Проблема человека в русской религиозной философии



Скачать 178.7 Kb.
страница1/7
Дата20.03.2018
Размер178.7 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
ПЛАН:


  1. Антропоцентризм русской философии

  2. Персонализм Бердяева; учение о личности, свободе, творчестве

  3. Философско-антропологические идеи В.И.Несмелова, С.Л.Франка и Л.И.Шестова


Антропоцентризм русской философии

Русская религиозная философия представляет обширную и насыщенную многообразием философских концепций часть истории русской философии. Полторацкий Н. выделяет четыре главных периода в развитии русской религиозной философии:



  1. 30-40-е годы XIX в. Этот период связан больше всего с именами А.Хомякова и И.Киреевского, которыми была заложена основа современной религиозной философии и начертана ее программа.

  2. Последняя четверть XIX в. В центре – Вл.Соловьев, кроме того – Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.Федоров и др. В этот период Вл.Соловьевым была создана первая в истории русской мысли философская система.

  3. Конец XIX в. – начал XX в. Этот период связан с целой плеядой имен: братьев С.Н. и Е.Н.Трубецких, В.В.Розанова, Д.С.Мережковского, Л.И.Шестова, С.Н.Булгакова, НА.Бердяева, П.Б.Струве, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, П.И.Новгородцева, П.А.Флоренского и др. Это время подготовки целого ряда религиозно-философских систем.

  4. Период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Некоторые религиозные мыслители покинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания – П.Б.Струве, С.Н.Трубецкой, Л.И.Шестов, Н.С.Арсеньев, В.В.Зеньковский. В 1922 г. многие известные философы и деятели культуры (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др.) были высланы из Советской России как идеологически чуждый советской власти элемент. За рубежом они продолжали выступать как представители русской религиозной культуры.1 Их философское творчество, обогащенное духовным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Наибольшая известность выпала при этом на долю Н.А.Бердяева. Годы эмиграции – это период завершения многих религиозно-философских систем, период окончательного оформления русской религиозной философии, как особой школы философской мысли, и, в то же время, период постепенного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.2

Одной из наиболее характерных черт русской философии, отмечающих ее своеобразие как оригинальной национальной философской школы, являлось особое внимание к проблеме человека. Об этом говорили многие русские мыслители. Так, В.Зеньковский писал: «Если уже нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии... то я бы на первый план выдвинул антропоцентризм русских философских исканий».3

В русской философии антропологическая тема была самой главной на протяжении всей истории ее развития. В центре исканий русских мыслителей постоянно находились проблемы сущности человека, его предназначения в мире, его отношений с Богом. В связи с тем, что сама профессиональная философия в России развивалась в существенной степени под влиянием православного богословия, в понимании человека и в решении всех, связанных с ним проблем огромную роль играла православная антропологическая концепция, основы которой были заложены в учении отцов церкви.

При этом и внутри антропологической темы без труда можно обнаружить моменты, которые особенно специфичны именно для русской философии и отличают ее от западных вариантов решения проблемы человека. Это касается как истоков философской антропологии, так и ее выводов, которые у многих мыслителей поражают своей парадоксальностью, своим максимализмом в требованиях к отдельному человеку.1

Решение проблемы сущности человека и его положения в мире в русской философии неизменно было связано с проблемой сущности Абсолюта. Сам Абсолют, как правило, понимался в рамках идеи всеединства. Идеи, которую можно назвать главной «наследственной чертой» практически всех русских философов от П.Чаадаева до С.Франка и П.Флоренского.

Итак, духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватывающий характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:


  • природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;

  • гуманизм и его кризис;

  • смысл человеческой истории;

  • ряд важных социальных вопросов.2

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С.Соловьев. Во главу угла своей философской концепции он ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего – абсолютное, т.е. Бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с Богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.

Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в Бога – познание через веру.

В.Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.

Исследуя мировое зло, В.Соловьев последовательно опроверга тезис о непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из мира людей.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница