Природа архетипа и спектр ее жизненных проявлений



Скачать 80.85 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата14.05.2018
Размер80.85 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5


2004 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №27

26
УДК 130.3
С.А.Маленко
ПРИРОДА АРХЕТИПА И СПЕКТР ЕЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ
The author analyses the peculiarities of archetypes of collective unconscious, which act as ways of instincts existence exactly at a level of human. The concept “instinct” has a rather limited use as it characterizes especially biological aspect of behaviour and relations with the environment. The author insists on decisive role of archetype in construction of collective unconscious under the influence of a complex of social factors – material conditions of the society existence and spiritual reference points, which determine the prospects of mankind development.
Исследование бессознательного и его разнообразных проявлений невозможно без анализа соотношения понятий «архетип коллективного бессознательного» и «инстинкт» в контексте регуляции поведения людей и животных. Подобная формулировка проблемы возникает вследствие неправомерного применения одних и тех же понятий для характери- стики разных форм организации живой материи. Реалии животного и человеческого бытия, бесспорно, отличаются. Именно поэтому необходимо четкое смысловое размежевание этих реальностей, что и становится возможным именно в границах теории архетипа, сформули- рованной К.Г.Юнгом.
Анализируя поведение животных, большинство специалистов приходит к выводу, что инстинкты выступают совокупностью сформированных в процессе развития данного вида наследственных реакций, составляющих основу его жизнедеятельности. Без сомнения, человек как природное существо от рождения имеет необходимые для жизни биологиче- ские предпосылки. Однако принципы его жизнедеятельности существенно отличаются от животных. В чем же состоят признаки специфически человеческого бытия? Исходя из кон- цепции К.Юнга, можно утверждать, что архетипы представляют собой типичные способы поведения, которые осознаются и оборачиваются представлениями, как и вообще все, что происходит в сознании. Они — свойства изменчивых инстинктов и носители определенного энергетического действия.
Исходя из того, что человек всегда представляет собой становящуюся систему, архе- типы, по нашему мнению, следует рассматривать как способы существования инстинктов именно на уровне человеческого. Юнг, однако, допускает возможность лишь ограниченно- го использования понятия «инстинкт», что предполагает рассмотрение сугубо биологиче- ского аспекта поведения, отношений со средой. И вообще, биологизм, по его мнению, не позволяет определить специфику человека как творца, а потому «архетип» не может быть сведен только к природным аспектам организации индивидуальной жизни человечества, которая ими не исчерпывается, а наоборот, только начинается.
Становление юнгианского варианта психоанализа проходило сложным и противоре- чивым путем. В своих ранних работах К.Юнг акцентирует внимание на тождественности понятий «инстинкт» и «архетип»: «коллективное бессознательное состоит из суммы ин- стинктов и их коррелятов, архетипов» [1], — отдавая, таким образом, дань довольно рас- пространенной в науке тенденции, придающей инстинктам исключительное, первостепен- ное значение в жизни человека и человечества. Но позже Юнг обосновывает положение о том, что архетипы фактически не являются производными от инстинктов, а выполняют само- стоятельную функцию регуляции сверхбиологической жизни человека, что является прямым следствием усложнения ее организации. «Реализация и ассимиляция инстинкта никогда не происходят путем растворения в инстинктивной сфере, они происходят только посредством интеграции образа, которая определяет и одновременно пробуждает инстинкт» [2], т. е. архе- тип, играя ключевую роль в бессознательном, открывает перспективы изучения воображения и интерпретаций такой сущностной черты человеческого бытия как образотворчество.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница