Проблема анализа Бытия как стратегический замысел герменевтики М. М. Хайдеггера А. В. Источникова



Pdf просмотр
страница1/5
Дата25.05.2018
Размер77.6 Kb.
  1   2   3   4   5


Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г. стр.59-62
59
Проблема анализа Бытия как стратегический замысел
герменевтики ММ. Хайдеггера
А.В. Источникова
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему истолкования Бытия представителем немецкой философии XX в. М. Хайдеггером. Главное внимание уделяется анализу его фундаментальной работы "Бытие и время, где раскрываются основные понятия философской герменевтики и феноменологии человеческого бытия.
Abstract. The author has considered the problem of interpretation of Being by a representative of the German philosophy of the XX century, M. Heidegger. A great attention has been paid to analysis of his basic work
"Being and Time". In this work the author has revealed the basic ideas of philosophical hermeneutica and phenomenology of Human Being.
1. Введение
В XX столетии герменевтика перестала быть только теорией и практикой истолкования текстов,
а приобрела статус философского направления, претендующего на самостоятельное место среди основных течений современной философской мысли. Сама возможность трансформации герменевтики в философию содержится в феноменологии. Рассматривая сознание как область значений или смыслов,
последняя открывает простор для герменевтики, предоставляя ей возможности для интерпретаций.
Весомый вклад в феноменологический подход к герменевтике внес Мартин Хайдеггер.
По Хайдеггеру, герменевтика представляет собой феноменологию человеческого бытия.
Согласно его взглядам, акту сознания предшествует изначальная вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится. Иными словами, он занимается первичным прояснением смысла текста (а затем уже его последовательно пересматривает, помещая себя в границы выявленной ситуации. Сточки зрения
Хайдеггера, тот способ, каким осуществляется такое (пред)нахождение, и представляет собой понимание, реализующееся через истолкование, интерпретацию. Это обстоятельство, по мнению
Хайдеггера, служит непредвзятым свидетельством изначальной герменевтичности человеческого бытия.
В "Бытии и времени" Хайдеггер приходит к еще более широкой трактовке герменевтики он определяет ее как попытку впервые определить существо истолкования. Таким образом, в отличие от тех ученых, для которых текст существует в виде предмета комплексных научных исследований в филологии, истории,
лингвистике и т.д., Хайдеггера интересует постановка проблемы возможностей истолкования, значения герменевтики для понимания бытия. В данном случае герменевтическая позиция позволяет сфокусировать многообразие важных проблем водной точке. Вопросы этики, эстетики, религии, значимые для человека, имеют один общий "исток, который заставляет задуматься над проблемой истолкования бытия.
2. Герменевтическая проблематика "Бытия и времени"
Герменевтические взгляды Хайдеггера в полном объеме раскрываются на страницах "Бытия и времени" (Хайдеггер, 1997). Работа нацелена на реконструкцию изначального интуитивного плана,
пронизывающего содержательно-смысловую сторону целостной философской программы, получившей наименование – фундаментальная онтология.
Увлеченность историософскими идеями Гегеля (Figal, 1996), с которым Хайдеггер ведет активную полемику в "Бытии и времени, изначально отразилась на постановке проблемы соотнесения исторического опыта по Гегелю (опыта всемирной истории, раскрываемого в терминах спекулятивной теологии) и истинностного аспекта такого опыта. Хайдеггер отказался от объективистски настроенного понимания истории как всеобщей и неизменной. Имея ввиду главный труд Хайдеггера, заметим, что путь к самому себе в опоре на индивидуально- конкретный и событийно значимый опыт трансценденции определенно предполагает, что строение доличностных отношений в мире предшествует историческому фактору взаимодействия и самораскрытия. Напомним, что бытие- в-мире, как присутствие, предполагает конституируемый всеобщий для него аспект открытости, в котором впервые обнаруживает себя экзистенциал заботы. Качественное основание экзистенции, стремящейся прорвать путы затемненного, затерянного в повседневности безличных отношений существования и выйти к свету подлинных возможностей самобытия, показывает, что смысл заботы раскрывается, прежде всего, в перспективе исторического самоопределения личности как бытия к собственной смерти (бытие-к-смерти).
Болезнь и смерть, но также и вина, и страх – ключевые понятия, используемые другим мыслителем,
от которого принято начинать отсчет экзистенциальной философии. Историософские идеи датского философа и писателя Кьеркегора, просматриваемые через собственный вариант диалектики, выдвинутый им в пику гегелевскому, оказываются на поверку едва лине главным (наряду с дильтеевскими представлениями о




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница