«Приобщение обучающихся к этнокультурному образованию в современных условиях»



страница1/32
Дата03.01.2018
Размер1.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

«Приобщение обучающихся к этнокультурному образованию в современных условиях»

Методист Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования

Ишеевского Дома детского творчества

Прохорова В.В.

Любой народ по своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое,

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Нынешняя структура формировалась на протяжении многих веков, явилась результатом сложных взаимодействий и взаимовлияний различных этапов и культур, отражает все своеобразие нашего многонационального поволжского региона. Мы видим сегодня явный новый расцвет культур коренных народов Поволжской земли. Открываются детские сады, школы и классы с обучением на родном языке. Национальные праздники собирают тысячи людей самых разных национальностей. На Ульяновском телевидении работают целые программы, на высоком уровне представляющие культуру народов Среднего Поволжья. Все это не может не радовать нас – работников образования, педагогов школ и Дома детского творчества, каждый день встречающих детей и родителей самых разных национальностей. Именно поэтому системе образования отводится важная роль в процессах возрождения, сохранения и развития национальной культуры народов, проживающих на территории области и района. Изучение родной культуры и традиций, прежде всего, следует начать с усвоения родного языка. Я думаю, все согласятся, что первый пласт культуры, несомненно, это язык народа. Язык следует рассматривать как единое духовно-культурное пространство национального бытия. С усвоением родного языка тесно связано формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности. Та нация, которая неустанно заботится о сохранении и развитии своего языка, по настоящему продлевает свою национальную жизнь. Сегодня формирование и развитие системы этнокультурного образования в условиях многонационального Поволжья стало одним из приоритетных направлений деятельности МУ «Управление образования МО «Ульяновский район»

Контингент учащихся многонационален, представлены все народы Поволжья. С целью формирования гибкой системы национально-этнического образования, способной максимально обеспечить потребность учащихся представителей татарского, чувашского, мордовского этносов в получении национального образования и развития многообразных форм приобщения детей, начиная с дошкольного возраста, к нравственным и этническим ценностям родного края, многовековым традициям и обычаям своего народа в образовательных и дополнительных учреждениях проводится большая работа по сохранению и обучения детей национальной культуре и языку.

Образовательные учреждения работают над реализацией таких задач:

-изучать родной язык как предмет,

-сохранять и развивать национальную культуру народов, проживающих на территории Ульяновской области,

-приобщать к истории своего народа, его национальным ценностям и традициям,

-развивать и углублять интерес к родному языку.

Образовательные учреждения свою работу проводит в соответствии с Законом «О языках народов РФ» и Законом «Об образовании», положениями Конституции РФ, нормативными документами Министерства образования и науки.

Учителя и педагоги дополнительного образования на своих занятиях широко применяют элементы культуры татарского, чувашского и мордовского народа в сравнении с элементами культуры других народов Поволжья. Кроме как на занятиях по изучение родного (нерусского) языка изучение ведется по сквозной программе обучения на уроках изобразительного искусства, трудового обучения используются орнаменты разных народов для украшения различных изделий, изготовленных руками учащихся. На занятиях по кулинарии девочки учатся готовить национальные блюда, на уроках физической культуры разучивают игры разных национальностей, на уроках музыки – национальные народные песни.

Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствует разнообразие форм работы с детьми и родителями. Формированию национального сознания, раскрытию творческого потенциала учащихся подчинена работа не только самого ОУ.

Учащиеся школы и воспитанники дополнительного образования принимают активное участие в районных и региональных олимпиадах по татарскому и чувашскому языкам, где становятся призерами.

Во многих школах имеется отдельные кабинеты по изучению истории и культуры родного языка, которые оснащены различными учебно-методическими пособиями.

Учащиеся школы и воспитанники УДО принимают активное участие в общешкольных, районных и областных мероприятиях таких как:

- в фестивалях детского чувашского и татарского народного творчества «Мы разные, но мы вместе»

- «САРПИКЕ» (чувашская красавица)

которые проводятся ежегодно,

- в конкурсах сочинений «Мой любимый родной язык-народной мудрости родник»,

-«Гордость моя – национальная семья»,

-«Моя семья – моя крепость» под такими названиями в районе прошли конкурсы среди семей четырех (русских, чувашских, татарских и мордовских национальностей), где приняли участие многие педагоги школ района со своими семьями,

-«Национальные новогодние елки»

-Активное участие принимаем на празднике земли и плуга «Сабантуй» и «Акатуй». Нам специально выделяется «Детский майдан», где наши воспитанники показывают свое творчество в исполнении национальных песен, танцев. Проводим с ними национальные игровые программы.

-Этнографический фестиваль

-Краеведческой конференции

-Симбирский олимп;

-Дни национальных культур;

-Встречи со знаменитыми, известными людьми Ульяновской области ЧР, РТ;

-Конкурс этнографических музеев и во многих др. мероприятиях.

В течение 2011-2012 учебного года в массовых мероприятиях охватили 950 учащихся и 320 человек взрослого категория людей.

Ежегодно в феврале месяце проводим месячник родного языка, посвященный международному дню языка, в рамках месячника проводятся литературные гостиные, встречи со знаменитыми людьми. Конкуры,

викторины, фестивали, выставки, поездки по знаменитым местам в разные города и т.д. Каждый день мероприятия проводятся посвященные культуре родного народа, населяющего Поволжье. Чистота и напевность родной речи проникают в души детей с самыми первыми детскими впечатлениями, порождая чувство гордости за свой народ, родной язык, за свою страну.

В апреле проводим неделю родного чувашского языка, посвященный ко дню рождения И.Я.Яковлеву.

В целях укрепления учебно-материальной базы пополнение кабинетов новыми наглядными пособиями, техническими средствами, инструментами

и др.) популяризации творчества известных просветителей чувашского, татарского и мордовского народов. Обеспечения преемственности в изучении культурного наследия Российских этносов и воспитания подрастающего поколения на культурном и духовном наследии народов России для учителей педагогов дополнительного образования провели в этом учебном году районный смотр – конкурс кабинетов по изучению родного (нерусского) языка.

Педагоги дополнительного образования активно принимают участие в региональном конкурсе «Лучший учитель родного языка», «Сердце отдаю детям»

Произошли позитивные изменения в плане изучения языка и культуры народов Поволжья и в других образовательных учреждениях района.

Значительное внимание вопросам национального воспитания уделяется сегодня в дошкольных образовательных учреждениях. Именно здесь начинается ознакомление детей с культурой и бытом народов Поволжья путем приобщения к социальной действительности, ознакомления с художественной литературой, произведениями декоративно-прикладного искусства, музыкой и прочее.

Традиционными стали, проводимые во всех ДОУ, фестивали народов Поволжья. В рамках этих мероприятий дети исполняют песни на родном языке, народные танцы, играют в игры, угощаются блюдами национальной кухни.

В группах детского сада оформлены зоны гражданского воспитания, в которых представлена государственная символика РФ, а также краеведческий материал (куклы в национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, иллюстративный материал).

Обучение детей аппликации строится по методике З.А. Богатеевой, которая широко использует элементы татарского национального орнамента.

Положительно решен вопрос по развитию сети кружковой работы через Ишеевский Дом детского творчества и непосредственно ОУ района. Кроме того, большую возможность в изучении этнокультурных особенностей всех национальностей дает литературное и историческое краеведение, которое организовано в рамках регионального компонента базисного учебного плана.

Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствуют многоплановость содержания образовательных программ и разнообразие форм работы с детьми и родителями. Учреждения дополнительного образования - это огромный и живой организм, который функционирует и активно живёт не только учебный, но и календарный год. Неотъемлемой органической частью всей учебно-воспитательной работы является внеклассная работа. Рациональное сочетание классных и внеклассных форм занятий способствуют максимальной оптимизации учебно-воспитательного процесса в УДО, как в целом, так и в преподавании любого объединения. В учреждениях с многонациональным составом учащихся внеклассная работа приобретает особое значение как один из важнейших источников создания и расширения родной языковой среды в целях совершенствования преподавания и изучения родного языка. Внеклассная работа по родному языку повышает интерес учащихся к предмету, расширяет и углубляет их знания, обогащает бюварный запас. Внеклассные и внешкольные мероприятия помогают выполнению одной из главных задач современной школы - воспитанию учащихся на традициях народной культуры.

В народе всегда жила и живёт великая тяга к коллективному художественному творчеству. История досуга нашего народа неразрывно связана с бытовыми традициями, обрядами, героическими деяниями и желанием их увековечить, с любовью к своей земле, с добрым и светлым мироощущением.

В настоящее время массовые праздники и зрелища прочно вошли в детский досуг, базируясь на традициях народа, на лучших принципах предшествующего организационно-творческого опыта. В праздничном единстве собравшиеся для веселья дети полнее и ярче чувствуют свою принадлежность друг к другу, ощущают себя единым целым, представителями одного народа, одного государства. Такие праздники всегда объединены общим большим событием — поводом, собравшим множество людей.

Новые образовательные стандарты предполагают расширение внеурочной деятельности школ. Более того, такая деятельность вводится в состав обязательной части учебного плана. Особенности работы, которую предстоит выполнить школам и дополнительного образования, в том, что каждому коллективу необходимо выявить свои приоритеты, определить формы работы и результаты. Таким образом, понятие «стандарты» становится более широким и ёмким. Главное, ФГОС поможет разработать систему воспитательной работы в школе в соответствии с требованиями времени, создать условия для максимальной вовлечённости родительской общественности в процесс обучения и воспитания детей. Одной из принципиальных задач при работе над новыми стандартами является создание на основе имеющегося опыта внеклассной работы, возможностей социума модели внеурочной деятельности школы.

Успех организации внеклассной работы во многом зависит от методического мастерства педагога, его умения определить содержание, цели и задачи внеклассной работы. Также подобрать соответствующий материал к нему, преподнести его воспитанникам в доступной и занимательной форме. Педагоги-организаторы выполняет педагогическую и творческую работу особого рода. Ему необходимо многое уметь и быть сценаристом, постановщиком, заранее знать, что сделать для того, чтобы на большой площадке не «затерялся» ни один исполнитель и его было всем видно и слышно, и многое другое.

Педагогу, организатору важно учесть отношение детей к таким формам досуга и

стремиться к тому, чтобы ребята получали наибольшую возможность развития и

обогащения своего интеллектуально-творческого потенциала. При подготовке к

празднику дети должны «заразиться» праздничным настроением, нести его в себе,

готовясь вместе со всеми к празднику. Очень важно, чтобы дети при этом испытывали:


  • ощущение личной причастности;

  • стремление к широкому общению с другими людьми;

  • особый эмоциональный настрой, вызванный общественным настроением.

Совокупность этих понятий и создаёт праздничную ситуацию в конкретном детском

обществе, что является очень важным педагогическим моментом деятельности педагога.

В воспитательной работе с детьми и подростками необходим и дифференцированный подход, отражающий психолого-педагогические особенности того или иного возраста, выявляющий и реализующий творческие возможности и запросы ребят.

. Накопить этот необходимый для каждого человека запас добрых воспоминаний помогут и внеклассные мероприятия, и праздники, посвящённые основным ценностным жизненным ориентирам. Дополнительное образование в объединениях и проведение массовых мероприятий имеет большую животворную силу не только для учащихся, она творчески обогащает и самого педагога, связывая его с многогранной жизнью ученического коллектива вне урока.



Я вам хочу предоставить для использования в работе свою программу «Изучение истории и культуры чувашского языка» рассчитанная на 2 года обучения и несколько разработок районных фестивалей детского чувашского творчества.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ишеевский Дом детского творчества





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница