Проблема абстрактного в контексте психолингвистики



Дата04.05.2018
Размер59.2 Kb.

ПРОБЛЕМА ИМЕНИ АБСТРАКТНОГО В ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ РЕСУРСЕ

Баркова Екатерина Григорьевна

Ставропольский государственный университет

По мнению современных языковедов, абстрактные имена существительные содержат концептуальные, мировоззренческие основы бытия человека, имплицитно вводят в сознание принципы создания научной и языковой картин мира и являются непосредственным носителем внеязыковой информации. В частности, абстрактные существительные несут в себе содержание самых значимых в духовной, интеллектуальной и эмоциональной сфере процессов, явлений, состояний, понятий, представлений. А.Н. Леонтьев утверждает, что абстрактные существительные есть обобщение множества возможных моделей данных конкретных объектов («предметной области»), а именно инвариант этих моделей (4, 11). Дж. Н. Кейнс вносит следующее уточнение в определение конкретного существительного как названия предмета, а абстрактного — как названия атрибута: „Конкретное существительное — это название того, что рассматривается как имеющее атрибуты, т. е. как субъект атрибутов, а абстрактное существительное — это название чего-то, что является атрибутом к чему-то другому, т. е. атрибута субъектов“ (7, 15). Исследователь замечает, что атрибуты сами могут быть субъектами атрибутов, как, например, в предложении Unpunctuality is irritating (Непунктуальность досадна), и что Unpunctuality, хотя и является по существу абстрактным существительным, но может употребляться так, что будет подходить под определение конкретных существительных. Но „названия, которые образовались как абстрактные и продолжают так употребляться, могут также употребляться и как конкретные существительные, т. е. являются названиями атрибутов, которые сами могут рассматриваться как имеющие атрибуты“ (7, 20).

Кейнс вынужден признать парадоксальность этого вывода и, исходя из логических соображений, исследователь отказывается от различения конкретных и абстрактных названий, заменяет его различием между конкретным и абстрактным употреблением названий, добавляя, что „как логики мы мало имеем отношения к абстрактному употреблению названий“, поскольку, „когда название употребляется в качестве подлежащего или сказуемого в несловесном предложении, его употребление всегда конкретно“ (там же, с. 16).

Задача данной статьи – отметить и подчеркнуть, что абстрактная лексика появляется на самом высоком уровне развития мышления, в ней реализуются вся система мировоззренческих ценностей, представлений человека о мире, о себе, об отношении к себе, к миру, к другому человеку, к добру и злу, т.е. абстрактная лексика является выражением всей интеллектуальной, духовной и эмоциональной деятельности человека. О. Есперсен утверждает, что, «когда мы выражаем существительными то, что обычно выражается предикативными формами глагола, наш язык становится не только более абстрактным, но и мало понятным; наряду с другими обстоятельствами этому способствует еще и то, что в отглагольном существительном исчезает ряд животворящих моментов глагола (время, наклонение, лицо). Поэтому именной стиль может быть уместен в философии, но и там он иногда только облекает простые мысли в тогу глубокой мудрости; в повседневной же речи он оказывается мало применимым» (5, 53). В качестве наглядного примера Есперсен рассматривает санскрит, который стал в Индии привилегированным средством выражения для тех, кто получает высшее образование. Его уже не понимают в низших классах; санскрит перестал употребляться в других областях человеческой жизни. В то время как санскрит все более и более отходил от практических нужд повседневной жизни, он вместе с тем все больше и больше использовался в высшей умственной деятельности; и по мере того как сфера мыслей, которые надо было выразить, сужалась, абстрактный способ выражения становился все более и более необходимым (там же, с. 55-56).

Абстрактную лексику А.Н. Леонтьев считает обязательным психолинвистическим компонентом образа мира в представлении человека, особенность которого состоит в его реактивном характере, укладывающемся в бихевиористскую схему «стимул – реакция». Ориентация абстрактной лексики базируется на определенной трактовке процессов поведения (речевого поведения), при этом роль абстрактной лексики – установление внутреннего равновесия в системе «человек – среда» (4, 37). Образ мира, как он понимается сегодня психологами, - это отображение в психике человека предметного мира, опосредствованное абстрактной лексикой и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии. Бытие человека-в-мире как его составной части, находящейся с этим миром в непрерывном диалоге предполагает, по мнению А.Н. Леонтьева, «...возвращение к построению в сознании индивида образа внешнего многомерного мира, мира как он есть» (курсив А.Н. Леонтьева), в котором человек живёт и действует, но в котором абстракции сами по себе не «обитают» (4, 271). С психолингвистической точки зрения, можно говорить о системе инвариантных образов мира, точнее – абстрактных моделей, описывающих общие черты в видении мира различными людьми. Заметим, что такой инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми.

Вслед за А.Н. Леонтьевым отметим, что образ мира многомерен, как многомерен и многообразен сам мир. Условно образ мира разбит на ситуативные фрагменты, в которых сознанием сначала «высвечивается» отдельное абстрактное понятие, а затем внимание и сознание переключаются на другое. Такое непрерывное переключение сознания с одного понятия на другое предполагает переход означенного образа предмета с одного уровня осознанности на другой. Подобный ситуативный фрагмент можно наблюдать, например, в произведении И.В. Гёте «Страдания юного Вертера». На первый план выходят такие понятия, как Wärme (пыл), Vergötterung (восторг), Liebe (любовь / сила любви (пер. Н. Касаткиной)), Glückseligkeit (счастье), Zauderei (нерешительность); затем происходит движение сознания к Zweifel (сомнения), Elend (страдания), Sehnen (тоска), Mißmut (уныние), Trauer (грусть). Далее ситуативный фрагмент насыщается глубинными понятиями, центральными для данного «кирпичика» образа мира: Übel (беда), Pein (терзания), Qual (мука), Leiden (страдания). Таким образом, мы видим некий «малый мир», проникнутый эмоционально-волевыми тонами. Концепцию подобного «малого мира» сформулировал М.М. Бахтин: «Мир, где действительно протекает, свершается поступок, - единый и единственный мир, конкретно переживаемый..» (1, 511-512). Абстрактные понятия приобретают ценностный центр, слагаются вокруг него в некоторое устойчивое архитектоническое целое.

По мнению А.Н. Леонтьева, корни идеи диалога сознания с образом мира можно усмотреть ещё в ранних работах П.А. Флоренского. Именно ему принадлежит тезис о психике как своего рода продолжении предметного мира: «... Акт познания есть акт не только гносеологический, но и онтологический, не только идеальный, но и реальный. Познание есть реальное выхождение познающего из себя или, - что то же, - реальное вхождение познаваемого в познающего.. . Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей...» (6, 73-74).

Система абстрактных понятий, например, в романе И.В. Гёте «Страдания юного Вертера», есть система ориентиров, необходимая для деятельности в данном вещном и социальном, одним словом – предметном, мире. С точки зрения психолингвистики, коммуникация – это способ внесения той или иной коррекции в образ мира собеседника (ситуативный, фрагментарный и в то же время непосредственный, т.е. образ «большого» мира, или глобальный, но выключенный из реальной деятельности и реального переживания этого мира, т.е. образ «малого» мира, мира абстракций) (4, 272).

Абстрактные понятия играют важную роль не только в рефлексивных процессах, но и в процессе хранения семантической информации. Б.М. Величковский отмечает, что «семантическая информация может храниться в памяти в форме вложенных друг в друга пространственных и семантических контекстов» (2, 27). Форму такой организации и плотность «упаковки» сведений обеспечивает именно система абстрактных понятий.

По мнению А.Н. Леонтьева, психолингвистика давно уже идет в направлении моделирования ситуативного взаимодействия человека и мира, в направлении построения «психолингвистики событий», или «психолингвистики деятельностного взаимодействия». Большое значение для развития науки имеют категории, связанные с пространственной, временной и иной «событийной» конкретизацией речевых высказываний, в которых фигурируют имена абстрактные. Последовательное рассмотрение этих категорий как психолингвистических не может не оказать воздействия и на понятийную и основные положения общей лингвистики.



Литература.

  1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. – 543 с.

  2. Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. - М.: Академия, 1986. – 249 с.

  3. Леонтьев А.Н.. Психология общения. – М.: Академия, 1997. – 368 с.

  4. Леонтьев А.Н.. Основы психолингвистики. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

  5. Есперсен О. Философия грамматики. Пер. с англ. В.В. Пассека и С.П. Сафроновой. Под ред. и с пред. проф. Б.А. Ильиша. – М.: Изд-во иностранной литературы, 2002. – 408 с.

  6. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М.: Наука, 1990. – 640 с.

  7. Keynes J. N. Studies and Exercises in Formal Logic. - London, 1906. – 576 с.

  8. Johann Wolfgang von Goethe. Die Leiden des jungen Werther. - Deutscher Taschenbuch Verlag, 2007. – 240 c.

  9. Гёте И.В. Страдания юного Вертера. – СПб.: Изд-во «Наука», 2002.– 253 с.




Каталог: WordDocs
WordDocs -> Старость является социальным феноменом – только социальные отношения с устойчивыми элементами взаимопомощи делают старость воз
WordDocs -> Синергетический подход и проблема развития субъектности личности
WordDocs -> Лингвистический анализ метапоэтических стихотворений Востокова
WordDocs -> Структура образовательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
WordDocs -> Социально-политическая интерпретация традиционализма
WordDocs -> К проблеме выделения единицы анализа риторического дискурса
WordDocs -> Лисицына Евгения Викторовна
WordDocs -> Организация конструктивных взаимодействий в педагогическом процессе начальной школы как показатель оптимизации межличностных в
WordDocs -> В последние годы учёными часто поднимается вопрос о качестве российского образования в высшей школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница