Проблема экспертной оценки знания



Скачать 167.5 Kb.
страница1/6
Дата02.02.2018
Размер167.5 Kb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6


Проблема экспертной оценки знания

в социологии и философии науки

История науки, подобно истории всех человеческих идей, есть история безотчетных грез, упрямства и ошибок. Однако наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности, возможно, единственный, в котором ошибки подвергаются критике и со временем довольно часто исправляются... В большинстве других областей человеческой деятельности существует изменение, но редко встречается прогресс.



Карл Поппер
Наука никогда не была удобным объектом для исследования. Если между биологом и лягушкой можно провести четкую субъект - объектную грань на основании некоторого родового размежевания форм жизни, то ученые, исследующие себе подобных, всегда вызывали подозрение.

Эпистемологически же проблема в том, что науку никто не видел. "Наука" как предмет изучения представляет собой абстрактный теоретический конструкт, имеющий огромное число значений под стать огромному числу индивидуальных научных практик и кроме того содержит, что очень осложняет дело, огромное число рациональных реконструкций этих практик. Трудность измерения состоит в том, что продукт научной деятельности (научное открытие или теория) так же важен, как и собственно процесс производства знания, но не может быть целиком сведен только к деятельности ученого.


Постоянство и изменчивость развития науки: формирование норм и ценностей воспроизводства знания

Современная философия науки предлагает несколько концепций для объяснения науки как развивающегося явления. Все зависит от того, какие два состояния развития науки рассматривать: постоянство науки или ее изменчивость во времени.

Вот как выстраивается традиция изучения этих двух контекстов в философии и социологии науки:





Постоянство

Изменчивость

Философия науки



Контекст обоснования: Гемпель, Поппер, Лакатос, Лаудан (рационализм)

Контекст открытия: Полани, Кун, Тулмин

(релятивизм)



Изучение принципов

Изучение прецедентов

Нормативная модель

И. Лакатоса [1]



Дескриптивная модель Т. Куна [2]

Социология науки



Мертонианская парадигма: Мертон, Барбер



Социальный конструктивизм: Кнорр-Цетина, Латур, Вулгар, Малкей

Наука = борьба за принципы

Наука = борьба за интересы

Изучение консенсуса

Изучение диссенсуса

Как видно из этой схемы, существует две философии науки и две наследующие им социологии науки. Водораздел между ними проходит по проблеме рациональности. Так для Гемпеля или Поппера рациональность определяется как существенно важная черта науки и предметом изучения становится вопрос: "Является ли постоянство науки результатом действия научных принципов (принципов подтверждения или опровержения, принципов простоты или ясности, принципов достоверности, обоснованности, правдоподобия и т.д.)?" Для Куна же интересен другой вопрос: "Является ли изменчивость науки следствием социокультурной детерминации?" И поскольку Кун скорее дает ответ "да", то невозможно по Куну считать рациональность нормативным принципом. Это означает, что не могут быть найдены критерии рациональности, а значит невозможно отличить науку от не-науки.

Единственное, в чем сходятся большинство философов и социологов науки – это идея о том, что наука в статике и динамике, в контекстах обоснования и контекстах открытия, определяется посредством двух основных состояний: постоянство и изменчивость.


Каталог: data -> 672
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
672 -> Общественные науки и современность 2002 • №6


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница