Применение презентации на уроке по повести Н



Скачать 93.76 Kb.
страница1/3
Дата27.07.2018
Размер93.76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3

Использование презентации на уроке по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Кочемасова А.А., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Школа №110»

Советского района г. Казани
Согласно теории нейролингвистического программирования, существует 3 типа восприятия информации: аудиальный (слышание), визуальный (видение), кинестетический (прикосновение, движение) – все они должны быть задействованы в процессе обучения. Использование на уроке различных презентаций помогает учителю воздействовать на все каналы восприятия информации, таким образом, достигается высокий процент усвоения материала на уроке.

В последнее время появилось очень много прекрасных программ, тренажёров по литературе ( например, «Кирилл и Мефодий»),но эти тренажёры не всегда отвечают поставленным на уроке целям. Чаще всего это лишь фрагменты урока. Поэтому у учителя возникает желание создать нечто новое, своё, отвечающее его замыслу построения урока.

При выборе слайдов для презентации, выборе общего фона необходимо учитывать цвет.

Вопросы цвета и его влияния на человека издавна интересовали многие выдающиеся умы человечества. Это и психологи , и врачи, и целители. Например, швейцарский врач и психолог Макс Люшер, великие физики Исаак Ньютон и Герман Гельмгольц, французский астроном Камиль Фламмарион.

Тему цвета разрабатывали поэты. Например, Иоганн Вольфганг Гёте и Артур Рембо. Композитор Александр Скрябин положил начало цветомузыке. О цветовоздействии на человека много размышляли выдающиеся живописцы, среди которых можно назвать Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского.

«Краска непременно должна воздействовать на каждого человека»,- говорил Василий Васильевич Кандинский (1866-!944), один из основоположников абстрактного искусства. Он придавал огромное значение звучанию цвета в живописной картине. В своём труде «О духовном в искусстве» Василий Кандинский исследовал психологическую суть цветов. Он дал оригинальные и ёмкие определения основных красок, привёл их меткие сравнения со звучанием различных музыкальных инструментов.

Для своей презентации я выбрала оранжевый цвет, совместно с бледно-зелёным. Ассоциация- цвет яркий, праздничный , переходящий при смешении в болезненно- серый. Оранжевый- цвет заката, это время, когда происходят основные события повести. Именно в это время суток всё в призрачном свете, всё расплывчато и обманчиво. Так начинается ассоциативный ряд: от цвета- к образам, от образов- к слову, от слова- к замыслу. Здесь мы видим, что от зрительских ассоциаций происходит переход к понятийным, логическим.

Существует несколько научных концепций усвоения социального опыта. Мне ближе ассоциативно- рефлекторная. Суть её в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чём-то сходными и различными. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека- это и есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций- простых и сложных.

В результате аналитико-синтетической деятельности происходит объединение ассоциаций в системы, т.е. формируется интеллект.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются; расширяются и удлиняются ассоциативные ряды.

Ассоциации – сложный процесс логического мышления, возникают не на пустом месте. Автор художественного произведения, преобразуя действительность в художественную картину мира, воплощает свои индивидуально – авторские представления о людях, о явлениях и событиях . Производя отбор и монтаж образов , автор тем самым создаёт систему образов , образный строй , в котором реализуется идейно-эстетическое содержание произведения . Образный строй в свою очередь получает выражение в индивидуальной , уникальной для каждого художественного произведения речевой системе.

Таким образом, читательские ассоциации – это результат целенаправленной деятельности писателя.



1 слайд. «Современный Невский проспект». Чтобы закрепить зрительный образ, одного цвета мало. Необходимо показать, как выглядит эта улица, какие достопримечательности можно на ней увидеть. Можно провести заочную экскурсию по фотографиям.

Текст слайда: «Архитектура этой улицы сохранилась от Гоголя до наших дней. Пройдитесь по этой улице, вдохните её аромат, всмотритесь в витрины магазинов и кафе.



«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта».

Так начинается повесть Н.В.Гоголя».


2 слайд. «Историческая справка». Необходимо напомнить школьникам об истории создания произведения, т.к. именно в этот период (около 1935 г.) происходит окончательный отказ Гоголя от романтизма и появляются произведения в духе реализма (натурализма).

Текст слайда:



  • 1831-1832- опубликован сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  • 1835- выходит сборник «Миргород»

  • 1835 (первая половина)- Гоголь публикует сборник «Арабески», в который вошли три «петербургских повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»



3 слайд. Сравнительная таблица «Романтизм и натурализм»



  • Романтизм

  • Провозглашение человеческой личности сложной и глубокой

  • Взгляд на жизнь сквозь «призму сердца»

  • Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному

  • Мучительное переживание разлада с действительностью

  • Отказ от обыденного

  • Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира




  • Натурализм

  • Стремление эмпирически описать действительность, а не преобразовывать её при помощи творческой фантазии

  • Критическая направленность

  • Антиромантические настроения

  • Снятие всех тематических запретов, установка на социальное обобщение

  • Гуманизм и демократизм

  • Аналитические тенденции





4 слайд. «Главные герои повести» Переходим к анализу текста.

Текст слайда.



  • Назовите героев повести «Невский проспект». После этого вопроса даётся время для осмысления.

  • Затем : «Главные герои не только Пирогов и Пискарёв , иначе Гоголь назвал бы своё произведение «Повестью о Пирогове и Пискарёве».

  • Обратите внимание на начало и конец повести, где даётся развёрнутое описание Невского проспекта, олицетворяющего Петербург в повести.



5 слайд. Вопрос: «Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?»


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница