальной социологии и журнала "Социологическое обозрение": http://www.sociologica.net


II. Содержание курса
Лекция 1-2. Проблема теоретической социологии. Классическое наследие.

1. Периодизация истории социологии и ее теоретическое значение.

2. Понятие социологической классики. Круг в определении классики. Возникновение, размывание и условность классического канона.

3. Постклассическая и неоклассическая социология. Теоретическое значение "ренессансов" классики. Исчерпание и вечное возвращение классической тематики.

4. Прогресс и практический разум. Ноуменальность воли и опасность произвола.

5. Моральный порядок, рационализация и солидарность. Счастье и коллективная ответственность.

3. Неисчерпаемость Gemeinschaft'а в обществе калькуляции.
Обязательная литература:

История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. Введение. М.: Наука, 1995.

Луман Н. "Что происходит?" и "Что за этим кроется?": Две социологии и теория систем // Теоретическая социология. Антология / Под ред. С. П Баньковской. М.: КДУ, 2002.

Филиппов А. Ф. Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тенниса // Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: Владимир Даль, 2002. С. 386-446.


Дополнительная:

Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. I. «Трактаты и статьи» (1784—1796)/ Подготовлен к изданию Н. Мотрошиловой и Б. Тушлингом (Марбург). М.: Издательская Фирма АО «Ками»,1993 (Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане; Ответ на вопрос: что такое просвещение? О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики», раздел II)


Лекция 3. Проблема теоретической социологии. Классическое наследие II. Проблема модерна и фантазия познания.

1. Причинность свободы и творчество социальной жизни.

2. "Гоббсова проблема". Договорная природа и незримость социальности.

3. Счастье и коллективная ответственность.


Обязательная литература
Зиммель Г. Социальная дифференциация . Гл. 2 // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юристъ, 1996.

Филиппов А. Ф. Систематическое значение политических трактатов Руссо для общей социологии // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М.: КАНОН-Пресс, 1998.

.

Дополнительная:

История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. М.: Наука, 1995 (главы о Конте и Спенсере).

Шиллер И. Ф. Письма об эстетическом воспитании (№ VI, XV-XXII) // Соч. в 7 т., М., 1957, т 6.
Лекция 4. Проблема теоретической социологии. Классическое наследие III. Как возможно общество.

1. Массовость, индивидуальность и ясность. Другой как проблема познания и социальная проблема.

2. Беспокойство и ценностный консенсус.

3. Религия, магия и ритуал. Сакральное и основания идентичности.


Обязательная литература:

Зиммель Г. Как возможно общество // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юрист, 1995.

Филиппов А. Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Вопросы философии. 1998. № 8.
Дополнительная:

Жирар Р. Насилие и священное. М.: НЛО, 2000.


Лекция 5. Природа классических понятий I. Неуловимое тело.

1. Психофизическая проблема и психофизическая нейтральность действия.

2. Социология и философская антропология.

3. Этика и эротика. Социология и психоанализ.


Обязательная литература:

Каталог: data -> 2011
2011 -> Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа дисциплины «Основы теории коммуникации»
2011 -> Тезисы международной научно-практической конференции "Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня"
2011 -> Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии»
2011 -> Николо Макиавелли Государь
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Экономическая социология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница