Проблема человеческого общения в «позитивном экзистенциализме» Николо Аббаньяно



Скачать 48.81 Kb.
Дата26.05.2018
Размер48.81 Kb.

Асп. А.Ю. Байбородов

Пермский государственный

педагогический университет
Проблема человеческого общения в «позитивном экзистенциализме» Николо Аббаньяно
В многоуровневой и сложной системе сущностных сил человека значительное место занимает проблема общения, одним из плодотворных путей исследования которой является изучение конкретных ее решений в различных философских направлениях Запада и Востока. Общение выступает как необходимое условие развития личности, формирования ее сознания и самосознания. Не случайно К.Маркс и Ф.Энгельс охарактеризовали общение как «обработку людей людьми». Проблема общения рассматривалась в разных философских направлениях, в том числе и в экзистенциализме. Экзистенциализм, бесспорно, является одним из наиболее значительных философских направлений XX в., оказавшим влияние практически на все стороны духовной жизни. В то же время главный недостаток экзистенциализма состоит в том, что его представители отказываются от решения вопросов онтологии и гносеологии, методологических проблем науки и тем самым уводят в сторону от проблем научной философии. Таким образом, антисциентистская направленность экзистенциализма очевидна. Тем не менее определенный интерес представляет постановка проблемы общения в «позитивном экзистенциализме» Н.Аббаньяно. Имя итальянского философа Николо Аббаньяно еще мало известно в нашей стране. Н.Аббаньяно известен как создатель «третьей» версии экзистенциализма, получившей название «позитивный экзистенциализм». Важно отметить, что Аббаньяно пытается рассматривать конкретного индивида в его реальной жизни, в его взаимодействии с окружающим миром и с другими людьми и ставит своей целью дать индивиду зримые ориентиры поведения в повседневной жизнедеятельности, в конкретных жизненных ситуациях.

Философия Н.Аббаньяно имеет практическую направленность (1). Проблема общения рассматривается философом особо. Как известно, вхождение личности в социум - обязательное условие ее собственного развития. И эта мысль, можно сказать, является лейтмотивом системы Н.Аббаньяно. Согласно концепции Н.Аббаньяно, формируясь в своей индивидуальности, человек строит свои отношения с обществом людей.

Бытие не дано индивиду априорно. Индивид всегда ищет бытие (2). Индивид всегда живет и действует в ситуации изначальной проблематичности, всякое его действие есть «акт проблематичной неопределенности».

Свободно осуществляя сознательный выбор, индивид вовлекается в собственное существование и движется к разрешению проблемной ситуации, приближая тем самым бытие. Человек постоянно трансцендирует за пределы самого себя, упрочиваясь в собственной конечности. Движение от неопределенности к цельности, к бытию, от прошлого к будущему Аббаньяно называет структурой. Согласно Аббаньяно, проблематичность лежит в основе структуры, и человек в трансцендировании к бытию выступает как экзистенция. Но проблематичность никогда не устраняется, и достигая определенных рубежей в реализации своего Я, индивид продолжает искать бытие. В этой связи исключительно важное значение приобретает одно из ключевых понятий философии Н.Аббаньяно - «трансцендентальная возможность». Выбирая и реализуя некоторую возможность, индивид реализует самого себя. Но Аббаньяно не исходит из идеи абсолютного равенства возможностей. В случае их абсолютного равенства индивид в конечном счете нивелируется, ибо ни одна из них в этом случае не обладает большей или меньшей ценностью для самого индивида (3). Трансцендентальная возможность, по Аббаньяно, есть интегральная возможность, синтезирующая в себе остальные, формирующая сущностное ядро человеческой личности, самость человека. Таким образом, она конституирует человеческую личность (4). Именно в ней реализуется «должное» индивида в аксиологическом плане. Но, утверждая свою самость и упрочиваясь в единстве Я, человеческая экзистенция не замыкается в рамках лишь собственной субъективности, изолируясь от сообщества людей. Самодостаточность отдельной личности вне социума, как справедливо полагает Аббаньяно, невозможна. По Аббаньяно, человеческая экзистенция утверждается в конечности, но в то же время остается открытой для бытия и в этом смысле трансцендирует в сообщество людей. Экзистенция уже отчасти обладает бытием, которое становится зоной встречи и общения с другими людьми.

В качестве примера Аббаньяно приводит личность художника. Реализуя свою индивидуальность, художник получает возможность общения со зрителем посредством произведений искусства. В этом смысле художник опредмечивает себя. Изначальную проблематичность в концепции Н.Аббаньяно мы признаем как основание его концепции общения. Экзистенция трансцендирует к экзистенции. От собственного выбора и решения зависят перспективы взаимодействия человеческой экзистенции с себе подобными - ко-экзистенция. Абсолютизация своего Я, полное пренебрежение интересами других людей ведет к изоляции индивида, к распаду его ко-экзистенциальных связей, состоянию «рассеяния», отчуждения.

Сосуществование с другими людьми всегда предполагает уважение личности другого человека, признание его индивидуальности. Выбор конструктивен, если человек осознает неповторимость личности другого. «Человек зависит от выборов, которые он совершает, и он должен учиться делать их совместимыми с выборами других и благотворными для себя». А этому он может научиться только из опыта, который осуществляет в соотношении с другими и с собой перед проблемами, которые ставит перед ним жизнь (5).

Человек нуждается в другом человеке с точки зрения самой экзистенции и отношения с самим собой, отношения Я с Ты. В этой связи уместно замечание К.Маркса: «...Человек смотрится, как в зеркало, в другого человека». «На вопрос: что такое другие? я могу ответить, лишь отвечая на вопрос: что такое я для самого себя?» (6). Представляет интерес и анализ Н.Аббаньяно различных аспектов повседневной жизни людей, в частности, их взаимоотношений в браке. Этот пример представляется наиболее показательным в плане нахождения консенсуса в совместном проживании. Аббаньяно подчеркивает, что заключению брака (совместного проекта. – А.Б.) должен предшествовать собственный свободный выбор обеих сторон, который зиждется на общности стремлений и интересов, иначе — важно наличие некоей доминанты, сплачивающей людей вокруг общей цели, «вовлекающей в ее реализацию сущностные стороны личности» (7).

Но прежде всего важен сознательный выбор обоих людей, осуществляя который, они реализуют самих себя. Этот выбор в ходе совместного общения, скрепленный главным объединяющим началом, постоянно обновляется и укрепляет союз перед лицом испытаний. Делая впоследствии новый выбор, люди подтверждают выбор, осуществленный ранее (8).

Таким образом, напрашивается вывод, что перспективы благотворного или негативного опыта общения индивида с себе подобными - в руках самого индивида. Путем сознательного решения и выбора индивид укрепляет свои отношения с сообществом людей или же ослабляет их.

В условиях современного общества, раздираемого противоречиями, учение об общении Николо Аббаньяно представляет собой попытку их разрешения, направленную на оздоровление социального и нравственного климата общества.

__________________________________________

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб., 1998. С. 7, 291, 94, 97, 103, 102, 171, 172.

2. Там же.

3. Аббаньяно Н. Антропологическая проблема морали // Философские науки. 1991, № 11. С. 150.

4. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм..

5. Аббаньяно Н. Мудрость жизни. СПб., 1996. С. 65.

6. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм.

7. Аббаньяно Н. Воспоминания философа. Аспекты времени. СПб., 2000. С.174, 175.



8. Там же.

 © А.Ю. Байбородов, 2001

Каталог: psu -> files -> 1634
files -> Региональная идентичность в современной России: типологический анализ
1634 -> Проблема сущности мире в философии И. Канта
1634 -> Проблема научности в философии XVII века
1634 -> Научная философия как основа интеллектуального потенциала общества Кризис цивилизации. – Экологическая катастрофа. – «Дьявол рынка»
1634 -> Занятие по написанию рефератов так вы­рождается наука, становясь позитивистской, укладываясь в Постулат Устойчивости (3), и так вырождается философия, превращаясь в гносеологию, в знание о знании
1634 -> Проект научной этики в афинской школе философии
1634 -> Механизмы взаимодействия социальной и генетической программ развития общества
1634 -> Критерии научности философии: континентальная философия науки и феноменология Э. Гуссерля
1634 -> Магистр философии, волонтер Корпуса Мира Мэттъю Листа
1634 -> Две модели социально-философской антропологии: альтернатива или синтез?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница