Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы се



Скачать 301.83 Kb.
Дата04.05.2018
Размер301.83 Kb.
ТипПланы семинарских занятий

Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу философии /Составитель — И.В. Вишев. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 22 с.

ОТ АВТОРА

Усиление акцента на самостоятельную подготовку специалистов логично и вполне оправданно. Самостоятельная учебная работа намного труднее и напряженнее, чем получение знаний из вторых и третьих рук, но зато она несравненно эффективнее и ценнее. Возможные затруднения в процессе самоподготовки студентов могут и должны быть смягчены и облегчены ее дополнительным методическим обеспечением. Настоящая разработка и призвана помочь решению этой задачи.

Обширность философской проблематики и ощутимый дефицит учебного времени не позволяют ни расширить тематику лекционного курса, ни полностью продублировать ее на семинарских занятиях. Вследствие данного обстоятельства на них будет рассматриваться ряд важных и трудных вопросов философского курса в основном историко-философского раздела и главные вехи эволюции представлений о человеческом бессмертии. Поэтому, с одной стороны, необходимо по-прежнему использовать ранее опубликованный автором настоящей работы методический материал по индивидуализированному курсу философии «Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики» (Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994), а с другой и вместе с тем, следует уточнить и обозначить тематику практических занятий по этому курсу в ее обновленном содержании, прежде всего в связи с рассмотрением проблемы человеческого бессмертия.

Эта проблема всегда занимала центральное место в любом историческом типе мировоззрения — и мифологическом, и религиозном, и философском, — но особую актуальность и остроту она обрела в наше время. Так что такое внимание к ней вполне заслуженно и оправданно. Неудивительно, что именно эта тема стала лейтмотивом моих научных интересов и исследований.

Тем не менее студенты нередко спрашивают, как я сам приобщился к изучению этой проблемы, какие конкретные обстоятельства и мотивы породили у меня ее нетрадиционную постановку и решение. Предупреждая такого рода вопросы, стоит, хотя бы коротко, предварительно ответить на них. Это может помочь более адекватно — не только рационально, но и эмоционально — воспринять и отнестись к предлагаемому аспекту рассмотрения курса философии. К тому же фундаментальность и системообразующий характер общемировоззренческой проблемы человеческого бессмертия позволяет затронуть многие другие, так или иначе сопряженные с ней, важные философские вопросы. Тем самым ее рассмотрение предоставляет возможность существенно расширить мировоззренческий, в том числе и прежде всего философский кругозор.

Идея практического бессмертия человека озарила мое сознание и всю мою жизнь в конце 1957 года, когда я был студентом 5-го курса философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Мне тогда шел 25-й год. Я был на несколько лет старше большинства своих однокашников. Дело в том, что за 10 лет до этого, в 1947-м году, в результате несчастного случая (сильнейший химический ожог металлическим натрием лица и глаз) я потерял зрение. Мне было тогда немногим более 14-и лет. Три года ушло на лечение, однако зрение восстановить не удалось. Правда, один год мне удалось «сэкономить», поскольку учебную программу 9-го и 10-го классов Областной заочной средней школы (г. Харьков) я освоил в течение одного учебного года. Так что в МГУ поступил в 20-летнем возрасте. Женился в конце второго курса. С этим как раз, в частности, как выяснилось впоследствии, оказалось связано и возникновение идеи практического бессмертия человека. И вот с тех пор, с 1957 года она неотступно владеет мною, и это уже, несомненно, до конца моих дней. У меня никогда, ни разу не притуплялся интерес к этой теме, я готов размышлять над ней и писать о ней все время. Случилось же это главным образом благодаря вот каким обстоятельствам.

На 3-м и 4-м курсах я писал курсовые работы о законе и закономерности. Одним из важнейших результатов этой работы стало осознание того факта, что действие того или иного закона в решающей степени зависит от меняющихся условий, в которых оно осуществляется, и действия других законов. Например, то, что вода кипит при 100 градусах по шкале Цельсия, — это вечный закон природы. Но чтобы он действовал, для этого нужны и вода (ведь без ее наличия и закона не будет), и нормальное атмосферное давление, и соответствующая температура. Если же, скажем, изменится давление, то станет иной и точка кипения.

Или еще такой пример. Закон тяготения обрек человека, у которого отсутствуют какие бы то ни было природные приспособления для летания, передвигаться исключительно по земле. Но когда был открыт закон подъемной силы крыла самолета, действие которого дало возможность противопоставить его действию закона тяготения, человек обрел способность летать в атмосфере. С открытием же закона реактивного движения, в еще большей степени способного противодействовать закону тяготения, человек смог выйти в заатмосферные высоты, в открытый космос, жить там и работать. Так осуществилось одно из заветных человеческих мечтаний, которое поначалу и очень долго тоже представлялось сказочным, фантастическим, несбыточным.

Разумеется, для достижения этой дерзновенной цели потребовалось решение и множества иных сложнейших и труднейших задач, но магистральная и определяющая линия в данном отношении была именно таковой. Да и вообще, можно и нужно признать, что весь ход человеческой истории, по сути дела, — это процесс расширения сферы человеческой свободы. И в самом деле, уже очень многое из того, о чем люди раньше могли только мечтать, стало со временем реальностью их жизни. Осознание данного факта не может не вызывать энтузиазма и творческого подъема. Так что психологически я уже был как бы подготовлен в этом плане к положительному восприятию того, что для других по-прежнему могло представляться заведомо «несбыточным».

И соответствующая благоприятная ситуация не заставила себя долго ждать. Как раз 42 года тому назад в праздничный ноябрьский день родилась моя дочь. Жена еще находилась в роддоме, и в связи с этим значительным и радостным событием в нашей жизни, я написал ей такое незатейливое и непритязательное стихотворение, предназначавшееся тогда только для нас самих:


Спускались, шелестя, на землю листья плавно,

Знамен багрянцем вся Москва зажглась,

И в этот день осенний, в этот праздник славный

Дочурка наша родилась!


Подарок Родине и мне большой подарок!

Любимая моя, тебе спасибо шлю!

Тебя любил я, но любил любовью старой,

Сегодня более вчерашнего люблю!


За днем промчится день, за годом год промчится,

И станет женщиною маленькая дочь,

И сединою голова засеребрится, —

Не в силах люди старость превозмочь…


Да, старое должно уйти и дать дорогу нови, —

Таков закон быстро текущей жизни всей,

Но в жизни будущей частица нашей крови

Жить будет вечной жизнею своей…


Расти, дочурка, только помни строго,

Что жизнь прожить — не поле перейти,

Трудом и честью проложи себе дорогу!

Желаем счастия на жизненном пути!


Как здесь ясно видно, в этом тексте изложена вполне традиционная, явно фаталистическая точка зрения на старение и старость, а значит и на неизбежность смерти. Но, обдумывая его и размышляя над ним, я как раз и задался, как выяснилось со временем, решающим вопросом, именно в то время для меня оказавшимся вполне закономерным: в чем же заключается тот роковой закон, который обрекает людей на старение и смерть? Почему люди, достигшие таких выдающихся успехов в самых различных областях науки и техники (как раз за месяц до этого в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли), мирятся со своей смертностью и не принимают никаких серьезных мер для противодействия этому? Разве нельзя и в данном случае попытаться так изменить условия действия законов, обусловливающих старение и смерть, чтобы они стали действовать иначе и перестали бы приводить к столь фатальному сейчас и трагическому исходу? Что препятствует достижению этой дерзновенной цели? Что нужно сделать для ее реализации, т.е. чтобы люди смогли жить неограниченно долго, настолько долго, чтобы можно было сказать, — человек стал практически бессмертным. Вот так и родилась эта идея.

Но я понял с самого начала всю подлинную грандиозность этой проблемы и потому отдавал себе ясный отчет, что сразу приняться за нее никак нельзя. Для нее нужно было, так сказать, «созреть». К тому же тема дипломной работы — «Гносеологическое значение математики в квантовой механике» — была уже определена и утверждена. Дело в том, что я начинал учебу на философском факультете МГУ в группе логиков, но вскоре перешел в группу физматчиков — философские проблемы естествознания меня интересовали несравненно больше. Курс высшей математики и физики нам читали преподаватели мехмата и физфака МГУ. Теоретическую физику у нас вел профессор Д.Д. Иваненко, один из творцов теории протонно-нейтронного ядра атома.

Но не только я сам тогда не был готов серьезно заняться проблемой человеческого бессмертия, к ее восприятию общественное мнение, прежде всего в научном мире, было к этому тогда тоже совершенно не готово. Поэтому я сначала защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей», поскольку она была напрямую связана с историей — моим любимым предметом еще со школы, да и позволяла лучше понять точку зрения религии на широкий круг разнообразных вопросов, связанных с толкованием ею проблемы личного бессмертия.

Так в конечном итоге мой научный исследовательский интерес, а затем и преподавательский, синтезировался в разработке концепции практического бессмертия человека. В ней органично соединились и история, и критический анализ религиозных представлений, и философские проблемы естествознания, и многое другое. Правда, как потом выяснилось, еще более целесообразным мог бы оказаться мой переход не в физматовскую, а в биологическую группу, которая тоже существовала на философском факультете. Но уж тут ничего не переделаешь. Экзамен по биологии, впрочем, я сдавал, но в общем и целом этот предмет мне пришлось изучать самостоятельно.

Зародившись, как уже отмечалось, еще в 1957 году, идея практического бессмертия человека постоянно владела моим сознанием. Я все время размышлял над ней, постепенно собирал материал. Но непосредственно ее разработкой я начал заниматься только после того, как мне в 1968 году было присвоено звание доцента. Решив такого рода «организационные», «базовые» вопросы, я весь без остатка посвятил свои усилия этой великой идее. Работа с тех пор была проделана колоссальная. Первый стартовый успех был связан с моим участием в работе 9 Международного конгресса геронтологов, занимающихся проблемами старения и старости (Киев, 1972 г.), в трудах которого были опубликованы и тезисы моего доклада. За минувшие годы мною было опубликовано более полутораста научных и методических работ, в том числе около десятка книг.

В октябре 1990 года в форме научного доклада по совокупности работ, опубликованных к тому времени, я защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения». В феврале 1991 года мне была присуждена ученая степень доктора философских наук, а в июле того же года присвоено звание профессора. В апреле 1999 года на общем собрании Челябинского отделения Академии гуманитарных наук я был избран действительным членом этой Академии, или, что то же самое, академиком АГН.

Естественно и понятно, что мне захотелось и я счел нужным познакомить с основными результатами этой работы и молодежную студенческую аудиторию.

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение тем семинарских занятий, посвященных проблеме человеческого бессмертия, трудно уложить в строгий почасовой регламент. В разных студенческих группах изложение и обсуждение этой проблемы происходит неодинаково. Однако от темы к теме такого рода расхождения выравниваются и на ее изучение уходит примерно как раз весь учебный год.

Первый (или первые) вопрос плана семинаров предназначен для общегрупповой подготовки, остальные, непосредственно посвященные проблеме человеческого бессмертия, освещаются в студенческих докладах длительностью 15–20 мин., в исключительных случаях они могут продолжаться несколько дольше. Доклад, как правило, готовят двое. С одной стороны, это облегчит каждому его подготовку, а с другой — уменьшит возможность срыва рассмотрения и обсуждения очередной темы. При этом один из докладчиков основательно готовит свою часть темы, а с другой ознакомливается лишь в общем виде. Так же свою задачу решает и второй докладчик. Подобная методика позволяет студентам углубленнее изучить большее число тем, выработать столь необходимые для профессионалов (многие из которых к тому же могут стать ведущими специалистами и руководителями производства) навыки самостоятельной работы над литературными источниками и выступления перед аудиторией.

Но здесь подстерегает одна серьезная опасность, относительно которой необходимо сразу же предостеречь. Чтобы достичь столь важную указанную цель, для подготовки доклада следует выкроить должное время и приложить соответствующие усилия. Нельзя поэтому оставлять работу над ним на последние часы перед семинаром. За такое короткое время невозможно подготовить доклад, и все может свестись лишь к прочтению текста, в чем никто не может быть заинтересован. Подобным способом положительных навыков выработать нельзя. Скорее — наоборот.

Чтобы был сделан хороший доклад, нужно сначала ознакомиться с соответствующими литературными источниками, определить основные идеи, обдумать их, дать им свою собственную критическую оценку и изложить своими словами. Нужно учитывать, что печатная речь существенно отличается от устной и именно последняя лучше воспринимается слушателями. Когда излагается личное мнение по рассматриваемому вопросу, доклад вызывает несравненно больший интерес, его содержание прочнее усваивается и в итоге дает наибольший эффект. Следует также знать и помнить о том, что качество сделанных докладов учитывается при выставлении зачета и оценки на экзамене.

Чтобы остальная часть учебной группы была подготовлена к восприятию содержания докладов и более активному участию в его обсуждении, всем нужно будет ознакомиться с соответствующим материалом учебного пособия «Философская проблема человеческого бессмертия» и рекомендованными страницами из других книг.

После вопросов плана семинара приводится список литературных источников, изучение которых необходимо для подготовки к практическому занятию. В этой связи нужно особо подчеркнуть, что без обращения к указанной литературе в принципе нельзя подготовить соответствующий доклад, поскольку просто нет другой, в которой поставленные вопросы рассматривались бы под требуемым углом зрения. В случае неисполнения этого предупреждения доклад придется готовить заново, а это неизбежно нарушит временную последовательность событий, логику и многое другое. По той же причине недопустимо по собственному усмотрению откладывать свой доклад на следующее семинарское занятие. Вместе с тем указанный список литературы может быть дополнен самостоятельно другим источником информации, способствующим раскрытию вопросов темы семинарского занятия. После их перечня и литературы предлагаются методические рекомендации, предназначенные помочь изучающим философию и проблему человеческого бессмертия быстрее и результативнее сориентироваться в учебном материале и усвоить его. Указанные рубрики отделены «звездочками». Основной формой контроля, выборочного или фронтального, будут письменные ответы на проверочные вопросы как по отдельным темам, так и соответствующим разделам. С той же целью будут использоваться тесты (контрольные вопросы).
Тема 1. Мировоззрение и его исторические типы. Проблема бессмертия в

мифологии и религии




  1. Проблема мировоззрения: сущность, структура, факторы формирования, роль в бытии личности и общества.

  2. Сущность и характерные черты мифологии как исторического типа мировоззрения. Специфика решения проблемы человеческого бессмертия в мифологическом мировоззрении.

  3. Религия как исторический тип мировоззрения: сущность, структура, функции, происхождение, роль и значение в личной и общественной жизни. Основные теологические версии природы души, ее происхождения и посмертной участи людей.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. — В 2 ч. — Ч.1 /Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989. (Далее название учебника дается сокращенно).

  2. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

  3. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? — Минск: Беларусь, 1990.

  4. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. — С.19–29; 43; 46–58.

  5. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — Раздел первый.

* * *

Проблема мировоззрения и его исторических типов — исходная тема философского курса. Хорошо усвоить ее основные аспекты — значит заложить прочное основание для дальнейшего приобщения к философской культуре. Лекции и учебники помогут в решении этой задачи, но главное в конечном счете — напряженная и ответственная самостоятельная работа. Только она дает определяющий итог.

При подготовке к первому вопросу плана первого семинарского занятия можно использовать ранее опубликованную (1994 г.) более подробную разработку по соответствующей теме, содержащуюся в методическом материале по индивидуализированному курсу философии «Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики» (с.8). В учебнике «Введение в философию» по первому вопросу надо изучить 1-й пункт (или параграф) 1-й главы (с.20–29), а по первым частям второго и третьего — 2-й пункт (с.30–35). Наряду с вдумчивым рассмотрением изложенных в этом учебнике различных положений по данной теме, обратите особое внимание на противопоставление в нем таких «опор» мировоззрения, как знание и ценность (с.24–25). Не слишком ли резко оно подчеркнуто? Каково Ваше мнение об этом? Обоснуйте, пожалуйста, Вашу точку зрения.

Для подготовки доклада о решении проблемы человеческого бессмертия в мифологическом мировоззрении основными источниками являются: в книге «Проблема личного бессмертия» глава 3, в книге «Бессмертие человека. Реально ли оно?» — с.9–31; для доклада о теологических версиях решения этой проблемы — в первой из них главы 4 и 5, а во второй — с.31–62. Тем же, кто не готовит доклады, чтобы лучше воспринимать их и активнее участвовать в обсуждении и в данном случае, и впредь нужно обязательно прочитать рекомендованные страницы в учебном пособии «Философская проблема человеческого бессмертия» и в книге «Гомо Имморталис — Человек Бессмертный». Естественно, что и докладчикам их тоже следует прочитать, как и во всех других подобных случаях. Лишь при таком условии изучение этой темы (как и остальных тоже) может вызвать вполне оправданный интерес и принести наибольшую пользу.


Тема 2. Философское мировоззрение. Человеческое бессмертие как

философская проблема




  1. Философия как исторический тип мировоззрения: сущность, факторы и условия возникновения, любовь к мудрости, изменение предмета размышлений и исследования, взаимосвязь с частными науками, структура и функции.

  2. Проблема основного вопроса философии. Ее биополярность. Основные философские направления, их социальная и гносеологическая обусловленность.

  3. Диалектика, метафизика, креационизм.

  4. Проблема научности философии. Жизнь, смерть, бессмертие мира, человечества, человека как научно-философская проблема.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник. — Ч.1.

  2. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? //Философские науки. — 1989. — № 6.

  3. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Проблема научности философии и «контрфилософия» //Философские науки. — 1989. — № 6.

  4. Вишев И.В. Предисловие: Проективна ли философия //Проблемы иммортологии. Книга 3: Проблема человеческого бессмертия в русской философии: значимость естественнонаучного и научно-технического обоснования подходов и решений /Научный редактор И.В. Вишев. — Челябинск: ЧГТУ, 1996. — С.4–23.

  5. Вишев И.В. Современный креационизм: притязания и реалии: Учебное пособие. — Челябинск: ЧГТУ, 1996.

* * *

Осмысление специфики философии как особого исторического типа мировоззрения, как специальной науки и как методологии имеет ключевое значение для успешного усвоения основных идей в истории философской мысли и ее проблематики. В учебнике этим вопросам посвящены прежде всего 3-й и 4-й пункты его первой главы. Естественно, данной проблематике уделяется должное внимание и в лекциях, даются в них и соответствующие методические рекомендации по ее изучению.

Одним из сравнительно новых аспектов рассмотрения проблемы развития стал критический анализ современного креационизма — учения о сотворении мира богом. Главная его особенность заключается в том, что он претендует считаться «научным направлением» и пытается апеллировать к данным науки, призванных будто бы подтвердить обоснованность и если не истинность, то хотя бы равноправность этого учения с другими научными концепциями. Креационизм без обиняков рассчитывает на интеллектуальную среду — в первую очередь именно на студенческую. Так что вполне оправданно опережающе обсудить этот вопрос в такой аудитории. В подготовке доклада по данной теме может помочь учебное пособие, рекомендованное в списке литературы.

5-й, заключительный пункт 1-й главы учебника должен стать отправным источником для подготовки доклада о научности философии. Однако, если позволит учебное время и незагруженность студентов к следующему семинару, когда будет рассматриваться последний вопрос, то было бы вполне оправданно ознакомиться с содержанием этого заключительного пункта и всем остальным.

Но для докладчиков по вопросу о научности философии этого материала совершенно недостаточно. Для них отправными источниками должны стать указанные в списке литературы статьи. В свое время именно они открывали дискуссию о научности философии. Но эта дискуссия продолжалась и позже. Поднять весь ее материал для докладчиков более чем затруднительно, и поэтому целесообразно воспользоваться рекомендованной частью Предисловия к 3-й книге «Проблемы иммортологии», в которой дан краткий обзор этой дискуссии.

Необходимо также обсудить вопрос о том, какие признаки характеризуют любую проблему, в том числе и указанную, как философскую.


Тема 3. Свободомыслие как феномен духовной культуры. Вольнодумство о

проблеме смерти и бессмертия человека.




  1. Свободомыслие: сущность, исторические формы, роль в жизни личности и общества.

  2. Свободомыслие о проблеме человеческого бессмертия.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник. — Ч.1.

  2. Основы религиоведения: Учебник. /Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 1994. — Раздел четвертый.

  3. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

  4. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — С.20-28.

* * *

Проблема свободомыслия, или вольнодумства, его исторических форм (богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, нигилизм, атеизм, гуманизм и др.) как феномена духовной культуры вызывает, особенно в наше время, вполне оправданный интерес и заслуживает самого пристального внимания. Очень важно логически аргументировать и подтвердить на конкретно-исторических примерах, что свободомыслие, вольнодумство имеет древние и глубокие корни, всегда были альтернативой вере в сверхъестественные силы и упованию на них. Однако, к сожалению, в учебнике об этом, практически, лишь упоминается (с.35). Этот пробел призваны восполнить как лекционный курс, так и студенческие доклады. Для докладчиков главный источник — 6-я глава книги «Проблема личного бессмертия», для остальных — те или иные страницы других источников.

Главное внимание в докладах должно быть уделено в контексте рассмотрения эволюции представлений о человеческом бессмертии древнейшим литературным памятникам (египетским папирусам и т.п.) трех-и четырехтысячелетней давности, в которых уже тогда ясно выразились сомнения насчет официальных верований о посмертном существовании людей («Песнь арфиста» и др.). При этом особый акцент стоит сделать на возникших уже в те отдаленные от нас времена умонастроениях, ярко проявивших в условиях обострения неведомых прежде социальных антагонизмов мироощущение нарастающей бессмыслицы человеческой жизни, когда совершенно противоестественно смерть начинает восприниматься как желанный способ избавления от бедствий, страданий, несправедливости («Беседа разочарованного со своим духом» и т.п.).

Не стоит пересказывать своими словами древние тексты, ибо в таком случае они утрачивают свою самобытность, свою оригинальность. Несравненно целесообразнее отбирать и зачитывать наиболее яркие их фрагменты. Это производит более сильное впечатление. Но подобный отбор должен быть вдумчивым и критичным, чтобы не затягивать доклад, который, следует напомнить, должен быть минут на 15–20, в крайнем случае — чуть больше.

Нельзя не привести глубокие мысли древних как серьезные доводы в пользу аллегорически понятого бессмертия — книги, мудрые изречения и т.п. («Честер-Бити» и др.), которые не утратили своего значения вплоть до нашего времени, да и вряд ли утратят когда-нибудь.

Не могут не вызвать интерес антиномичные (когда одинаково убедительно обосновываются взаимоисключающие утверждения) размышления и аргументы наших далеких предков («Диалог господина и раба о смысле жизни»).

Заслуживает внимания и библейская книга «Екклесиаста, или Проповедника»,автором которой религиозная традиция приписывает царю Соломону. Однако библейская критика датирует ее 3-м веком до н.э., возникшей под влиянием древнегреческой философии. Она поистине является «инородным телом» в иудео-христианском «священном писании», поскольку тоже содержит немало вольнодумных и мудрых суждений.
Тема 4. Античная философия. Материалисты Древнего мира о проблеме

смерти и человеческого бессмертия




  1. Основные проблемы и особенности античной философии.

  2. Античные материалисты о проблеме смерти и бессмертия человека.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник. — Ч.1.

  2. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

  3. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. — С.51–52.

  4. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — С.42–45.

* * *

Первый вопрос плана этого семинара относительно подробно излагается в учебнике (с.74–115) и лекции. В последней даются и соответствующие методические рекомендации для его изучения. Второй вопрос рассматривается в докладах. Основной источник для них — 7-я глава книги «Проблема личного бессмертия». Остальные студенты самостоятельно знакомятся с главным содержанием этой темы по указанным страницам других источников, рекомендованных в списке литературы.

Докладчикам не стоит задерживаться на взглядах Сократа на природу смерти как отрешения души от тела и его доказательствах этого, поскольку данный материал, хотя и в другом контексте, рассматривается в лекции. Так что целесообразнее освободить время для другого. Поэтому вполне оправданно сразу же начинать с изложения воззрений китайского материалиста Ян Чжу. При этом не стоит просто зачитывать его суждения, а надо попытаться проанализировать их, высказать собственную их оценку. Согласны ли Вы, например, с тем его утверждением, что если человек не проявил себя за свою нынешнюю «долгую» жизнь, так этого не произойдет и за десять тысяч лет, т.е. они для него будут совершенно ненужными и бесполезными? Точно так же следует критически проанализировать и другие его высказывания.

Следует уделить должное внимание взглядам Гераклита и Демокрита. Однако центральной фигурой в данном вопросе, бесспорно, является Эпикур. Именно его воззрения на проблему смерти и бессмертия человека оставили особенно заметный след в истории философской мысли и во многом не утратили своего значения даже в наше время. Так что ему как раз и должно быть уделено в докладе главное внимание.

Особую ценность представляют три эпикуровских принципа прекрасной жизни. Главный среди них — 2-й, в первую очередь призванный освободить людей от разрушительного чувства страха смерти. (Впрочем, в определенном смысле той же цели служит и 1-й принцип — боги не вмешиваются в жизнь людей). Эпикур стремился внушить людям мысль о том, что, строго говоря, человек со смертью, по существу, не встречается, а следовательно, ему, действительно, ее незачем бояться. Нужно подробнее рассмотреть его рассуждения, согласно которым смерть есть отсутствие ощущений, тогда как именно через них человек получает и удовольствия, и неудовольствия. Из подобных рассуждений делается важнейший вывод: пока человек ощущает — смерти еще нет, а когда смерть приходит, человек уже не ощущает, его нет. В этом есть очень большой резон и его важно уяснить.

Если вслушаться в звучание слов «эпикуреизм» и «эпикуреец», то можно уловить некое отрицательное звучание. Об этом позаботились противники Эпикура и материализма вообще, особенно христианская церковь. Оппоненты этого учения толковали его как призыв к погоне за удовольствиями, к безудержным наслаждениям. Подобные искажения эпикуреизма можно услышать и сегодня. Между тем этот древнегреческий мыслитель специально подчеркивал, что прекрасной жизнь может быть только в том случае, если она разумна, нравственна и справедлива, и наоборот, разумная, нравственная и справедливая жизнь не может не быть прекрасной. Условием же ее является благоразумие, которое превыше всего, даже философии. Извращать же чужие взгляды, как это делают, например, «антиэпикурейцы», — самое неблагодарное и неблаговидное дело.

Затем можно сравнить модель активной общественной жизни, которую разделял Аристотель, старший современник Эпикура, с моделью атараксии последнего, обусловленные различными конкретно-историческими ситуациями. Определенный интерес представляют идеи Тита Лукреция Кара, который делал акцент не на проблему смерти, а на проблему жизни, ее ценность. Он один из первых, если не самый первый, высказал мысль о необходимости смены поколений как фактора развития. Но на этом можно долго не останавливаться, поскольку впоследствии (тема 8) данный вопрос будет рассматриваться специально и основательно.
Тема 5. Философия Нового времени. Материалисты Нового времени

о проблеме смерти и бессмертия человека




  1. Основные проблемы и особенности философии Нового времени.

  2. Французские и немецкие материалисты Нового времени о проблеме человеческого бессмертия.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник. — Ч.1.

  2. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

  3. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. — С.50–53.

  4. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — С.45–50.

* * *

Как и в других подобных случаях, первый вопрос плана в основном раскрывается в учебнике (с.146–169) и на лекции. В ней же даются и соответствующие методические указания для его усвоения. Что же касается проблемы человеческого бессмертия, то она опять-таки рассматривается главным образом в студенческих докладах. При этом особо важно отметить, что ознакомление с историей философской мысли, в том числе с эволюцией представлений о бессмертии человека, не является следствием простой любознательности. В решающей степени это обусловлено тем, что многие идеи прошлого живы еще и сегодня, и не просто продолжают существовать, а активно влияют на мировоззрение наших современников, от решения которых зависят судьбы многих из нас, а то и всех без исключения. Так что все это оказывается делом более чем серьезным, ответственным и актуальным.

Очень много интересных и оригинальных мыслей высказали такие известные философы, как Ж. О. Ламетри, Д. Дидро, Л. Бюхнер и др. Ознакомление с ними также повышает общую и философскую культуру человека. Но все же ключевыми персоналиями и их воззрениями о проблеме смерти и бессмертия человека в эту историческую эпоху, бесспорно, являются П. Гольбах и Л. Фейербах. Именно на них докладчики должны сосредоточить главным образом свое внимание, да и все остальные тоже.

Прежде всего необходимо подчеркнуть следующие три главных их убеждения. Первое — в мире все необходимо и не может происходить иначе, чем происходит. Второе — смерть необходима, ибо она не знает исключений. Третье — естественная смерть поэтому не есть беда, не является злом, бороться надо лишь с преждевременной смертью, а не с естественной, с последней остается лишь примириться. Так что поиск реального бессмертия — это не дело науки, да и вообще недостойное занятие.

Разве не так же большинство, в том числе и ученых, думает и сегодня? А как Вы сами считаете? Попытайтесь, пожалуйста, обосновать свою точку зрения
Тема 6. Немецкая классическая философия и философия марксизма. Гегель.

и диалектико-материалистическая философия о проблеме смерти и

человеческого бессмертия


  1. Основные проблемы и особенности немецкой классической философии.

  2. Марксистская философия: исторические предпосылки возникновения и развития, основные проблемы и особенности.

  3. Немецкая классическая философия и философия марксизма о проблеме смерти и бессмертия человека.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник. — Ч.1.

  2. Вишев И.В. Радикальное продление жизни людей (социальные, естественнонаучные, философские и нравственные аспекты). — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.

  3. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. — С.53–54.

  4. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. —С.50–52.

* * *

Из первых двух вопросов плана этого семинарского занятия главным и наиболее актуальным является, конечно же, второй. Он достаточно подробно излагается и в учебнике (гл.3) и в лекции с соответствующими рекомендациями для самостоятельного изучения. Первый же вопрос (в учебнике с.169–191) в данном случае имеет как бы дополнительный характер, помогающий лучше понять диалектико-материалистическую точку зрения.

Содержание доклада о марксистском подходе к решению проблемы смерти и бессмертия человека довольно четко подразделяется на две основные части: собственно взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на эту проблему [2, с.139–146] и диалектико-материалистическая методология, из соответствующих положений которой ни тот, ни другой не делали сами никаких выводов относительно смерти и бессмертия, но которые тем не менее, по существу своему, все же могут быть и должны быть сделаны. Последние здесь рассматривать не целесообразно, так как более уместно и оправданно это будет сделать в 8-й теме, когда речь пойдет о философском обосновании новой постановки проблемы практического бессмертия человека.

Что же касается собственно марксистского понимания смерти и бессмертия, то следует подчеркнуть, что он во многом совпадает с фейербаховским, и в этом отношении ничего нового практически внесено не было. Определенным исключением можно считать диалектику жизни и смерти в известном фрагменте «Диалектики природы» Ф. Энгельса (Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — т.20. — С.610–611), но и она, по сути дела, является лишь пересказом гегелевской точки зрения по этому вопросу. В этой связи обязательно нужно привести ту гегелевскую мысль, на которую ссылается Ф. Энгельс. Оправданно это еще и тем, что рассуждения Гегеля являются наглядным примером диалектического мышления (смерть в зародыше содержится в самой жизни, жизнь есть самоотрицание, смерть является необходимым результатом жизни и т.п.). Вместе с тем нужно также отметить, что такое толкование диалектики жизни и смерти еще не выводит за пределы фатализма. Между тем именно на данное высказывание Ф. Энгельса ссылались, как правило, геронтологи (ученые, изучающие старение и старость), обосновывая неотвратимость старости и смерти, а значит и невозможность бессмертия. В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что столь часто цитируемое ими высказывание Ф. Энгельса находится в книге, которая не была подготовлена им к печати и является явно незаконченным сочинением. В «Анти-Дюринге» же, изданном Ф. Энгельсом, высказывания, относящиеся к данной проблеме, уже не звучат так фаталистично. Более того, доклад целесообразно закончить его высказыванием о жизни как противоречии [2, с.145–146], из чего как раз вытекает, в частности, вполне обоснованный вывод о необходимости и реальной возможности удержать данное противоречие на пике оптимальных характеристик и тем самым сохранить жизнь, не допустить смерть. Так открывается научно-оптимистическая перспектива решения проблемы человеческого бессмертия.


Тема 7. Русская философия. Проблема личного бессмертия в истории

русской философской мысли




  1. Основные проблемы и особенности русской философии.

  2. Ортодоксально-православные воззрения на проблему личного бессмертия К.Н. Леонтьева.

  3. Н.Ф. Федоров — творец философии общего дела.

  4. Религиозно-философские воззрения В.С. Соловьева на проблему личного бессмертия и его идея «настоящего критерия» прогресса.

  5. Философская интепретация С.Н. Булгаковым хозяйства как поля борьбы жизни со смертью.

  6. Взгляды Н.А. Бердяева на проблему смерти и бессмертия человека, его критика христианского учения о вечности адских мучений.

  7. Космическая философия К.Э. Циолковского и решение им проблемы смерти и бессмертия человека.

  8. Биокосмические идеи иммортализма и интерпланетаризма.

* * *

  1. Введение в философию: Учебник. — Ч.1.

  2. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

  3. Вишев И.В. Проблемы иммортологии. Книга 1: Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли ХIХ–ХХ столетий. — Челябинск: ЧГТУ 1993.

  4. Вишев И.В., Ярышкин В.П., Минеев В.В. Проблемы иммортологии. Книга 2: Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность. — Челябинск: ЧГТУ, 1994.

  5. Проблемы иммортологии. Книга 3: Проблема человеческого бессмертия в русской философии: значимость естественнонаучного и научно-технического обоснования подходов и решений /Научный редактор И.В. Вишев. — Челябинск: ЧГТУ, 1996.

  6. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. — С.91–99.

  7. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия в истории русской философии: персоналии и идеи: Учебное пособие. —Ч.1. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998.

  8. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — С.52–64.

* * *

Сначала надо дать общую характеристику основных проблем и особенностей русской философии [1, с.194–208; 288–293]. Затем нужно обратить внимание на то, что именно в ней эволюция подходов и решений проблемы личного бессмертия занимает исключительно важное место. Для большинства отечественных философов, особенно для тех, о ком здесь идет речь, характерно как раз непримиримое отношение к смерти, попытки найти положительное решение этой проблемы. Первым должен быть сделан доклад о воззрениях К.Н. Леонтьева, который разделял ортодоксальные верования православия о посмертной участи людей [4, с.21–45; 7, гл.1]. В сравнении с этим становится более понятным и весомый вклад других русских философов в решение проблемы человеческого бессмертия. Центральной фигурой в данном отношении, безусловно, является Н.Ф. Федоров и его философия общего дела. Особого внимания и вдумчивого анализа заслуживает его идея о смерти, явившейся в мир вследствие стихийной эволюции природы, не как качества человека, а свойства, которое в принципе можно устранить, регулируя ход естественных событий, внеся в них сознание и волю самого человека. Так до него никто не смотрел на смерть. На чем же базировалась мысль о регуляции? Надо обдумать, обсудить и этот вопрос. Не стоит обходить молчанием главную идею Н.Ф. Федорова о воскрешении уже ушедших поколений [3, с.26–34; 5, с.33–53; 7, гл.2]. Так ли уж фантастичны его идеи? Не было ли в ХХ веке сделано открытий, которые показали ее реалистичность, приблизили к осуществлению?

Главное в воззрениях В.С. Соловьева по рассматриваемой проблеме — его определение «настоящего критерия» прогресса [3, с.34–44; 7, гл.3], а С.Н. Булгакова — философия хозяйства, которое он понимает как поле борьбы жизни со смертью [3, с.45–57; 7, гл.4]. Проанализируйте их значение для преодоления опасности технократизма. Ценна и актуальна критика, данная Н.А. Бердяевым христианского учения о вечности адских мучений [4, с.45–68; 7, гл.5]. В докладе о Н.А. Бердяеве можно рассмотреть также не только другие его идеи, но и взгляды И.А. Ильина на проблему личного бессмертия [4, с.69–74].

Рассмотрите основные идеи космической философии К.Э. Циолковского и его частное и универсальное решения проблемы смерти и бессмертия человека [2, гл.9; 3, с.59–80]. В чем ее сильные и слабые стороны? Практически мало кому известны воззрения анархистов-биокосмистов об иммортализме (бессмертии) и интерпланетаризме (межпланетных сообщениях) [3, с.80–99; 54–73]. Между тем именно их можно назвать подлинно современной постановкой этой проблемы в ее главных и взаимосвязанных «ипостасях». Было бы уместно и полезно упомянуть о взглядах А.М. Горького по данному вопросу [2, с.227; 6, с.97–98; 8, с.62–63].


Тема 8. Современная концепция практического бессмертия человека


  1. Эволюция взглядов Р. Моуди от жизни «после» жизни к жизни «до» жизни как одна из альтернативных точек зрения на решение проблемы человеческого бессмертия.

  2. Философские основания преодоления смертнической парадигмы.

  3. Социальные факторы нетрадиционной постановки проблемы сохранения молодости человека и достижения его практического бессмертия.

  4. Научно-технические и естественнонаучные предпосылки и перспективы решения триединой задачи укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия.

  5. Нравственно-гуманистические и ценностные аспекты проблемы практического бессмертия человека.

* * *

  1. Моуди Раймонд. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. — Москва-Рига: Старт-Синектика, 1991.

  2. Моуди Р. Жизнь до жизни //Тайна жизни: Сборник — Харьков; Фортуна-пресс; Неофит, 1995.

  3. Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. — Киев, 1997.

  4. Бердышев Г.Д. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия. — Киев: Политиздат Украины, 1989.

  5. Вишев И.В. Радикальное продление жизни людей (социальные, естественнонаучные, философские и нравственные аспекты). — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.

  6. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — Гл.10–12.

  7. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? — Минск: Беларусь, 1990. — Часть 2.

  8. Вишев И.В. Проблемы иммортологии. Книга 1: Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли ХIХ–ХХ столетий. — Челябинск: ЧГТУ, 1993.

  9. Вишев И.В. Философская проблема человеческого бессмертия: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. — Раздел 2.

  10. Вишев И.В., Ханжин Б.М., Ханжина Т.Ф. Экофилософия: современные проблемы и перспективы решения. — Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 1999.

  11. Вишев И.В. Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. Раздел третий.

* * *

Заключительная тема семинарских занятий начинается с доклада об эволюции взглядов Р. Моуди от жизни «после» жизни к жизни «до» жизни [1; 2; 3; 9, с.81–89; 10, с.64–80] как относительно популярной «альтернативы» решения проблемы человеческого бессмертия. Ведь если они истинны и человека ожидает идиллическое будущее со «светящимся существом», то стоит ли беспокоиться о радикальном продлении жизни человека, о его практическом бессмертии? Но «истинны» ли они — вот в чем вопрос. На него-то и надо ответить взвешенно, серьезно и ответственно, ибо от этого очень многое зависит.

Доклад о философском обосновании нетрадиционной постановки проблемы практического бессмертия человека надо начинать с идеи об историческом характере законов природы и далее по содержанию оставшейся части (после марксистской философии) 1-го параграфа 3-й главы книги «Радикальное продление жизни людей» [5, с.146–160]. Следует специально раскрыть смысл понятия «практическое бессмертие» как бессмертия относительного, которое, с одной стороны, предполагает детерминированность жизнедеятельности человека на принципиально беспредельное существование, но, с другой, не исключает возможность смерти от той или иной внешней причины, которой всегда надо будет стремиться противодействовать — предусмотреть и предупредить [6, с.209–217; 7, с.99–116; 8, с.4–16, 99–110; 9, с.91–107; 10, с.82–93]. Для обозначения всего круга проблем, рассматриваемых в данной теме, было введено понятие иммортологии — науки о бессмертии (именно о практическом бессмертии).

«Дежурным» является вопрос: где же люди будут жить, если они сохранят свою молодость и достигнут практического бессмертия? Прежде чем ответить на него, нужно отметить сначала ряд объективных, главным образом — социальных, факторов, которые настоятельно требуют нетрадиционно поставить вопрос и о сохранении молодости, и о радикальном продлении жизни, выводящего за ее видовые границы [5, гл.1; 6, гл.10; 7, с.63–84; 9, с.108–120; 10, с.93–113]. Это — существенное постарение населения и сокращение рабочего периода человеческой жизни. Им и противодействует новая постановка проблемы. Необходимо также рассмотреть и другие глобальные проблемы современности.

Что же касается вопроса «где будут жить бессмертные», то, во-первых, нужно проанализировать современные демографические тенденции, которые в перспективе грозят «недонаселением» планеты, а во-вторых, экстенсивным и интенсивным освоением космического пространства, что позволяет использовать практически неисчерпаемый источник солнечной энергии и обеспечить космическую безопасность земного разума.

Наконец, неправомерно считать бессмертие бесконечно усугубляющейся старостью, будто бы грозящим поэтому обществу безысходным консерватизмом и неминуемым упадком. Бессмертие и молодость нерасторжимы, и потому в перспективе смена поколений перестанет быть фактором социогенеза.

Но в решающей степени, конечно же, имеет значение вопрос: открывает ли сегодня реальные перспективы сохранения молодости и достижения практического бессмертия теперь уже не только и не столько техника, сколько биология и медицина. В этой связи нельзя не напомнить о такой научной дисциплине, как ювенология — наука о способах сохранения и возвращения молодости. Надо также проанализировать фундаментальнейшие открытия последнего времени — клонирования, теломеразы и т.п. Продление жизни должно пройти три этапа: геронтологический, ювенологический и иммортологический [5, гл.2; 6, гл.11; 7, с.85–99; 9, с.120–142; 10, с.113–129].

В заключение необходимо сделать доклад о нравственно-гуманистических и ценностных аспектах проблемы практического бессмертия человека [5, с.160–183; 6, с.217–226; 7, с.116–133; 9, с.143–152; 10, с.129–137]. Надо показать, что беспредельная жизнь не может быть скучной, ибо человек получит возможность реализовать себя на различных поприщах; он не будет откладывать сколько-нибудь серьезные дела — ни любимые, приносящие ему радость, ни те, выполнение которых зависит от взаимной ответственности людей за общее дело; не станет человек становиться диктатором, преступником или иной асоциальной личностью, рискуя из-за этого потерять возможность неограниченно долгого личного бытия. Нет неотразимых доводов против практического бессмертия людей. Да и стоит ли так усердствовать, изыскивая их? Не является ли несравненно более достойным пафосом поиск реальных путей и средств научно-оптимистического решения триединой задачи — укрепления здоровья человека, сохранения его молодости и достижения практического бессмертия? Так отдадим предпочтение оптимизму и будем помнить, что ничего само собой не происходит. Успех в немалой степени зависит от нас самих. Надо дерзать. Так будем дерзать!

Гомо сапиенс может и должен стать Гомо имморталис!
Наш ум не сразу воспринять

Способен дерзкую идею,

Но мудрые смогли понять

И одарить потомков ею!


И наш отныне долг и честь —

Не дать идее кануть в Лету,

Бессмертия благую весть

Дано продолжить эстафету!


ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА…………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 7

Тема 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ В МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ…….. 8

Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

БЕССМЕРТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА……………. 10

Тема 3. СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ВОЛЬНОДУМСТВО О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ

ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………11

Тема 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. МАТЕРИАЛИСТЫ ДРЕВНЕГО

МИРА О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

БЕССМЕРТИЯ………………………………………………………...13

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МАТЕРИАЛИСТЫ

НОВОГО ВРЕМЕНИ О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ

ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………14

Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ

МАРКСИЗМА. ГЕГЕЛЬ И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИ-

ЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТИ И

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССМЕРТИЯ…………………………………15

Тема 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОГО БЕССМЕР-

ТИЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ……….17

Тема 8. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО



БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………19







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница